БАЗОВЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

ВЗГЛЯД СОВРЕМЕННОЙ НЕЙРОБИОЛОГИИ
Уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию фрагмент большого исследовательского обзора проведённого одним из лидеров в области нейробиологии аффектов Jaak Panksepp.
Его исследования оказали влияние не только на современную психиатрию, но и смежные области, в частности психоанализ и помогли вывести теорию влечений, драйвов, привязанности, а так же понятия "либидо", "мортидо", "эрос" и "танатос" из концепций в практическую плоскость, подкреплённую нейровизуализацией и экспериментами.
В данном фрагменте вы сможете узнать про 7 базовых аффективных систем, которые являются фундаментом в построении отношений с заботящимися лицами и миром в целом и как следствие определяют формирование идентичности, характера и сексуальности человека. Например, вам станет понятнее, как нейробиология связана с возможностью мужчин выполнять женские социальные функции и наоборот.

Приятного чтения!

Базовые эмоциональные системы.
Взгляд современной нейробиологии.
Jaak Panksepp, Ph. D., 2010
выдержка из статьи: Affective neuroscience of the emotional BrainMind: evolutionary perspectives and implications for understanding depression
Межвидовые аффективные нейробиологические исследования подтверждают, что первичные эмоции возникают в подкорковых зонах головного мозга, тождественных анатомически, нейрохимически и функционально у всех исследуемых млекопитающих. Эмоциональные переживания (аффекты) – преходящие переменные, сообщающие животным о том, как они справляются с вопросом выживания. Различные положительные аффекты указывают на то, что животные склонны возвращаться к «зонам комфорта», способствующих выживанию, а отрицательные аффекты отражают «зоны дискомфорта», указывающие на ситуации, угрожающие выживанию. Они представляют собой унаследованный инструмент для выживания – эволюционную память, содержащую важную информацию в закодированной форме, передающуюся геномом в чистом виде (как первичные мыслительные процессы), которые культивируются базовыми механизмами научения (вторичные процессы), также как и мыслительными процессами высокого порядка/ мыслями (третичными процессами).

Более правильное понимание природы первичных аффектов поможет усовершенствовать предклинические модели психических расстройств и, таким образом, клиницисты будут владеть новым и эффективным инструментарием в подходе к проблемам клиентов. Эти связи имеют огромное значение в понимании психических расстройств и продвижению психиатрической практики.
Обычно психические расстройства отражают аффективный дисбаланс мозговой деятельности. В связи с этим, ключевой вопрос исследований в области психиатрии – это нейтральная природа эмоциональных переживаний. К примеру, в исследованиях депрессий, одним из неотвеченных вопросов является: Почему депрессия так сложно переживается? Что такое «психологическая боль», забирающая у людей радость жизни? Именно этими вопросами, связанными с аффектами мы так же задаемся при работе с зависимостями. Здесь мы исследуем возможность, какие изменения хронических аффектов могут возникнуть благодаря функциональным изменениям в базовой эмоциональной системе мозга. Например, уменьшение частоты специфических положительных аффективных систем, наряду с увеличенным влиянием отрицательных аффективных связей, может быть причиной депрессии.

Однако, что представляют собой эти системы?

Эмоциональная составляющая может быть неоднозначной. Так, первичные (такие как базовые или зачаточные) эмоциональные связи характеризуются нейронными и поведенческими критериями. Базовые эмоциональные связи характеризуются шестью критериями:

  • создают характерные поведенческо-инстинктивные паттерны
  • изначально активируются ограниченным набором неосознанных раздражителей
  • возникают в результате ответа на провоцирующее окружение
  • эмоциональные вспышки блокируют/регулируют различные чувственные зоны мозга
  • контролируют научение и способствуют развитию программ высшей познавательной деятельности
  • по мере взросления эмоциональные вспышки регулируются механизмами высшего порядка
Исследования головного мозга подтверждают существование, как минимум, семи первичных (базовых) эмоциональных систем – поиск, ярость, страх, страсть, забота, горе (ранее паника) и игра – сконцентрированных в подкорковых отделах мозга млекопитающих.
Система поиск/желание
Эта глубинная система соотносится с медиальным пучком переднего мозга, которая называется «система поощрений». В действительности, это довольно сложная мотивационная система возбуждений, необходимая животным при добывании ресурсов для выживания и содействии эффективной работе других эмоциональных систем. Это основной источник «жизненной энергии», так же называемой, «либидо». В чистом виде она провоцирует оживленное и восторженное исследование и неутолимое возбуждение/познание. При полной ее активности, поиск наполняет ум интересом и мотивирует организм беспрепятственно искать необходимое, стремиться и желать. У людей эта система оперирует и поддерживает любопытство, включая решение повседневных и высокоинтеллектуальных задач. Эта система подавляется в период абстиненции при наркотической зависимости, хроническим стрессом и болезнями, сопутствующими депрессивными состояниями. Чрезмерная активность этой системы может провоцировать вызывающее и импульсивное поведение, вместе с психотическими расстройствами и маниакальными тенденциями. Антипсихотические меры уменьшают действие этого механизма «создавания рельности». Понятие «создание реальности» используется, чтобы подчеркнуть тот факт, что эта система способна создавать каузальные убеждения о природе мироустройства посредством восприятия связанных между собой событий.
Нейроанатомически поиск соответствует возбужденному медиальному пучку переднего мозга и основной дофамин-возбуждающей системы поощрений, движущейся от вентрального среднего мозга до центра удовольствия и медиальной лобной доли, где он способствует развитию функций лобной коры, связанных с планированием и предвидением событий. Таким образом, поиск – это не только система «удовольствия и мотивации», но и предоставление животным необходимых ресурсов для выживания. Она способствует обучению посредством неутолимой жажды познания, частично кодируя предсказуемые отношения между событиями. Это вызывает чувство удовлетворения от выполненной задачи как у животных, так и людей, и снижает депрессивные последствия и дисфорию при наркотической зависимости. В дальнейшем это будет подчеркиваться в примерах билатерального повреждения системы, вызывающее немотивированные состояния у животных (влечения снижены) и чрезмерного самопоощрения, приводящего к состояниям дисфории.

Система ярости / гнева
При невозможности активации системы поиска наступает ярость. Гнев наступает в результате лишения животного свободы действий. Ярость провоцирует постоянную электрическую стимуляцию нейронных связей мозга (ЭСМ) охватывающую медиальную амигдалу и гипоталамус до дорсальной части периакведуктального серого вещества среднего мозга.

Ярость очень близко контактирует и взаимодействует с транс-диэнцифальной системой страха, что подтверждается примером классической реакции «удар-ответ». Она дает толчок агрессивному поведению, когда животные находятся в состоянии раздражения или удерживаются от проявления агрессии, что также помогает защищаться, вызывая ответное чувство страха у противника. Достаточное объяснение ярости человека можно получить посредством изучения этой психической энергии системы мозга. Электрическая стимуляция упомянутых отделов головного мозга может спровоцировать внезапные сильные приступы гнева при отсутствии внешних раздражителей. Ключевыми химическими веществами, активирующими эту систему, являются вещество Р и глютамат, тогда как опиоиды и гамма-аминомаслянная кислота ее подавляют. Считается, что глютамат и вещество Р нейтрализуют действие системы (например, апрепитант), что может помочь контролировать гнев человека. Другие медикаменты также могут контролировать вспышки гнева благодаря дальнейшему пониманию его устройства.

Система страха/тревоги
Появление страха помогает животным защититься от боли и уничтожения. Импульсы страха позволяют животным избежать опасности, тогда как слабый импульс ведет к «замороженной реакции». Стимулирование этих же отделов головного мозга человека взывает приступы нетерпения, несвязанного с внешней причиной. Основные химические вещества, регулирующие эту систему – это нейропептид Y и рилизинг-фактор кортикотропина; антивозбуждающие вещества, такие как бензодиазепины, угнетающе действуют на эту систему, усиливая трансмиссию гамма-аминомаслянной кислоты.
Система страсть/секс
Сексуальное желание, медиированное определенными импульсами и химическими веществами головного мозга, четко распознается мужчинами и женщинами, вызывается их половыми гормонами, контролирующими химические вещества, включая «социальные нейропептиды» – трансмиссия окситоцина обусловлена наличием эстрогена у женщин и вазопрессина – тестостерона у мужчин. Эти химические вещества головного мозга способствуют созданию гендерных сексуальных предпочтений. Окситоцин способствует сексуальной готовности у женщин, также как и доверию и уверенности, а вазопрессин – убедительность и, возможно, зависть, у мужчин.

В раннем возрасте отличие женских от мужских сексуальных склонностей формируется гормонами стероидами; в пубертатный период сексуальная активность пробуждается благодаря гонадальным гормонам. По причине независимого функционирования мозговых и телесных половых характеристик, у животных, обладающих внешними мужскими признаками, становится возможным выполнять женские сексуальные функции и наоборот, обладающих внешними женскими признаками, выполнять мужские функции. Дофамин-активная система поиска участвует в выборе сексуальных поощрений, также как и других поощрений, описанных выше.

Система заботы/родительской опеки
Эволюция головного мозга обеспечивает систему самозащиты, чтобы родители (обычно мать) заботились о потомстве. Некоторые химические вещества, принимающие участие в половой системе, к примеру, окситоцин, переориентируется в связующее звено материнской заботы – опеку и социальное становление – подтверждая тот факт, что существует тесная эволюционная связь между сексуальным удовлетворением женщины и мотивацией стать матерью.

Гормональные изменения в конце беременности (уменьшение прогестерона и увеличение эстрогена, пролактина и окситоцина) придают уверенности в своих материнских способностях за несколько дней до рождения потомства. Это сочетание гормонов и нейрохимических изменений усиливают материнскую связь с потомством.
Система горевания / сепарации
Изначально эта система называлась «система паники», однако лишь единицы понимали смысл терминологии, описывающей первичные процессы, поэтому было изменено название на понятие, более соответствующее процессам третьего порядка, горевание (еще раз подчеркивая понятийное несоответствие в исследовании эмоциональной сферы: К примеру, чем отличаются третичные эмоции утраты, горя и скорби?) В любой ситуации молодые социально-зависимые животные обладают сильными эмоциональными системами, обеспечивающими их взросление. Они плачут, когда потеряются, давая понять воспитателям, что нуждаются во внимании. Система импульсов этой сепарационно-тревожной системы обеспечивается импульсами, исходящими от дорсальной части периакведуктального серого вещества до антериольной поясной коры; она активируется глютаматом и релизинг-фактором кортикотропина, а угнетается опиодами, окситоцином и пролактином – основными социально-зависимыми и связующими химическими веществами мозга млекопитающего. Эти нейрохимические вещества являются фундаментальными в развитии привязанности, необходимой для психического здоровья и благополучия в будущем. Также стоит упомянуть, что приступы паники могут отражать внезапную эндогенную потерю чувства безопасности (крайнее проявление сепарации-тревоги), а не внезапного страха. Мы считаем, что эти связи возникают пароксизмально во время переживания горя и печали, сопровождающиеся низкой опиоидной мозговой активностью.

Система игры / социальной вовлеченности и борьбы
Молодые животные очень любят физические игры – бег, салки, хватание и реслинг. Эти «агрессивные» утверждающие действия постоянно сопровождаются положительными эмоциями, радостью, с определенными сигналами. К примеру, крысы производят высокочастотный писк (~50 kHz), напоминающий смех. Одна из функций ролевых игр – научиться социальным правилам и культивировать социальные взаимодействия. Игра запоминается на подкорке и способствует развитию вторичных мозговых конструкций, таких как эмпатия. Дальнейшее изучение этой системы может привести к открытию положительных эмоций, нейрофизиология которых может быть полезна в лечении депрессий.
Все, что нужно знать о клинических проявлениях.
Углубленный курс "Психиатрия для психологов"
Ведущий Антон Ежов - к.м.н., врач-психиатр, психотерпевт, супервизор.
Эти семь эмоциональных систем обеспечивают исследования в области психиатрии различными эндофенотипами, представляющими важность в развитии понимания аффектов с точки зрения нормы и патологии. Для неклинических исследований эти эмоциональные системы обеспечивают важные составляющие мозговых связей, чтобы проводить не только исследования в области психиатрии, а и, как уже подчеркивалось, обеспечить точное воздействие психиатрической медицины. Сфокусировавшись на этой возможности, мы придем к пониманию, как эти системы помогут нам понять причины психических расстройств и выработать более эффективные подходы в лечении.
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ И хАРАКТЕР
Все, что нужно знать о клинических проявлениях.
Углубленный курс "Психиатрия для психологов"
Ведущий Антон Ежов
к.м.н., врач-психиатр, психотерапевт
Автор Jaak Panksepp, Ph. D., 2010
Перевод Галины Савченко | Научный редактор Антон Ежов
© 2009-2024 Royal College of Psychiatrists
© All Rights Reserved, 2018 - 2022. PSY4PSY.RU
contact@psy4psy.ru