Болезнь ли это? В детской психиатрии особенно заострены две полярности: гиподиагностика по принципу «это же ребенок, вырастет – пройдет» или гипердиагностика, когда у родителя слишком большие ожидания и много тревожных проекций по поводу ненормальности ребенка, или сам специалист патологизирует нормальные проявления детского возраста и в любом непоседливом ребенке видит гиперактивность, а в фантазиях о воображаемом друге – детскую шизофрению.
Для того, чтобы внести ясность в этот вопрос можно опираться на общие критерии диагностики МКБ-10 и ДСМ-4. Насколько сильно, и влияют ли вообще, указанные в первом пункте, проблемы на социальное функционирование? Прежде всего, это касается:
1. Жизни в семье
2. Учебы в школе
3. Дружеских отношений
4. Занятий в свободное время
Так же важно учитывать субъективное страдание ребенка. Депрессивные, тревожные или дети, подвергшиеся насилию, могут делать то, что от них ждут взрослые, создавая внешнюю картину абсолютного отсутствия проблем, испытывая при этом значительные внутренние муки.
Кроме этого необходимо оценить, влияют ли эти проблемы на окружение, то есть, какой объективный ущерб они причиняют физическому здоровью, психоэмоциональному состоянию и имуществу семьи, социума, школы и т.д.