ЗАЧЕМ СОЗДАВАТЬ НОВОЕ:
МОТИВЫ И ДРАЙВЫ

Антон Ежов к.м.н., психотерапевт
Уважаемые коллеги! В этой статье, написанной по материалам мастер-класса, который проводился в условиях вынужденной изоляции, в период весны 2020 года, обсуждается какое место в этом контексте занимает креативность. Мы оказались в сложной ситуации, которая заставляет нас формировать новые способы адаптации и, наверняка, не каждый хотел бы пережить такой опыт ограничений и полностью добровольным решением вряд ли это можно назвать.
В любом случае, этот новый опыт может быть интересен с точки зрения психологии. 

Плодотворного размышления!
С уважением, Антон Ежов

Креативность (лат. сrеatio - созидание, сотворение) - способность творить, способность к творческим актам, которые ведут к новому необычному видению проблемы или ситуации. Это создание новых идей, которые отклоняются от традиционных схем, концептов, в которых мы привыкли мыслить, воспринимать реальность и действительность. С этой точки зрения, недавние события тому яркий пример. Мы оказались в сложной ситуации, которая, в некотором роде, даже вынуждает нас формировать новые навыки, новые способы адаптации и осознанно не каждый хотел бы пережить такой опыт самоизоляции, ограничений, добровольным решением вряд ли это можно назвать.
Ведущий Антон Ежов - к.м.н., врач-психиатр, психотерапевт, супервизор.
Какие важные аспекты креативности можно выделить?
Зачем, в принципе, человек создает что-то новое?

Креативность как деятельность. Можно наблюдать определенную тенденцию создавать что-то, делать, особенно в условиях переживания неопределенности, одиночества, скуки и/или в качестве средства самоуспокоения при тревоге. Например, часто люди рисуют, вяжут находясь в одиночестве, так, недавно клиентка говорила мне о том, что открыла для себя вязание, в условиях изоляции, так как это ее успокаивает.

Можно прочесть об опыте изоляции у тех людей, которые оказались в экстремальных условиях, например, оказавшись в одиночестве на яхте в океане: "Самые тяжелые переживания с галлюцинациями, с сильнейшей тревогой, были в ситуации штиля. А когда возникала гроза и какой-то шторм, мгновенно все симптомы исчезали".
Он был занят спасением, какой-то деятельностью - парус опустить, узел завязать, еще предпринять какие-то действия, и эта деятельность его утешала, поэтому креативность часто несет в себе такой успокоительный эффект.

Креативность как знание, просвещение и воспитание. Благодаря творчеству, созданию нового мы познаем себя и мир и сообщаем об этом другим. К примеру, эта статья и мастер-класс - как попытка донесения читателю и участникам определенного опыта и знаний, то есть креативность может нести дидактическую функцию, как в пассивной форме, когда мы воспринимаем чье-либо творчество, так и в активной, когда создаем что-то сами, и уже в самом процессе растем духовно и интеллектуально.
Вспоминаю, как в школе нас водили на просмотр фильмов. Мы, конечно, воспринимали все по-другому, лишь бы уроки скучные не учить, но заложена была идея, чтобы через наблюдение за созданным творческим событием мы могли понять, воспитать в себе определенные этические аспекты через сопереживание героям.

Креативность как послание. Это создание нового как некого сообщения другим людям. Мы общаемся тоже благодаря творчеству, благодаря созданию новых форм доносим свои идеи. Например, в терапии часто происходит так, что клиент или терапевт спонтанно создает метафоры, аллегории, чтобы другой мог лучше понять его сложности на уровне образов, переживаний и эмоций, а не просто фактов и событий.

Креативность как предсказание. Не секрет, что творческие люди каким-то чудесным образом могут интуитивно предвосхищать серьезные глобальные события, как будто опережая их на какое-то время. Таких примеров довольно много: поэты, предсказывающие обстоятельства своей смерти, писатели-фантасты, описывающие научные открытия за несколько веков. К примеру, за некоторое время до событий в Чернобыле выходит фильм «Сталкер» А.Тарковского, изобразившего постапокалиптическую картину. И многие как раз указывают на прямые отсылки к этому. Может быть, кто-то в своем творчестве предвосхитил пандемию, карантин и вирус. Сейчас, к примеру, говорят про фильм «Заражение», который был снят 11 лет назад и воспроизводит события наших дней с удивительной точностью. Это важный аспект креативности – предвосхищение событий.

Креативность как суггестия. Схожая с предыдущим аспектом, но немного отличная от него - суггестивная функция, внушающая. Множество религиозных образов, фресок, икон могут быть причислены именно к этому фактору.

Креативность как эстетика. То есть, как говорят, «потому, что просто красиво». Даже биологически, эволюционно у нас есть стремление к созданию красивых форм, человек стремится к симметрии и гармонии. Поиск хорошей формы заложен эволюционно, и человек хочет создавать красоту, это очень важно.

Креативность как стремление к наслаждению. Как известно, много открытий совершалось из гедонестических побуждений. Сейчас многое воспринимается как должное, но совсем недавно многое было невозможно реализовать - от элементарных вещей до сложных технических приборов, которые стремятся облегчить жизнь, сделать ее более комфортной.

Что будем исследовать сегодня?
В этом эксперименте мы будем опираться на способности человека к игре и исследовать воображение, чтобы понять, из чего складывается способность человека жить творческой жизнью.

Игра содержит в себе противоречие: играющий все время
пребывает в двух сферах - условной и действительной.

Уменье играть заключается в овладении двуплановостью поведения.

Иммануил Кант, 1790

Какие две крайности можно наблюдать у людей, у которых нарушена способность играть?

Первая крайность – когда все воспринимается слишком реалистично. Игра, творчество, искусство в целом, постоянно сравнивается с реальностью. Здесь можно наблюдать и два момента: в театрах 19 века зрители стреляли в актеров, игравших мерзавцев, с криками: «Как ты мог так поступить!?» и убивали их. Другой пример - показ первого фильма, когда поезд ехал на зрителя, и это вызывало панику, стрельбу, бегство. С психологической точки зрения - происходит утрата контакта с символической частью. Это полное погружение в мир фантазии и утрата контакта с реальностью.
Вторая крайность – уходить разочарованным из кинотеатра, со словами «так не бывает», потому, что супергерой упал с небоскреба и выжил. В этом случае наоборот: гиперреалистичность не позволяет миру фантазий, символов овладеть восприятием и эмоциями.

Здесь очень важно пытаться сохранять баланс, как мы делаем в театре: впечатляемся игрой актеров, переживаем эти состояния катарсиса, эмоции, которые у нас вызывает происходящее. Но в то же время мы допускаем, что это игра. То есть, когда мы видим убийство, к примеру, в фильме или постановке – это некий символ, образ, попытка исследовать это убийство, но не факт убийства самого.

Это попытка исследовать через творчество, через направленное упражнение, попытка исследовать этот феномен, но не в коем случае, конечно же, не воссоздание этой реальности фактически. Как раз эта хрупкая грань позволяет нам эффективно контактировать с творчеством и с искусством, то есть присутствовать в этих разных сферах.
Глупо твердить, что актеры просто втирают вам очки, поскольку вы заплатили за билет, и не менее глупо безоговорочно верить в то, что вам показывают, становясь таким образом жертвой иллюзии. 

Вьет Тхань Нгуен, роман «Сочувствующий»

Сегодняшний мастер-класс - это попытка исследовать через упражнение, определенные феномены, но не в коем случае, конечно же, не воссоздание этой реальности фактически. Как раз эта хрупкая грань позволяет нам эффективно контактировать с творчеством и с искусством, то есть присутствовать в этих разных сферах.
Метапотребности и три вектора движения 
Также, в качестве материала, вспомним определенные драйвы, мотивы, которые организуют психодинамические конфликты. Эти внутрипсихические конфликты организованы прежде всего вокруг либидо и агрессии. Так, например, Карен Хорни выделяет три основных вектора:

Движение к людям, движение от людей и стремление быть над людьми. То есть, потребность в близости, автономности и доминировании.

Первая группа потребностей - это стремление к близости, заботе, кооперации, соединению с другими людьми. Потребность в любви, принятии, в разделении чувств с другими людьми. Это внутренний движущий мотив в случае креативности, например, когда мы внезапно, не будучи поэтами, чувствуем тягу к творчеству и пишем стихотворение, чтобы признаться в любви партнеру.

Следующая группа потребностей – это нарциссические потребности. То есть, потребность в признании. Сюда же можно отнести конкуренцию. Также это сексуальные потребности и влечения, тоже являются важным двигателем нашей деятельности. Это агрессия, контроль и власть над людьми, в экстремальном варианте - это садистические тенденции в управлении, контроле, манипулировании другими. Таким образом, креативность в этом случае обслуживает потребность в признании, успехе и власти. При кажущейся «негативности», огромное количество достижений человеческой цивилизации было продиктовано именно этими драйвами.

Третья группа потребностей - движение от людей, то есть стремление к индивидуальности, стремление к обособленности и безопасности. В этом случае мы создаем что-то «для себя», для своей безопасности, чтобы еще больше укрепить границу между собой и окружающим миром.

Это краткий обзор относительно функций креативности и мотивов, двигающих нас к созданию чего-то нового. Поэтому, если мы будем рассматривать двигающие внутренние мотивы в контексте креативности, я думаю, это может нам помочь.

Упражнение, его обсуждение и комментарии участников, в целях соблюдения конфиденциальности остается за скобками данной статьи.

Все, что нужно знать о клинических проявлениях.
Углубленный курс "Психиатрия для психологов"
Ведущий Антон Ежов - к.м.н., врач-психиатр, психотерапевт, супервизор.
Литература

1. Винникотт Дональд. Игра и реальность. - М.: Институт общегуманираных исследований, 2017

2. Вьет Тхань Нгуен, «Сочувствующий», Groove Press, 2015

3. Кант Иммануил. Критика способности суждения, 1790 - М.: Искусство, 1994

4. Хорни Карни. Невроз и рост личности. - М: Академпроект, 2008

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ И хАРАКТЕР
Все, что нужно знать о клинических проявлениях.
Углубленный курс "Психиатрия для психологов"
Ведущий Антон Ежов
к.м.н., врач-психиатр, психотерапевт