Креативность как деятельность. Можно наблюдать определенную тенденцию создавать что-то, делать, особенно в условиях переживания неопределенности, одиночества, скуки и/или в качестве средства самоуспокоения при тревоге. Например, часто люди рисуют, вяжут находясь в одиночестве, так, недавно клиентка говорила мне о том, что открыла для себя вязание, в условиях изоляции, так как это ее успокаивает.
Можно прочесть об опыте изоляции у тех людей, которые оказались в экстремальных условиях, например, оказавшись в одиночестве на яхте в океане: "Самые тяжелые переживания с галлюцинациями, с сильнейшей тревогой, были в ситуации штиля. А когда возникала гроза и какой-то шторм, мгновенно все симптомы исчезали".
Он был занят спасением, какой-то деятельностью - парус опустить, узел завязать, еще предпринять какие-то действия, и эта деятельность его утешала, поэтому креативность часто несет в себе такой успокоительный эффект.
Креативность как знание, просвещение и воспитание. Благодаря творчеству, созданию нового мы познаем себя и мир и сообщаем об этом другим. К примеру, эта статья и мастер-класс - как попытка донесения читателю и участникам определенного опыта и знаний, то есть креативность может нести дидактическую функцию, как в пассивной форме, когда мы воспринимаем чье-либо творчество, так и в активной, когда создаем что-то сами, и уже в самом процессе растем духовно и интеллектуально.
Вспоминаю, как в школе нас водили на просмотр фильмов. Мы, конечно, воспринимали все по-другому, лишь бы уроки скучные не учить, но заложена была идея, чтобы через наблюдение за созданным творческим событием мы могли понять, воспитать в себе определенные этические аспекты через сопереживание героям.
Креативность как послание. Это создание нового как некого сообщения другим людям. Мы общаемся тоже благодаря творчеству, благодаря созданию новых форм доносим свои идеи. Например, в терапии часто происходит так, что клиент или терапевт спонтанно создает метафоры, аллегории, чтобы другой мог лучше понять его сложности на уровне образов, переживаний и эмоций, а не просто фактов и событий.
Креативность как предсказание. Не секрет, что творческие люди каким-то чудесным образом могут интуитивно предвосхищать серьезные глобальные события, как будто опережая их на какое-то время. Таких примеров довольно много: поэты, предсказывающие обстоятельства своей смерти, писатели-фантасты, описывающие научные открытия за несколько веков. К примеру, за некоторое время до событий в Чернобыле выходит фильм «Сталкер» А.Тарковского, изобразившего постапокалиптическую картину. И многие как раз указывают на прямые отсылки к этому. Может быть, кто-то в своем творчестве предвосхитил пандемию, карантин и вирус. Сейчас, к примеру, говорят про фильм «Заражение», который был снят 11 лет назад и воспроизводит события наших дней с удивительной точностью. Это важный аспект креативности – предвосхищение событий.
Креативность как суггестия. Схожая с предыдущим аспектом, но немного отличная от него - суггестивная функция, внушающая. Множество религиозных образов, фресок, икон могут быть причислены именно к этому фактору.
Креативность как эстетика. То есть, как говорят, «потому, что просто красиво». Даже биологически, эволюционно у нас есть стремление к созданию красивых форм, человек стремится к симметрии и гармонии. Поиск хорошей формы заложен эволюционно, и человек хочет создавать красоту, это очень важно.
Креативность как стремление к наслаждению. Как известно, много открытий совершалось из гедонестических побуждений. Сейчас многое воспринимается как должное, но совсем недавно многое было невозможно реализовать - от элементарных вещей до сложных технических приборов, которые стремятся облегчить жизнь, сделать ее более комфортной.