В случае с детьми полезно исследовать все пять органов чувств, а также вестибулярный аппарат, - где у него перекос в какую сторону, в каких ощущениях он более адаптивен, в каких нет. В случае с приемными детьми у них уже есть травма, которую они получили, и каким-то образом это влияет на интероцептивную осознанность, на низкие ее показатели. Нужно смотреть, в каких моментах она выше, что он делает лучше, что хуже. В случае с детьми очень важно ощущение прикосновения, могут быть три типа прикосновения, которые они могут неправильно воспринимать: ощущение температуры, света, физического касания. И иногда дети отрезают собственные ощущения от боли, они могут спокойно влететь в стену и как будто не заметить этого. Иногда очень развит слух, иногда с глазами проблемы, иногда очень хорошо развиты обоняние и вкусовые ощущения, они могут избирательными быть в еде. Иногда могут быть довольно неуклюжими, потому что нет баланса в теле, даже не ощущают себя в пространстве. И могу привести просто как пример или как факт, что у каждого человека эта модель ощущений собрана по-разному. И работаем ли мы со случаем дисморфии, либо с приемным ребенком, очень важно понять и разобраться в этой модели, создать опросник, профайл, чтобы у нас была основа, от чего отталкиваться. Тогда мы, имея эти исследования, можем терапевтическую работу проводить в индивидуальном порядке, подбирая музыку, например, наша ситуация будет более индивидуализирована. Есть специальная терапия, направленная на интеграцию 5-ти органов чувств, чтобы вернуть ощущения в «окно толерантности». Нужно обязательно работать с этими показателями сенсорными и творчески к ним подходить, потому что в случае с каждым человеком его индивидуальная интероцептивная осознанность может работать по-разному. Может, этому человеку нужно одеяло или теплая одежда, крепко его обнять, чтобы он прочувствовал заново эти ощущения, вернулся к ним.
Вспоминаю случай, когда я работала с одним мальчиком, у нас были занятия терапевтической йогой, и в конце каждого занятия он просил завернуть его в коврик и только так он мог выразить свои чувства, что ему грустно, потому что так он чувствовал себя в достаточной безопасности, в этих условиях.