21 апреля 19:00 | однополярные и двуполярные системы | СЕМИНАР ПИТЕРА ФИЛИППСОНА
Close
ВСТРЕЧА
Питер Филиппсон - гештальт-психотерапевт,
международный тренер и супервизор; учредитель
Манчестерского центра гештальт-терапии
21 АПРЕЛЯ 19:00 | однополярные и двуполярные системы | СЕМИНАР ПИТЕРА ФИЛИППСОНА
Close
Что значит встреча? Не означает ли встреча двух людей то, что моя интерпретация себя встречается с интерпретацией меня другим?

В эпоху, названную Кристофером Лаш, культурой нарциссизма, временем «фейковых новостей», управления через твиттер, фокусом на внешней картинке и разных вариантах виртуальной реальности - наш вопрос действительно актуален.

Думаю, что гештальт терапия имеет и на него ответ, но этот ответ теряется в поляризации и упрощенных версиях теории и на практике.

Во-первых, у нас есть индивидуализированная версия, в которой я существую отдельно, и ты - отдельно, и мы узнаем наши проекции или интерпретации друг друга.

Также у нас есть анти-индивидуалистическая, социально конструктивистская версия, в которой мы обусловлены социальным окружением, и наши действия разыгрываются в социальных процессах.

В первом случае встреча становится своего рода экономической транзакцией: чего я хочу от вас, чего вы хотите от меня? Любовь редуцируется до приятных переживаний того, что я чувствую, и это становится мотивом для встречи с вами - пока длится чувство.

И во втором - встреча означает что-то про нас вместе, но каждый обладает свободой выбора и волей соглашаться или нет.

И в том и другом случае сама идея встречи другого человека становится трудно выполнимой.
Что может к этому добавить гештальт терапия?
В своем оригинальном определении она основана на теории self, проявляющегося в контакте. Или даже так - теория self и теория контакта - это одна и та же теория. Если нет другого, по словам Перлза, то идея self лишена смысла: self - это то, что вступает во взаимодействие с инаковостью, а не чем-то «внутри» меня. Нам всегда не хватает конфигурации self-другой (другой, с которым мы вступаем в контакт, не обязательно должен быть человеком, а гештальт подход говорит о встрече человека с человеком, возможно, это уже не так актуально в эпоху, когда нам нужно заботиться о своем окружении, чтобы выжить как вид).

Я вступаю во взаимодействие с тобой и ты (если ты - это другой человек) - взаимодействуешь со мной. Так, в оригинальной гештальт-концепции нет представления о том, что я нахожусь в вакууме, и ты тоже находишься в вакууме, и мы сталкиваемся друг с другом, и это есть - встреча. Скорее, встреча начинается с чувственного опыта, перехода к формированию фигуры и энергии интереса, до актуализации меня как того, кто встречает тебя здесь и сейчас.
Дао Де Цзин хорошо говорит об этом:
Поэтому тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну [дао], а кто имеет страсти, видит только его представления.

 Лао Тцы, 1972, глава 1

По мере того, как мы взаимодействуем на основе нашего интереса или желания, мир кристаллизуется в явления, включая меня, заинтересованного, и тебя, кем я заинтересован. 
Это поток встреч и актуализаций self-другой на основе ассимиляции относительно стабильных self-концептов, или, в терминах гештальт - функций персонэлити, содержит все наши идентификации: друзья и близкие, дети и родители, ценности и интересы (работа, увлечения, места досуга и т.д.) Конечно, все это может изменяться с течением времени. И также включает наши интроекты и фиксированные невротические идентификации, которые удерживают нас в тесном привычном круге, нашем жизненном пространстве.
Дело здесь в том, что люди попадают в цикл повторений и приходят в терапию, когда эти сценарии больше не работают в их жизненных ситуациях. Терапия говорит, что недостаточно индивидуалистической / роджерианской парадигмы подключения и аффирмации к проявлениям человека в терапии.

Клиент, которого мы видим, актуализируется в терапии, и терапевт, которого видит клиент, актуализируется вместе с ним. Мы не можем точно предсказать, каким мы увидим клиента в другой ситуации или то, как он будет воспринимать нас тогда.
Гештальт терапия - это не обеспечение страховкой при встрече терапевта с клиентом!
Фиксированные аспекты самоидентификации клиента и его неадекватность в текущей жизни - вот что приводит его в терапию, а не то, что терапия поддерживает его существование.
Зачем перегружать психотерапию такими сложными идеями?

Во-первых с прагматической точки зрения: это работает хорошо и даже быстро!

Если self обусловлено какой-то «сутью» человека, то не совсем ясно, о чем тогда процесс терапии. Если self - живое, тогда это творческое приспособление, которое (также креативно) затвердевает по отношению к сложному опыту, обычно в детском возрасте, когда способность к изменению доступна при достаточной поддержке, то это исследуется от затвердения до нового способа импровизации в жизни и констактирования с терапевтом. Я часто привожу метафору танца и могу повторить ее здесь.
Образ терапии, который мне представляется - это танец, который ты танцуешь с кем-то в первый раз. У каждого из нас есть свой выученный способ как танцевать, и если у нас был негативный опыт спонтанного танца, то нам будет неловко, и мне нужно будет найти новый способ взаимодействия с партнером, чтобы он танцевал так, как я хочу.

Если я танцую с партнером, который не знает как танцевать, и он не готов просто повторять мои движения, то мы в конце-концов (преодолев неловкость и наступая друг другу на пальцы), найдем наш уникальный способ танца, и так же другой человек, клиент, найдет свои возможности для проявления спонтанности. Я не просто это привожу как метафору: мы можем это делать в танце и другими разными способами.
Я делаю то, что я должен и ты - то, что делаешь ты. Я показываю мои танцевальные движения, а ты - свои, даже если я просто копирую твои шаги. Тогда тебе нужно будет решить - действительно ли это то, что тебе нужно.

Если я создаю фигуру из своих представлений о тебе, тогда ты не узнаешь меня, кроме как в созвучии. А я буду удерживать в голове: «Он меня возненавидит, если узнает, какой я на самом деле», - об этом мне говорят многие клиенты.

Это больное место в отношениях - чувствовать, что тебя принимают, только тогда, когда ты - ненастоящий! И даже если сказать правду, то это станет скучным для других - видеть нас настоящими. Зачем быть в отношениях с кем-то, кому нечего нам предложить?
Но если мы будем вместе, показывая нашу «скуку» и рискуя тем, что другому не понравится то, что он может увидеть, мы можем по-настоящему удивиться тому, что другому с нами действительно приятно. А может и нет, тогда это не означает, что мы сделали что-то неправильно.

В противном случае - мы будем вместе, но мы не встретимся. Я ничего не могу от тебя взять, и мне нечего тебе дать. Это ощущение передает песня рок-группы Алана Парсона The Alan Parsons Project:
And they think it will make their lives easier
For you know up to now, it’s been hard
But the game never ends when your whole world
Depends on the turn of a friendly card.

Они считают, что жизнь будет проще
Но теперь ты знаешь, как это сложно
И игра не заканчивается, даже если вся твоя жизнь
Зависит от того, что поставлено на карту.

 The Turn of a Friendly Card

Я уверен, что здесь мы сможем найти способы, чтобы выйти за пределы того, чтобы быть вместе, и по-настоящему встретиться друг с другом, и в этом радоваться и развиваться.
На семинаре "Сексуальность: драйв и отношения" мы поговорим о позиции терапевта в сложном современном мире, границах и возможностях встречи.

Питер Филиппсон
психотерапевт, супервизор, экс-президент AAGT
Литература

1. Hillman J. We've Had a Hundred Years of Psychotherapy - And the World's Getting Worse”, Harper, San Fransisco, 1993

2. Lasch C. Culture of Narcissism”, Norton/Abacus, London, 1979

3. Филиппсон Питер (2001). Self в отношениях: Добросвет, 2014.


РАБОТА С ПАРАМИ: ОДНОПОЛЯРНЫЕ И ДВУПОЛЯРНЫЕ СИСТЕМЫ
21 АПРЕЛЯ
Курс профессионального мастерства
Питера Филиппсона
© 2015 - 2021 All Rights Reserved.
Перевод с англ.яз. Галины Савченко
Авторский курс Питера Филиппсона
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.psy4psy.ru
Для обложки бейджика использовано изображение с портала TheArtHunters