Почему ребенок не ест?
Влияние травматического опыта.

Наталья Фомичева
к.пс.н., клинический психолог, супервизор
Один из частых запросов к психологу – помочь с организацией питания ребенка. То, что ест ребенок, как он это делает, вес ребенка и его внешний вид, все это вызывает у родителей огромное количество тревоги, которую они приносят на прием к психологу.
Cпециалисту, работающему с пищевым поведением, важно отделить родительские чувства от поведения ребенка.

Какие шаги важно предпринять специалисту в начале работы с помощью в организации питания ребенка:
1
Прояснить реальные факты. Переживая тревогу, родители видят не все нюансы. Очень часто история про «он ест одни макароны» при тщательном рассмотрении превращается в «он предпочитает макароны, хотя может съесть творожок на завтрак, а яблоко на полдник».
2
Работать в связке с врачами. Найдите педиатра, которому вы доверяете как специалисту, и опирайтесь на его заключения. Если родители считают, что ребенок весит не столько, сколько должен, а врач говорит, что все в норме, нужно работать не с ребенком, а с чувствами и опасениями взрослых.
3
Исключить психиатрический диагноз. Ряд нарушений пищевого поведения возникает как симптом, например, при расстройствах аутистического спектра или как самостоятельная психопатология (пикацизм).
16 - 17 декабря | Психосоматический и аддиктологический подходы. в работе с РПП
Close
Клинический случай
Клиенты: мать (37 лет), дочь (8,5 лет).

Женщина обратилась с запросом прояснить состояние ребенка. По ее словам, девочка уже полтора года держит жесткую диету, отказывается от сахара, мяса, копченостей. В основном употребляет в пищу овощи и фрукты, изредка каши. Это вызывает у мамы много тревоги, однако уговорами изменить пищевое поведение ребенка не удается.

Девочка астеничного телосложения, вес на нижней границе возрастной нормы, хронические заболевания отсутствуют.

Семья полная, есть старший брат (14 лет).

Терапевтический сеттинг был выстроен следующим образом: 3 встречи с ребенком – 1 общая.
На первой индивидуальной встрече была сделана техника «Кинетический рисунок семьи». Себя на рисунке девочка изобразила очень маленькой и заштрихованной практически целиком. Брата изобразить забыла. В течение последующих сессий было выяснено, что полтора года назад в течение нескольких месяцев брат вовлекал сестру в игры эротического содержания и просмотр порнографических фильмов.

Сексуальная травматизация нарушила образ тела и вызвала расстройство пищевого поведения по ограничительному типу. Можно предположить, что через жесткий контроль поедаемого ребенок пытался снизить интенсивность переживаемых чувств (стыда, тревоги, злости).

Длительность терапии составила 8 месяцев. Параллельно я порекомендовала обратиться к семейному психологу всей семьей для проработки инцестуозной тематики. Фокусом терапии в работе с ребенком была работа с травмой, пищевое поведение практически не обсуждалось.

Психотерапия была завершена в связи с отъездом семьи в другую страну. К концу терапии ограничения в пищевом поведении ребенка существенно снизились, но не исчезли до конца.
Заключение
Отношения с едой – это отношения, которые мы начинаем выстраивать с самого рождения. Именно поэтому психотравма может серьезно их нарушить. В этом случае мишенью терапии будет именно переживание травмы, а не собственно пищевое поведение.
© 2017 All Right Reserved. PSY4PSY.RU
Курс "ОБРАЗ ТЕЛА: ОТ ОГРАНИЧЕНИЙ К СВОБОДЕ"
Обучающий проект Натальи Фомичевой
Made on
Tilda