Рисунок «Я-идеальный»

Техника исследования самооценки
Хезер Моран, 2012



Подписывайтесь на дайджест PSY4PSY
Изображение идеального Я – это техника, основанная на философии и теории психологии личностного конструкта (Джордж Келли, 1955). Это вариативный, увлекательный и быстрый метод оценки, который пригодится терапевтам, учителям и консультантам.

Основная идея

Основная идея этой техники – помочь клиенту исследовать различные мнения о себе, которые иногда сложно выразить словами. Задание состоит из трех частей, исследующих способ, каким человек не хочет быть, в отличие от себя-идеального и оценочная шкала движения между ними.

Техника находится в открытом доступе и ее часто используют психологи и специалисты в области образования, чтобы помочь ребенку изменить свое поведение, но подходит для клиентов любого возраста. Также полезна для супервизии и может быть изменена в зависимости от потребностей (работа, школа и др.).
Оборудование
  1. Три листа А4
  2. Черная ручка

Инструкции

В последовательных заданиях ребенок (клиент) рисует и терапевт подписывает ярлыки.
Необходимо точно и внимательно делать подписи.
Техника состоит из четырех частей.
Часть 1
Нарисуй человека, которым ты бы не хотел(а) быть.
  • Человек
Представь человека, которым ты бы не хотел(а) быть. Это не какой-то конкретный человек, его можно составить из черт разных людей, которых ты знаешь. Сделай набросок этого человека посредине листа.

Как бы ты описал(а) этого человека? Какой он? Назови три характерные черты, что он (она) собой представляет? Подпишите рядом с наброском.

  • Сумка
Этот человек каждый день ходит в школу (колледж и т.д.) и берет с собой сумку. Какая это сумка и что в ней? Нарисуй и подпиши детали.

  • Подарок ко дню рождения
Что бы этот человек хотел получить ко дню рождения?
Нарисуй и подпиши подарок.

  • Семья
Как этот человек ладит со своей семьей? Нарисуй и подпиши.

  • Друзья
Как этот человек ладит с друзьями? Нарисуй и подпиши.

  • В школе
Какие у этого человека отношения в школе? Нарисуй и подпиши.
Чего этот человек больше всего боится в жизни? Нарисуй и подпиши.

  • История
Каким образом этот человек стал таким? Какая у него история жизни? Что с ним (ней) произошло? Запишите ответы клиента.

  • Будущее
Что ждет этого человека в будущем? Что с ним будет? Запишите ответы клиента.

Часть 2
Рисунок человека, которым вы бы хотели быть
Инструкции такие же, что и для
Части 1

Материал предоставлен в рамках серии семинаров
"Мнимые тела, подлинные сущности"
Часть 3
Нанесение на карту шагов развития и продвижения к образу человека, которым он (она) хотел (а) бы быть.
Разместите лист бумаги перед клиентом между его рисунками и горизонтальной линией разделите лист пополам. Линия должна соединять два рисунка.

Спросите ребенка (клиента) отметить свое положение на этой линии в разные периоды времени и отметьте каждый период. Важные пункты: где он (она) находится сейчас и где бы хотел (а) быть (я-идеальное). Иногда полезно проверить пункт, который отметит клиент (идеальное - это только возможность?)

  • Развитие карты со временем

Отметьте точки оценки себя клиентом в разное время (к примеру, где ты был в возрасте пяти лет? Как насчет периода старшей школы? И т.д.) отметьте каждый значимый период. Спросите, чем отличаются пункты с течением времени. Как ты там оказался? Посмотри, чем отличаются точки (к примеру, между сейчас и более ранним пунктом). Спросите о причинах изменений. Как произошло, что ты сместился отсюда-сюда? Что произошло, что заставило тебя спуститься сюда/что помогло тебе подняться?

Это помогает в исследовании произошедших изменений. Как ты можешь продвигаться ближе к себе-идеальному?

Спросите, какие три вещи, которые могут сделать другие для тебя, чтобы помочь приблизиться к себе-идеальному? Какие три вещи ты можешь сделать для себя, чтобы приблизиться к идеальному?

  • Маркировка различных оценок

Что говорят другие о том, где ты находишься? Почему они так считают? (Как считает твоя мама, где ты сейчас? Твоя сестра? Твой друг?и .тд.) Спросите, чем эти оценки отличаются. Как эти оценки влияют на клиента?

Курс "Образ тела: от ограничений к свободе"
Close
Часть 4
Обсуждение
Последним шагом в этом процессе будет вопрос – какой вывод можно сделать для себя из этой работы? И обсудить результаты.

Постарайтесь не упустить этот шаг: этот подход разработан, чтобы исследовать точку зрения самого ребенка (клиента) и невозможно в этом убедиться, кроме как проверить, понимает ли он (она) другие точки зрения. Если необходимо предоставить отчет об эксперименте, то об этом необходимо спросить клиента, подчеркивая то, как ты опишешь другим и что ты расскажешь о своих рисунках, можно ли показать рисунки кому-то еще. Возможно предложить сделать копии рисунков, но следует убедиться, кому их покажут. Возможно, не стоит сразу отдавать рисунки, а сначала обсудить с другими, чтобы было понимание, для чего они сделаны.
Техника исследования самооценки
Хезер Моран, 2012
Перевод Галины Савченко | Редактор Наталья Фомичева
© 2018 All Rights Reserved. PSY4PSY.RU
contact@psy4psy.ru
Made on
Tilda