Взаимосвязь пищевого поведения и сексуальных дисфункций

Наталья Фомичева
к.пс.н., клинический психолог, супервизор
Исследование влечения и фантазий при работе с парами. Ведущая к.пс.н. Наталья Фомичева
Исследование влечения и фантазий в работе с парами
Открытая лекция в рамках курса "Сексуальность: метаморфозы влечения"
Ведущая Наталья Фомичева - к.пс.н., клинический психолог, супервизор, специалист в области сексуального поведения
Это открытая лекция
На первый взгляд нарушения пищевого поведения не связаны с сексуальными нарушениями, но на самом деле в их основе находится образ тела. Человек воспринимается как система, а не как набор изолированных функций, поэтому сложности в одной сфере влекут за собой сложности и в другой.

25, 27 и 29 мая | отношения в паре: от сложностей к гармонии | семинар-практикум Натальи Фомичевой
Close
Согласно периодизации Э. Эриксона выделяют такие этапы психического развития ребенка принимая во внимание новообразования в психике:
5
Пубертат от 11-ти до 16-ти (17-ти) лет
Давайте посмотрим, какие важные моменты, связанные с психическим развитием, и влияющие на сексуальную сферу и пищевое поведение можно заметить в анамнезе клиента.
Период от 0 до 1 года
Базовым психическим новообразованием периода от 0 до 1 года - это доверие. Доверие к окружающему миру, ухаживающим взрослым, в этот период формируется привязанность.

Появление травматических событий будет затрагивать всю психику целиком: чем раньше появилось нарушение, тем глобальнее его влияние. Сформировавшийся тип привязанности будет влиять на пищевое поведение и реализацию сексуальности во взрослом возрасте.

Небезопасная привязанность в контексте пищевого поведения проявляется наличием тревоги во время приема пищи, игнорируя сигналы телесных ощущений, и фокусировке на контакте с тем, кто его кормит. Подобное смещение фокуса внимания от внутренних ощущений на то, что происходит во внешнем мире: что о них думают окружающие, не слишком ли много они съели, как они выглядят, полезную ли пищу они едят приводит к тревоге и нарушениям в этой сфере.

Сексуальное функционирование также будет продиктовано этим "сдвигом": насколько хорошо я выгляжу в глазах партнера. Эта тревога будет снижать удовольствие от сексуальной близости, вплоть до полного отказа от удовольствия.

При тревожно-избегающем типе привязанности возможна парадоксальная реакция на значимого взрослого. Если мать уходит и спустя какой-то период времени возвращается, то ребенок не сближается с ней, а отдаляется. В подростковом возрасте при таком типе привязанности возможно развитие анорексии.
Также возможно компульсивное сексуальное поведение, при котором половой контакт происходит с незнакомыми или малознакомыми людьми, не формируя близких отношений. Всилу того, что близкий контакт вызывает тревогу, иногда сексуальное поведение приобретает навязчивый характер, пытаясь компенсаторно заполнить брешь в отношениях ранней привязанности.
Период раннего детства от 1 года до 3-х лет
Это период рождения социального "я". Изменения в психике, которые происходят связаны с физиологией и возможностью их контроля. Часть физиологических функций требуют контроля и этот период осознавания ребенком того, что не все можно удовлетворить немедленно: нужно брать ложку, ходить на горшок и т.д.

Если этот период проходит без травм, к примеру, ребенку не запрещают пищевые игры, то появляются зачатки самоконтроля, принятие своей физиологии и встраивание в социальный контакт.

При травматических событиях возможно восприятие собственного тела и его потребностей через стыд или отвращение. Часто это интернализируется от взрослых и размещается в теле ребенка. Стыд был заложен в послании от кормильца в раннем возрасте, которое говорит о том, что с телом ребенка что-то не так, части тела концентрируют этот стыд и это становится серьезным препятствием на пути к удовольствию.

Отвращение и стыд по отношению к своей телесности тесно связаны с появлением расстройств пищевого поведения или образа тела и характеризуется навязчивостью: прибегание к услугам пластической хирургии, самоповреждающее поведение, диетическое поведение. Такой как я есть, не имею права на жизнь и быть счастливым.
Стыд будет также проявляться и в сексуальном контакте, ведь стыдятся любых проявлений собственного тела, в частности, контакта половых органов, прикосновений и т.д.
Период среднего детства от 3-х до 6-ти лет
Это период может усугубить имеющуюся картину. В этот период формируется идея гендера - понимание разделения полов. И в этот возрастной период усваиваются полоролевые стереотипы.

Это представления о том, какой должна быть и что должна делать "настоящая женщина" и "настоящий мужчина", что влияет на пищевое поведение и сексуальное функционирование. Например, многие мужчины говорят о своих негативных оценках того, как и что ест женщина, в особенности, если женщина может съесть очень сытный обед. В многодетных семьях не возникает напряжения от разделения на "мальчики и девочки", поскольку идея "отличий" воспринимается с раннего детства.

Часто в семьях с одним ребенком возможны запреты на сексуальность, связанные с тревогой родителей, например, ребенок может мастурбировать, что будет смущать родителей и такое поведение будет запрещаться.

Также как пищевое поведение, сексуальное, должно приносить удовольствие: от вкусной еды и сексуальной близости. Если в семье транслируется запрет на телесное удовольствие, то часто нарушение, например, переедание, связано с реагированием на этот запрет - это единственный способ получить телесное удовольствие, ведь реализовать сексуальность не получается.

Часто булимия также сопровождается стыдом и сложностями в сексуальной сфере. Встречаются оценки: секс - это неправильно, грязно и т.д. В процессе терапии при первичном обращении за помощью по поводу булимии, спустя некоторое время обнаруживаются сложности в отношениях с партнером, созависимые отношения и сексуальность вцелом не принимается.

При эмоциональной озабоченности и тревоге по поводу своего веса также имеются сложности в сексуальной сфере: Женщина должна фокусироваться на том, чтобы доставить удовольствие мужчине.
Так сексуальное расстройство диспареуния связана с проявлением этого стереотипа. И женщины обращаются за помощью к специалисту спустя 5-10 лет терпения, исполняя обет терпимости. В терпении кроется корень устремления придерживаться диет, буквально, истязать себя голодом, терпеть то, что неприятно в сексуальном контакте - все усвоенные стереотипы среднего периода детства.
Диетическое поведение говорит о проблемах и в сексуальной сфере. Это связано с отказом от опоры на потребности собственного тела и выполнение предписаний диетолога и как следствие - партнера. В терапии мишенями будет равно как пищевое поведение, так и сексуальное функционирование.
Период от 6-ти до 10 лет (11 лет)
Предпубертат связан с доминированием влияния окружением ребенка, семья постепенно утрачивает значение и влияние на ребенка. Наблюдается сплав сексуального и пищевого поведения.

Первый контакт с порнографией происходит в среднем в 6,5 лет. И это влияет на развитие с точки зрения сексуального интереса и активно начинают обсуждаться бьюти-практики - желание быть привлекательной с точки зрения сексуальной привлекательности: идея снижения веса - weight concern, прибегание к косметическим процедурам, переедание в качестве эмоциональной регуляции и т.д.

Трансляция гендерного стереотипа влияет на поведение и отношение к собственному телу: Подтянись, будь мужиком!

Приведу пример из практики: Мужчина 40-ка лет перенес кровоизлияние в брюшной полости, симптомов которого он не распознал.

Это говорит о том, что регуляция пищевого поведения и стыд привели к нарушению контакта с собственным телом. Мужчины получают дополнительную инъекцию стереотипов "мужественности", вследствие чего телесность отчуждается.
Сочетание сильной нарушенности в сферах пищевого поведения и сексуального функционирования требует проработки в терапии ранних периодов развития ребенка, заблокированных воспоминаний, требующих интеграции и встраивания в настоящую жизнь клиента.
Пубертат от 11-ти до 16-ти (17-ти) лет
Этот период развития мы будем обсуждать на семинаре Интегративный подход. Ведущая Наталья Фомичева. Приглашаем вас очно и онлайн! Доступна запись.

Читайте далее ответы на вопросы по теме сексуальное и пищевое поведение.
Вопрос:
Чем может замещаться сексуальное удовольствие?
Ответ:
Это может замещаться удовольствием от еды и могут быть другие варианты.
Еда - это универсальный способ закрыть многие потребности: разнообразие, новизна, сексуальность и т.д. Сексуальное удовольствие, согласно З.Фрейда, может сублимироваться и реализовываться в творчестве или в религиозных практиках, например, при аскезе происходит отказ от удовольствия.


Вопрос:
Какие еще могут быть причины сексуальных дисфункций?
Ответ:
Можно говорить о трех видах сложностей в сексуальной сфере: дисгармонии, дисфункции и парафилии. У клиентов с нарушениями пищевого поведения проблемы с сексуальностью относятся к сфере дисгармонии - нет совместимости с партнером. Это становится косвенной причиной сексуальных дисфункций - отсутствие коммуникации и в терапии необходимо работать над восстановлением коммуникативных навыков.
Вопрос:
В чем заключается интергративный подход?
Ответ:
Это работа на четырех уровнях: тело, мысли, чувства и поведение. Хорошо зарекомендовала себя терапия принятия и ответственности в работе со стыдом, терапия, сфокусированная на сострадании, телесная терапия, арт-терапевтические методы, необходимо использовать поведенческие техники, элементы когнитивной терапии в работе с навязчивыми мыслями и сверхценными идеями. В случае расстройств пищевого поведения сложно руководствоваться только одним методом, это интеграция.

До встречи на семинаре!
РАБОТА С ПАРАМИ
ОЧНО (МОСКВА) | ОНЛАЙН


25, 27 и 29 мая
Повышение компетенции психологов
при консультировании проблем сексуальной сферы:
дисгармонии пар, аноргазмия, снижение влечения

Ведущая к.пс.н. Наталья Фомичева
Транскрибация лекции подготовлена в рамках проекта
"Образ тела: от ограничений к свободе"
Ведущая Наталья Фомичева
© 2015 - 2021 All Rights Reserved. PSY4PSY.RU
contact@psy4psy.ru