однополярные и двуполярные системы | СЕМИНАР ПИТЕРА ФИЛИППСОНА

ЛЮДИ И АВАТАРЫ
выдержки из статьи

Полный текст статьи вы можете посмотреть по ссылке ниже
Питер Филиппсон
гештальт-психотерапевт, международный тренер и супервизор; учредитель Манчестерского центра гештальт-терапии
Мы живем в мире, который постоянно усложняется. Большинство из нас унаследовало два мира, которые на первый взгляд разительно отличаются: мир непосредственного опыта и виртуальный кибермир электронной почты, мессенджеров и социальных сетей.

Гештальт терапия делает акцент на “контакте” и “осознанности”, и в связи с этим появляется вопрос - насколько мы можем говорить о них в отношении киберпространства. Какая этика в киберпространстве?


Термин “аватар” произошел от идеи в индуизме о манифестации божества в созданный им мир. Можно сказать, что для божества этот мир является киберпространством, которое он создал, в котором он проявляется как часть замысла.
Один из аспектов киберпространства - мы можем создавать свои аватары, которые являются нашим расширением в том мире.

Конечно, аватары могут отличаться от того, как мы предъявляем себя в физическом мире, выглядеть иначе, быть другой расы, более эмоциональными, другого статуса и пола. Аватар может быть аспектом предъявления себя, у которого нет возможности быть реализованным в “реальной жизни” или манипуляцией, которую человек не рискует показать в каком-то другом месте.

Поэтому важным здесь является то, насколько “аватар” более или менее реальный, чем настоящий обычный образ. В этом смысле Иисуса также можно считать аватаром.

Таким образом люди, создавая свои аватары в интернете, занимают традиционное место божества. Но здесь я говорю не об этом, мне бы хотелось расширить это понимание за пределы интернета.

Возьмем цитату Кристофера Лаша, из книги, выпущенной за десять лет до того, как Тим Бернерс-Ли разработал "Всемирную паутину":
Камеры и записывающие устройства не только фиксируют опыт, но и варьируют его качество, делая современную жизнь похожую на эхо в бесконечных покоях или отражения в зале зеркал.

Жизнь представляет собой последовательность образов и электронных сигналов от впечатлений, записанных и воспроизведенных с помощью фото или изощренных записывающих устройств.

 “Culture of Narcissism”, Кристофер Лаш, 1979


Курс профессионального мастерства
Питера Филиппсона (Великобритания)
Узнать подробности
Похоже, что фасилитация кибермира была обусловлена предыдущей культурой нарциссизма, где создание Я-идеального перевалировало над проявлениями Я-настоящего в значимых контактах с другими людьми и миром.
Интересно, что люди представляют собой аватары в “реальном мире”, а не только в киберпространстве!
С точки зрения гештальт терапии Фриц Перлз и Пол Гудмен считают self постоянно возобновляющимся в контакте с миром (не только с людьми), и возражали против оттачивания клиентом образа себя.

Я узнаю себя через встречу с тобой, не через интероспекцию: я тот, кто встречается с тобой. Ты - часть того, кто я есть и я - часть тебя. Только таким образом воспринимая self мы можем контактировать друг с другом и быть ответственными по отношению друг к другу, вместо того, чтобы жить в мире, похожем на “зал отражений зеркал” по-Лашу, в котором я умело приспосабливаюсь к тебе, чтобы достичь нужного “результата”. Перлз описывает этот феномен как “манипуляцию средой для получения поддержки”, вместо поддержки себя. Поддержка self ложно понимается как то, что мы должны делать все самостоятельно, как будто self изолировано.

Перлз говорит о том, что self всегда находится в отношениях, поэтому оно включает окружение, и поддержка self не отделена от окружения, а находится в контакте с ним. Это не аватар или духовное Я, спускающееся в физический мир, чтобы манипулировать self для достижения нужного результата.

Согласно этого понимания, мы заботимся о себе в наилучшем виде, только тогда, когда таким же образом заботимся об окружении, в котором самоактуализируемся. И терапевт также должен уйти от того, чтобы восприниматься как аватар.

В этом понимании “сонастройка” возможна в случае нашей настройки на эмерджентность друг друга.
Другие понятия часто подменяются в угоду поддержки нарциссических концептов. Часто неверно понимается идея “осознанности”, к примеру, подменяясь концептом “эготизм”.

Осознанность - это активное взаимодействие с миром, создание фигур на основании интересов и того, что предлагает мир. Эготизм - это пассивное самонаблюдение и инструмент в оттачивании образа себя, чтобы сделать его ярким и сияющим или, наоборот, показать, какие мы плохие.

По своему опыту могу сказать, что бывают периоды реального контакта через интернет и притворного контакта в “реальной жизни”. Взаимодействие через интернет имеет свои возможности и ограничения, но этот инструмент коммуникации не является преградой выражения реального контакта между двумя людьми, которые хотят искреннее взаимодействовать друг с другом.

Считаю уместным напомнить определение гештальт терапии, которое я считаю воплощением этики (основано на книге “Гештальт терапия” Ф.Перлз, П.Гудман):
Если я предъявляю себя разумно и естественно вместе с моими интересами, чувствами, предпочтениями и неодобрениями, то ко мне примкнут те, кому я близок и отдалятся те, кому не близок.
В этом могут быть значительные потери, однако в конечном итоге, я буду “дома” и мой мир будет состоять из принятия. И если я буду пытаться представить себя таким, каким я думаю, что меня примут другие, я утрачу ощущение себя и буду жить в мире, где будут принимать только мой аватар, поэтому мир будет восприниматься как сражение. Мне не нужно быть “лучше” или “образованнее”, чтобы быть естественным.

Этика заключается в предъявлении себя в разумной мере (не обязательно всего целиком) искренне и в принятии того мира, который появляется.
На семинаре "Сексуальность: драйв и отношения" мы поговорим о позиции терапевта в сложном современном мире, границах и возможностях встречи.

Питер Филиппсон
психотерапевт, супервизор, экс-президент AAGT
Литература

1. Hillman J. We've Had a Hundred Years of Psychotherapy - And the World's Getting Worse”, Harper, San Fransisco, 1993

2. Lasch C. Culture of Narcissism”, Norton/Abacus, London, 1979

3. Филиппсон Питер (2001). Self в отношениях: Добросвет, 2014.


РАБОТА С ПАРАМИ: ОДНОПОЛЯРНЫЕ И ДВУПОЛЯРНЫЕ СИСТЕМЫ

Курс профессионального мастерства
Питера Филиппсона
© 2015 - 2024 All Rights Reserved.
Перевод с англ.яз. Галины Савченко
Люди и аватары
Авторский курс Питера Филиппсона
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.psy4psy.ru


Для обложки бейджика использованы фрагменты картин:
'Sweet Pea Painting', Jennifer Durrant, 1978