Пары в окружающем мире

Питер Филиппсон
гештальт-психотерапевт, международный тренер и супервизор (Британский институт гештальт-терапии); учредитель Манчестерского центра гештальт-терапии, экс-президент AAGT, 2009
Видеолекция Питера Филиппсона
Бедра не лгут: Работа с телом в гештальт-подходе
Существует большое разнообразие философских и терапевтических подходов, которые отражают каким образом пара "обособлена" (используя термин стратегической терапии, напр. Босколо и др., 1987, с.219), т.е. где рассматриваемая система начинается и заканчивается. В одном из них терапия представляет собой поэтапную индивидуальную работу с партнерами в присутствии другого (Teachworth, 2003). В другом подходе терапевты делают акцент на отношениях, которые рассматриваются в качестве третьего лица в происходящей драме (Резник, gatla.org). Лично я склоняюсь к этому подходу.

В гештальт терапии соединяются два подхода в один, который научает новым навыкам отношений с партнером в паре (Зинкер, 1994). Эти подходы в значительной мере влияют на терапевтические отношения, которые предлагает терапевт: в каких сферах необходима интервенция, будет ли терапевт работать с каждым в отдельности или предложит одновременную проработку на личной терапии.
Здесь я представлю свой опыт работы с парами и семьями с использованием гештальт-подхода к теории поля, который я разрабатываю. Некоторые гипотезы являются общими как для системного подхода, так и для теории поля.
Принимая во внимание актуализацию self в контакте, согласно теории поля гештальта (Перлз и др., 1994/1951 с.11), мы можем подойти к терапии пар по-другому. Это мне кажется интересным и вдохновляющим.
Основное положение теории поля заключается в том, что жизнь каждого партнера в паре можно рассмотреть в контексте пары как целого (а не в качестве отдельных признаков), поскольку пара не существует в вакууме, и многие запросы, с которыми пары приходят в терапию, связаны с более широким полем, где и откуда исходят отношения партнеров.
Как мы видим, эта точка зрения также позволяет рассмотреть отношения, не сводя их к культурным ограничениям.
Пример из практики
В терапию приходит пара: мужчина и женщина. Мужчина служит пожарным, где в культуре сослуживцев приняты тесные связи между коллегами, которые изначально были опорой в отношениях с противоположным полом и остались неизменными для сослуживцев, даже для тех, кто также находится в отношениях. На него обижаются, если он уделяет больше внимания своей половине, тогда как женщину активно не принимают и не замечают. В паре постоянно происходят ссоры по этому поводу и это своего рода «живая рана» в их отношениях. Мужчина старается, чтобы коллеги и его половина «поняли» друг друга, занижая значимость каждого и, в итоге, обе стороны ему не доверяют.

Подобные ситуации довольно типичны и их невозможно беспристрастно рассмотреть, отдавая предпочтение только паре. Ведь такая перспектива означает очень ограниченный выбор. Здесь нет «верного ответа»!

Поле пары

Так что представляет собой поле пары? Предлагаю рассмотреть его как три связанных кластера.
Рис. Описание пары с точки зрения поля

Курс профессионального мастерства
Питера Филиппсона (Великобритания)
Узнать подробности
Семьи: Каждая пара сводит воедино семейные системы (которые необязательно должны иметь культурные отличия, что подтверждают браки между двоюродными членами семей). Это сведение воедино может показаться увлекательным и оправдывает многое, но также может быть причиной многих проблем, в особенности, для пары. Неслучайно существует множество анекдотов про тёщу. В культуре Индии подобное положение занимает бегума (старейшая женщина в семье).

В такой ситуации в терапию приходит один из партнеров, поскольку он чувствует неприятие со стороны семьи партнера и отсутствие поддержки от своей половины. Или их совместная жизнь подрывается потребностями стареющего родителя.

Сюда же следует включить детей от предыдущих браков и запросы, которые возникают в связи с ними.

Другие системы: Это круг друзей, сослуживцы, знакомые по хобби или спорту, бывшие партнеры и дети от предыдущих отношений (однако исключая детей настоящей пары, которых можно включить в зависимости от того, что представляет собой пара, по крайней мере, пока дети живут вместе с родителями). Другие системы могут иметь свою точку зрения на партнера, также как и партнер на эти системы. Новые отношения неизбежно отнимают время у других членов системы, и наоборот. Зачастую запросом в терапии становится реакция друзей одного из партнеров (как в примере выше); или один из партнеров возражает против встреч с бывшим партнером; или предъявляются претензии к проведению достаточного количества времени вместе и получение необходимого внимания.

Культура, религиозные убеждения: Третий аспект отношений в паре ̶ это их культурный и/или религиозный опыт. Различные запросы могут возникать в связи с культурными отличиями и взаимным непониманием, и также по причине культурной близости, когда один из партнеров расстается с убеждениями партнера (и его семьи). К примеру, в паре православных один из партнеров со временем приобретает агностические взгляды. Это хорошо мне знакомо на собственном опыте, поскольку члены моей семьи были немецкоговорящими беженцами, а моя супруга из Эссекса! (Эссекс – одно из старейших графств Британии, ведущее свою историю с 500г. – прим.перев.)

Другие проблемы, которые связывают с полем, такие как сексуальная ориентация и принадлежность к социальному классу, сами по себе не представляют какой-либо проблемы, однако становятся таковыми под определенной точкой зрения в круге семьи, на работе, в культурном или религиозном окружении.

РАБОТА С ПАРАМИ: ОДНОПОЛЯРНЫЕ И ДВУПОЛЯРНЫЕ СИСТЕМЫ
Курс профессионального мастерства
Питера Филиппсона
© 2016 - 2024 All Rights Reserved.
Работа с парами: все части целого
Авторский курс Питера Филиппсона
Перевод - Галины Савченко
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.psy4psy.ru


Иконки взяты с портала thenounproject.com (Noun Project)
Авторы: Andrejs Kirma, LV; Amandine Vandesteene, Dier-Pieter Waslum, Icon Fair, i Icons, Luis Prado, umesh.vgl,