однополярные и двуполярные системы | СЕМИНАР ПИТЕРА ФИЛИППСОНА

Тирания чувств
Работа с эмоциями в терапии

Питер Филиппсон
гештальт-психотерапевт, международный тренер и супервизор (Британский институт гештальт-терапии); учредитель Манчестерского Центра гештальт-терапии, экс-президент AAGT, 2009
Видеолекции Питера Филиппсона
Тема: Работа со стыдом в терапии
Эмоции - это наши способы создания контакта.
Перлз, 1978: 60-62, Gestalt Therapy Verbatim.
Обратимся к функционированию self в поле. Разграничение понятий self и «другой» достигается процессами, происходящими на границе - идентификацией и отчуждением.
Однако «других» существует великое множество! Мне нужно сосредоточиться на определенном «другом» - что требует моего внимания (я почувствовал, что мне холодно и обнаружил, что радиатор выключен, и я включил его снова), что интересует меня, обеспечивая то, чего я хочу или того, что мне нужно (в данном случае - горячего кофе).

Иначе говоря, я использую эти функции идентификации и отчуждения, чтобы приблизить к себе определенные части окружающей среды и отфильтровать другие. Гештальт-психология называет это формированием фигуры и фона, а также то, что в гештальт-терапии называют осознанностью. То, что я осознаю - это область инаковости, на которой я фокусируюсь - это фигура. То, что удерживаю вне осознавания - это фон.
Таким образом, я воспринимаю себя как self относительно той части поля, из которой я выделяю фигуру, которая, в свою очередь, соответствует моим интересам и потребностям или требованиям и стимулам окружающей среды. Для обозначения этого процесса гештальт-терапия использует такие понятия как контакт, творческое приспособление, агрессия и способность к обратной связи.
Обратите внимание, что этот процесс, как бы он ни назывался, не является внутренним или умозрительным и, как правило, не требует вербализации. Он является процессом ориентации и действий в поле, требующем взаимодействия, движения и столкновений, а также ощущений и эмоций.
Эмоция - это интегрированная осознанность отношений организма с окружающей средой...как таковая является функцией поля.
Перлз, Хефферлайн, Гудман, ПХГ:189
Эмоции занимают важное место в функционировании человека, интегрируя телесную проприорецепцию, сенсорное восприятие окружающей среды, и стремление по направлению к (при радости, интересе и гневе) или отдаление от (при грусти, страхе и скуке) определенных условий поля. Они появляются спонтанно и мгновенно считывают нашу ориентацию в поле.

Остановитесь на мгновение и заметьте, как вы формируете фигуры и фон в этот момент. Поэкспериментируйте с перемещением фокуса на различные чувства и различные части поля, которое воспринимаете. Обратите внимание - как только вы создаете новую фигуру, предыдущая отступает.
Я уже писал о важности эмоций в японской Морита-терапии* (Philippson, 2012: 104-5), в которой говорится о том, что эмоции нельзя изменить по желанию, и что мы не ответственны за наши эмоции (но ответственны за наши действия). Наши эмоции меняются как только и когда мы перестраиваем нашу конфигурацию в поле, получаем другие впечатления и по-другому переживаем одни и те же события. Мы можем скрывать эмоции от самих себя и других или приспосабливать их под конкретную ситуацию (например, в социуме девочки научаются грустить или бояться, вместо того, чтобы разозлиться, а мальчики - злятся, когда им страшно).
Мы проецируем на других эмоции, которые считаем нежелательными, вместо того, чтобы признавать их и позволять им вести нас по жизни.

Курс профессионального мастерства
Питера Филиппсона (Великобритания)
Узнать подробности
Эмоции, будучи связанными с сенсорными ощущениями и контактом, являются жизненно необходимыми аспектами нашего функционирования и ориентации в мире. Рассматривая эмоции с этой точки зрения, они становятся важным фокусом в терапии.

Если мне как терапевту кажется, что чувствую грусть, страх или удовольствие - на что я так реагирую и как реагирует клиент на это?
Здесь не нужны знания теории "проективной идентификации" о том, что клиент переносит свои эмоции на терапевта, потому что эмоция - это выражение того, что происходит между нами, а не в отдельности с клиентом и терапевтом.
Мы ориентируем себя так, чтобы эмоции соответствовали этой ориентации (фрустрация, угроза, уединение). В зависимости от того, насколько тесно мы связаны с другими людьми и понимаем текущую ситуацию, наши эмоции - это то, что направляет нас в русло собственных интересов и потребностей.

Несмотря на то, что у нас есть способность к распознаванию эмоций и других аспектов процесса формирования фигуры, изначально они не являются отдельными. В некоторых достаточно сложных ситуациях, в которых наш выбор может стать решающим, стоит остановиться и подумать или выразить намерения словами, прежде чем действовать. Эта остановка и раздумья снижают оживленность нашего контакта с окружающей средой, но в некоторых случаях - например, в ситуации, когда я хочу договориться с кем-то важным для меня, лучше избежать напряженного оживления!


На семинаре "Сексуальность: драйв и отношения" мы будем подробно разбирать аспекты, с которыми может столкнуться терапевт в этой области. В программе: теория, обсуждение, случаи из практики, супервизия.

Питер Филиппсон
психотерапевт, супервизор, экс-президент AAGT
Литература

Perls, F.S. (1969) Gestalt Therapy Verbatim. Real People Press, Moab.

Perls, F.S. (1978). Finding Self Through Gestalt Therapy. Gestalt Journal, 1: 54-73.

Philippson, P.A. (2012). Gestalt Therapy: Roots and Branches. Karnac Books, London.

* - Морита Шома - японский психиатр, основатель Морита-терапии, прим.пер.


РАБОТА С ПАРАМИ: ОДНОПОЛЯРНЫЕ И ДВУПОЛЯРНЫЕ СИСТЕМЫ
Курс профессионального мастерства
Питера Филиппсона
© 2016 - 2024 All Rights Reserved.
Статья Питера Филиппсона, перевод Галины Савченко
Работа с эмоциями. Введение
Авторский курс Питера Филиппсона
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.psy4psy.ru


Иконки взяты с портала thenounproject.com (Noun Project)
Авторы: Andrejs Kirma, LV; Amandine Vandesteene, Dier-Pieter Waslum, Icon Fair, i Icons, Luis Prado, umesh.vgl,