В психотерапии усталость может быть симптомом и указывать на интересные феномены. К примеру, усталость может быть тесно связана с ощущением скуки. Они близкие по феноменологии и даже латинское слово taedium – уныние, апатия, усталость – как общее состояние угнетенности, это не депрессивное, а скорее, что-то связанное с пустотой, усталостью, скукой, ненаполненностью. В этом аспекте в терапии оно часто встречается. Причем может принимать достаточно острые формы и развиваться стремительно в рамках сессии.
Согласно Анны Фрейд, в психоаналитической практике скука означает подавление ребенком важного желания делать что-либо и давать выход сильным импульсам. То, что Бодрийяр описал как «уставший ученик пассивно слушает лектора, профессора».
Френкель в 1934 году и Ральф Гринсон в 50-х годах первыми описали то, что если пациенту на сессии скучно, это означает, что он пытается отвратить от сознания свои импульсы и вместо этого у него появляется специфическое напряжение в виде скуки. Так, усталость в терапии бывает в двух формах.
Клиент может говорить: "Вы знаете, я после сессии устаю. Я ухожу от вас и просто засыпаю, я валюсь, засыпаю в машине, не могу доехать до офиса". Тогда я всегда задаю этот вопрос: "Что вы удерживаете, про что ваше напряжение во время сессии, что вы так устаете и вы этого не замечаете?"
Здесь сильная усталость после сессии означает, что человек не замечает того, как сильно он напряжен, это значит, что он что-то контролирует, не может расслабиться, что-то в теле или, может быть, в психике он удерживает чувства, фантазии или информацию. Обычно это комбинация всех этих аспектов: чувство, мысли, тело. Везде контроль, напряжение. И тогда возникает такая специфическая разрядка – сильнейшая усталость после сессии.
То же самое у терапевта может быть. Я помню, что, когда я начинал свою практику, у меня было два клиента в день, я уставал так, что не мог вообще ничего делать. Я пошел на супервизую, и супервизор мне сказал: "Ты много стараешься". И действительно, я очень много старался, тревожился, переживал, не знал, что делать с клиентами, у меня постоянно было внутреннее напряжение, каждое свое действие, каждое слово, каждую интервенцию я внутренне контролировал, прокручивал, был постоянно в каком-то напряженно-озадаченном состоянии.
Бывают хорошие наполненные сессии, когда чувствуешь себя прекрасно. Но бывают сессии, после которых вы просто валитесь. Вот это скучные ретрофлексивные сессии указывают на наличие ретрофлексии, удержания, поворота на себя. То есть в клиент-терапевтических отношениях удерживается динамика, возникает специфическое напряжение в форме скуки и невероятной усталости. Тело тяжелое, ватное, клонит в сон, и здесь очень важно отделять. Некоторые клиенты – просто приносят это состояние или это – объективное утомление и усталость как сигнал о том, что вы переработали, или это контрперенос на ретрофлексию, на удержание, пустоту и сопротивление клиента.
Здесь полезно чувствовать свое тело и свое состояние. Важно сканировать, в каком вы состоянии приходите на сессию. Например, я в хорошем состоянии, я отдохнул, у меня был перерыв, я в хорошем состоянии, я сажусь в кресло, я чувствую интерес, а через 15 минут меня просто выносит, потом клиент уходит. Он ушел, я в перерыве пью чай и прекрасно себя ощущаю и со следующим клиентом я чувствую, как энергия у меня поднимается, есть интерес - 99 процентов, что это перенос и контрперенос – это динамика, которую принес предыдущий клиент и он буквально навязывает мне скуку и сонливость.
И я тогда спрашиваю: зачем ты меня усыпляешь? Зачем тебе хочется работать с сонным неповоротливым терапевтом, который не может думать и чувствовать? Ну так, иногда шутя это спрашиваю, иногда серьезно. Зачем тебе меня усыплять? Что избегается в терапии? Это очень важно вносить. Но сначала надо собрать доказательную базу, отделить усталость, может, вследствие графика вашего, от контрпереноса. Это очень важно. И замечать, как это связано с материалом сессии, с тем, что говорит клиент или что он не говорит. Ретрофлексивные, поверхностные сессии – сессии с удержанием, где клиент не делится с нами чувствами, переживаниями, это важно выделять и выносить этот материал в сессию.
Об этом же писал Гринсон: "Бессознательное восприятие того, что клиент удерживает свои фантазии или защищается от них, скука указывает на то, что есть признаки сопротивления".