путь в профессию
КАК Я СТАЛ ПСИХОЛОГОМ
Реальные истории и судьбы
путь в профессию
КАК Я СТАЛ ПСИХОЛОГОМ
Реальные истории и судьбы

Прокопьев Александр Викторович

психолог, гештальт-терапевт
Начало пути

Решил рассказать вам о своём пути к частной психологической

практике.

Все началось много лет назад. Не помню какой был год, мне было около 7-8 лет. Наша семья жила в посёлке на севере Свердловской области. Лето, выходной день. Наша семья собирается ехать на реку. Планировался пикник.
И тут забегает папа и говорит, чтобы мы брали документы, необходимые вещи и выходили из дома. Оказывается соседний двухэтажный деревянный дом загорелся. Папа вызвал пожарных и пошёл помогать людям, некоторых приходилось будить и спешно выводить.
Это был очень сильный пожар. Я наблюдал за ним через дорогу за несколько метров. Много пожарных машин, выводят людей, слезы, крики. Слышно, как кричит заживо горящий скот. Потом огонь перекинулся на наш гараж и дом. Наш дом в итоге отстояли. А тот дом сгорел дотла вместе с прилегающими постройками. Жутко.
Именно тогда я для себя решил, что стану пожарным. Буду спасать людей.

10 лет я шёл к этой мечте. И вот 11 класс. Я готов. Физически, интеллектуально (заканчивал с несколькими четверками), морально. Полгода до окончания школы и поступления в пожарное училище и... Я по-глупости ломаю себе позвоночник. Компрессионный перелом первого поясничного позвонка. Месяц в больнице, 3 месяца ходить в корсете, можно было только сидеть или лежать.

Профессия

Для меня тогда жизнь закончилась. Потеря мечты стала жёстким

ударом.


По случайности, без особого интереса и энтузиазма я пробовал поступать в УрГПУ на психолога. Не поступил на бюджет. Но решили с родителями, что останусь там учиться на внебюджете. Первые два курса совсем не остались в памяти, так как, повторюсь, интереса совсем не было.


А потом, появились специализированные предметы и один из них,

вроде, психологическое консультирование вела Ирина Викторовна Заусенко.

Она была ещё и практикующим специалистом, вела предмет ярко,

интересно, с примерами из практики. Плюс тогда она нам предложила

почитать книги известных американских экзистенциальных психотерапевтов, которые тоже оказали на меня влияние.

И я загорелся. Помню, как внутри ощутил, что давно «сгоревшая» мечта стала трансформироваться в нечто иное. Я решил, что буду «спасать» людей иначе. Кстати, порой, это мое «спасательство» сейчас в профессии оказывает мне «медвежью услугу», но об этом как-нибудь потом.

Я закончил ВУЗ, затем прошёл профессиональную переподготовку на психолога-консультанта, после (кстати, и здесь повлияла Ирина Викторовна своим интересом) прошёл обучающую программу Санкт-Петербургского Гештальт Института. Сейчас постоянно повышаю свою квалификацию в области психологии, психотерапии и гештальт-терапии.

После получения высшего образования я пошёл работать в школу педагогом-психологом. Для того, чтобы получать хоть немного приемлемую ЗП, пришлось работать на полторы ставки педагога-психолога, плюс пол ставки педагога-организатора. Ездил на работу по полтора-два часа с пересадками с одного конца города в другой. Бесплатные консультации, масса психодиагностических процедур, тренингов и, как часто это бывает в школах, педагог на замену (последить, проконтролировать, отвести-привести). Насыщенное время.

Долго выдерживать такой режим я не стал, уволился и пошёл работать на телефон доверия при психиатрической больнице. Ещё один поразительный и непростой для меня опыт. Часто брал ночные дежурства, опять же из-за денег.

Сама атмосфера пространства чего стоит: здание психиатрической больницы,
коморка дежурных, телефон, кровать, книжная полка, турник и боксёрская груша (это уже сами дежурные психологи заботятся о себе), ночные смены, тусклое освещение, какие-то крики за окном, редкие супервизии и, конечно, "разные" клиенты и их голоса.
Шепот, монотонные слова, слезы, надрывные крики, молчание и дыхание... Ух! Я понимал, что это всё же не то что я хочу, я стремился к другому - живому и личному общению.
Сначала я встречался с "живым" человеком, а уж потом читал его "дело".

На последнем курсе ВУЗа я стал работать психологом в исправительной колонии. Еще совсем молодому и "зелёному" мне пришлось работать с лицами отбывающими наказание, с сотрудниками учреждения. Кстати, я выбрал сначала встречаться с "живым" человеком, а уж потом читать его "дело". Сейчас понимаю, что сделал бы так же, так как перестал бы, наверно, видеть чувствующую многогранную личность перед собой. Это был трудный и насыщенный опыт.


После получения высшего образования я пошёл работать в школу педагогом-психологом. Для того, чтобы получать хоть немного приемлемую ЗП, пришлось работать на полторы ставки педагога-психолога, плюс пол ставки педагога-организатора. Ездил на работу по полтора-два часа с пересадками с одного конца города в другой. Бесплатные консультации, масса психодиагностических процедур, тренингов и, как часто это бывает в школах, педагог на замену (последить, проконтролировать, отвести-привести). Насыщенное время.

Затем пошёл работать в социально-профессиональный лицей, в котором учились дети сироты, ребята из коррекционных школ и другие. Я не задержался там надолго, опять же из-за денег. У меня на тот момент уже появилась семья. Затем долгое время работал в Гимназии педагогом-психологом. Благодаря директору, его уважительному отношению к психологии и способностям использовать внебюджетные ресурсы мне удавалось там получать достойный заработок. А так же параллельно развивать частную практику, продвигать свои услуги.


А потом ударила пандемия. На тот момент у меня уже была сформирована некоторая клиентская база, плюс я использовал всевозможные площадки для продвижения и поиска клиентов. Все это дало свои плоды и я решил рискнуть и уйти в свободное плавание. Не прогадал.


Сейчас у меня своя студия (кабинет), я зарегистрирован как самозанятый, работаю только в частной практике. Консультирую индивидуально взрослых и работаю с парами и семьями, а так же с коллегой у нас психологическая (психотерапевтическая группа. Необходимости в продвижении уже нет, отлично работают глубокие и душевные отзывы и рекомендации от многочисленных клиентов, бывших и нынешних. Многие остаются в длительной терапии.


Сейчас, я совершенно не жалею, что моя жизнь сложилась таким образом, счастлив в своей профессии. Я испытываю радость, гордость, удовлетворение и удовольствие от того как и чем я занимаюсь. И самая важная ценность - мне удаётся помогать людям! Делать то, к чему я стремился долгое время.

И все же, когда я вижу на улице парней в форме спасателей или пожарных в работе, то у меня щемит в груди, ощущаю грусть, но эта грусть меня не пугает, а делает сильнее и заряжает энергией.

Вот такая моя история. Надеюсь и верю, что она может кого-то вдохновить и не остановиться в достижении своей мечты.

Есть отклик?
еще одна история
КАК Я СТАЛ ПСИХОЛОГОМ
Начало моей практики
Начало пути
В 11 классе профессия психолога была третьей в моем списке. На первом месте была журналистика, а на втором - психиатрия. Психиатрия манила своей таинственностью. Было чрезвычайно интересно, как и почему люди сходят с ума, и можно ли им вылечиться. В 17 лет я размышляла именно так.
Журналистика отпала сама собой, когда родители дали понять, что им будет трудно меня содержать в другом городе. Тогда в университете моего родного города такой специальности не было.
Добрый день. Меня зовут Елена, я практикующий психолог и медиатор. Живу в Хакасии. Я замужем и у меня три сына. Хочу поделиться своей историей о том, как я пришла в практическую деятельность.

Уж лучше я буду психологом - подумала я. Буду работать со здоровыми людьми.

Поэтому после университета я работала в области HR, профориентации, организационной психологии, вела тренинги для персонала. Были попытки консультировать. Но у меня не получалось. Я проходила разные дополнительные обучающие курсы и это конечно мне помогало лучше понимать процесс работы с человеческими проблемами. Но личная неуверенность и собственные непроработанные проблемы мешали.


Параллельно моему профессиональному пути шла личная жизнь. Где- то перед третьим декретным отпуском я поймала себя на ощущении бесполезности своей работы психологом в организации. К тому времени я работала в большой компании.

Появилось понимание, что мотивация, корпоративная культура, командообразование - все это работает временно или не работает вообще. А если человек адекватный, осознанный, он и так будет хорошо работать.


Я поняла, что ничего не могу изменить. Не могу сделать из незрелых людей, людей ответственных и замотивированных, особенно без их желания. И тренинги по развитию ответственности, на которые люди приходили по приказу руководства, бесполезны. А так хотелось чувствовать, что в моей работе есть смысл. Стало скучно и неинтересно.

Профессия
Так четыре года назад я пришла к началу частной практики. Уверенности и понимания с чего начинать все еще не было, и я пошла за опытом в школу. Уволилась из компании и пошла работать школьным психологом, параллельно начиная свою частную практику.

И сейчас понимаю, что это был важный и необходимый путь. Все эти годы работы в сфере психологии управления персоналом, опыт работы в школе – мне помогли многое узнать, понять про людей, про жизнь, про себя. Опыт воспитания трех детей – это отдельная «школа отношений».

Начинать консультировать было неуверенно, волнительно. Обратная связь клиентов и поддержка моих друзей-коллег очень помогали продолжать практику. Но больше всего уверенности я почувствовала, когда пришла в свою личную терапию, которую я продолжаю до сих пор.

Именно работая школьным психологом, я почувствовала потребность в получении знаний в области психиатрии для психологов. Вот я и вернулась к психиатрии, которая меня интересовала. У меня появились трудные случаи в работе: подростки с депрессиями, суицидами, взрослые с пограничным уровнем организации психики. Я могла отказаться, я не чувствовала себя компетентной сначала. Но было очень интересно узнать, как можно работать с такими клиентами.


Так я познакомилась с Psy4psy. Считаю, что сегодня практикующим специалистам невозможно работать без базовых знаний в области психиатрии.


Итак, сейчас мне 40 лет, я практикующий психолог, работаю онлайн, очно с подростками и взрослыми. И это моя основная деятельность.


Кроме того, благодаря работе в школе я познакомилась с медиацией. И это стало моим вторым призванием. Я курирую работу школьной службы примирения, разрешаю конфликты. Обучаю подростков, которые разрешают конфликтные ситуации в школе. Веду онлайн психотерапевтическую группу для родителей учеников школы.

Чтобы прийти в практику, мне понадобилось время стать более зрелой, осознанной и ответственной, приобрести жизненный опыт.

В заключении хочется подвести итоги моего эссе. Потребность чувствовать смысл от работы, которую я делаю, тоже сыграла важную роль. Понимание и осознание того, в чем я на самом деле могу быть эффективна и полезна. Для меня важна удовлетворенность моей работой. Еще в студенчестве я поняла, как это важно в жизни человека.

Очень помогала и помогает поддержка друзей, которые по совместительствую являются коллегами. Они здорово поддержали меня. Моя подруга была моим первым супервизиром. Хочется пожелать всем успехов в профессиональном становлении и веры в себя.


Елена
Психолог, медиатор
Есть отклик?
© 2023 Все права защищены
PSY4PSY