Решил рассказать вам о своём пути к частной психологической
практике.
10 лет я шёл к этой мечте. И вот 11 класс. Я готов. Физически, интеллектуально (заканчивал с несколькими четверками), морально. Полгода до окончания школы и поступления в пожарное училище и... Я по-глупости ломаю себе позвоночник. Компрессионный перелом первого поясничного позвонка. Месяц в больнице, 3 месяца ходить в корсете, можно было только сидеть или лежать.
Для меня тогда жизнь закончилась. Потеря мечты стала жёстким
ударом.
По случайности, без особого интереса и энтузиазма я пробовал поступать в УрГПУ на психолога. Не поступил на бюджет. Но решили с родителями, что останусь там учиться на внебюджете. Первые два курса совсем не остались в памяти, так как, повторюсь, интереса совсем не было.
А потом, появились специализированные предметы и один из них,
вроде, психологическое консультирование вела Ирина Викторовна Заусенко.
Она была ещё и практикующим специалистом, вела предмет ярко,
интересно, с примерами из практики. Плюс тогда она нам предложила
почитать книги известных американских экзистенциальных психотерапевтов, которые тоже оказали на меня влияние.
И я загорелся. Помню, как внутри ощутил, что давно «сгоревшая» мечта стала трансформироваться в нечто иное. Я решил, что буду «спасать» людей иначе. Кстати, порой, это мое «спасательство» сейчас в профессии оказывает мне «медвежью услугу», но об этом как-нибудь потом.
Я закончил ВУЗ, затем прошёл профессиональную переподготовку на психолога-консультанта, после (кстати, и здесь повлияла Ирина Викторовна своим интересом) прошёл обучающую программу Санкт-Петербургского Гештальт Института. Сейчас постоянно повышаю свою квалификацию в области психологии, психотерапии и гештальт-терапии.
После получения высшего образования я пошёл работать в школу педагогом-психологом. Для того, чтобы получать хоть немного приемлемую ЗП, пришлось работать на полторы ставки педагога-психолога, плюс пол ставки педагога-организатора. Ездил на работу по полтора-два часа с пересадками с одного конца города в другой. Бесплатные консультации, масса психодиагностических процедур, тренингов и, как часто это бывает в школах, педагог на замену (последить, проконтролировать, отвести-привести). Насыщенное время.
Долго выдерживать такой режим я не стал, уволился и пошёл работать на телефон доверия при психиатрической больнице. Ещё один поразительный и непростой для меня опыт. Часто брал ночные дежурства, опять же из-за денег.
На последнем курсе ВУЗа я стал работать психологом в исправительной колонии. Еще совсем молодому и "зелёному" мне пришлось работать с лицами отбывающими наказание, с сотрудниками учреждения. Кстати, я выбрал сначала встречаться с "живым" человеком, а уж потом читать его "дело". Сейчас понимаю, что сделал бы так же, так как перестал бы, наверно, видеть чувствующую многогранную личность перед собой. Это был трудный и насыщенный опыт.
После получения высшего образования я пошёл работать в школу педагогом-психологом. Для того, чтобы получать хоть немного приемлемую ЗП, пришлось работать на полторы ставки педагога-психолога, плюс пол ставки педагога-организатора. Ездил на работу по полтора-два часа с пересадками с одного конца города в другой. Бесплатные консультации, масса психодиагностических процедур, тренингов и, как часто это бывает в школах, педагог на замену (последить, проконтролировать, отвести-привести). Насыщенное время.
Затем пошёл работать в социально-профессиональный лицей, в котором учились дети сироты, ребята из коррекционных школ и другие. Я не задержался там надолго, опять же из-за денег. У меня на тот момент уже появилась семья. Затем долгое время работал в Гимназии педагогом-психологом. Благодаря директору, его уважительному отношению к психологии и способностям использовать внебюджетные ресурсы мне удавалось там получать достойный заработок. А так же параллельно развивать частную практику, продвигать свои услуги.
А потом ударила пандемия. На тот момент у меня уже была сформирована некоторая клиентская база, плюс я использовал всевозможные площадки для продвижения и поиска клиентов. Все это дало свои плоды и я решил рискнуть и уйти в свободное плавание. Не прогадал.
Сейчас у меня своя студия (кабинет), я зарегистрирован как самозанятый, работаю только в частной практике. Консультирую индивидуально взрослых и работаю с парами и семьями, а так же с коллегой у нас психологическая (психотерапевтическая группа. Необходимости в продвижении уже нет, отлично работают глубокие и душевные отзывы и рекомендации от многочисленных клиентов, бывших и нынешних. Многие остаются в длительной терапии.
Сейчас, я совершенно не жалею, что моя жизнь сложилась таким образом, счастлив в своей профессии. Я испытываю радость, гордость, удовлетворение и удовольствие от того как и чем я занимаюсь. И самая важная ценность - мне удаётся помогать людям! Делать то, к чему я стремился долгое время.
И все же, когда я вижу на улице парней в форме спасателей или пожарных в работе, то у меня щемит в груди, ощущаю грусть, но эта грусть меня не пугает, а делает сильнее и заряжает энергией.
Вот такая моя история. Надеюсь и верю, что она может кого-то вдохновить и не остановиться в достижении своей мечты.
Уж лучше я буду психологом - подумала я. Буду работать со здоровыми людьми.
Поэтому после университета я работала в области HR, профориентации, организационной психологии, вела тренинги для персонала. Были попытки консультировать. Но у меня не получалось. Я проходила разные дополнительные обучающие курсы и это конечно мне помогало лучше понимать процесс работы с человеческими проблемами. Но личная неуверенность и собственные непроработанные проблемы мешали.
Параллельно моему профессиональному пути шла личная жизнь. Где- то перед третьим декретным отпуском я поймала себя на ощущении бесполезности своей работы психологом в организации. К тому времени я работала в большой компании.
Появилось понимание, что мотивация, корпоративная культура, командообразование - все это работает временно или не работает вообще. А если человек адекватный, осознанный, он и так будет хорошо работать.
Я поняла, что ничего не могу изменить. Не могу сделать из незрелых людей, людей ответственных и замотивированных, особенно без их желания. И тренинги по развитию ответственности, на которые люди приходили по приказу руководства, бесполезны. А так хотелось чувствовать, что в моей работе есть смысл. Стало скучно и неинтересно.
И сейчас понимаю, что это был важный и необходимый путь. Все эти годы работы в сфере психологии управления персоналом, опыт работы в школе – мне помогли многое узнать, понять про людей, про жизнь, про себя. Опыт воспитания трех детей – это отдельная «школа отношений».
Начинать консультировать было неуверенно, волнительно. Обратная связь клиентов и поддержка моих друзей-коллег очень помогали продолжать практику. Но больше всего уверенности я почувствовала, когда пришла в свою личную терапию, которую я продолжаю до сих пор.
Именно работая школьным психологом, я почувствовала потребность в получении знаний в области психиатрии для психологов. Вот я и вернулась к психиатрии, которая меня интересовала. У меня появились трудные случаи в работе: подростки с депрессиями, суицидами, взрослые с пограничным уровнем организации психики. Я могла отказаться, я не чувствовала себя компетентной сначала. Но было очень интересно узнать, как можно работать с такими клиентами.
Так я познакомилась с Psy4psy. Считаю, что сегодня практикующим специалистам невозможно работать без базовых знаний в области психиатрии.
Итак, сейчас мне 40 лет, я практикующий психолог, работаю онлайн, очно с подростками и взрослыми. И это моя основная деятельность.
Кроме того, благодаря работе в школе я познакомилась с медиацией. И это стало моим вторым призванием. Я курирую работу школьной службы примирения, разрешаю конфликты. Обучаю подростков, которые разрешают конфликтные ситуации в школе. Веду онлайн психотерапевтическую группу для родителей учеников школы.
Чтобы прийти в практику, мне понадобилось время стать более зрелой, осознанной и ответственной, приобрести жизненный опыт.
В заключении хочется подвести итоги моего эссе. Потребность чувствовать смысл от работы, которую я делаю, тоже сыграла важную роль. Понимание и осознание того, в чем я на самом деле могу быть эффективна и полезна. Для меня важна удовлетворенность моей работой. Еще в студенчестве я поняла, как это важно в жизни человека.
Очень помогала и помогает поддержка друзей, которые по совместительствую являются коллегами. Они здорово поддержали меня. Моя подруга была моим первым супервизиром. Хочется пожелать всем успехов в профессиональном становлении и веры в себя.