Click to order
Cart
Регистрация и оплата
Total: 
Ваше имя
Ваш Email
Ваш телефон
11 июня | Формирование здоровых отношений с телом и едой | семинар Николь Шнаккенберг
Close

Николь Шнаккенберг
доктор психологических наук, специализация – расстройства пищевого поведения и образа тела

Окно толерантности на практике
Конспект семинара-практикума

На этом, втором, семинаре мы будем говорить о работе с нервной системой и как понимание работы нервной системы будет поддерживать нас в работе и поддерживать наших клиентов.

Как мы знаем, дисрегуляция и дисбаланс нервной системы является частью клинической картины расстройств пищевого поведения. Часто этот дисбаланс рассматривают как результат расстройства пищевого поведения, но это может быть и причиной, как поиск способа саморегуляции. Рассмотрим с этой точки зрения. Также говорят о том, что факт дисрегуляции сам по себе может приводить к расстройству.

Итак, это один из множества факторов. Нервная система не является отдельным фактором, но влияет на различные аспекты: психологический, эмоциональный, социальный и культурный аспекты (отношение к красоте и еде). Нервная система влияет все эти факторы. Мы рассмотрим как принимая во внимание все эти особенности, чтобы поддерживать себя и клиентов.

Особенности функционирования нервной системы с раннего детского возраста имеет огромное влияние. Нервная система и головной мозг человека пластичны, на их развитие влияет опыт отношений ранней привязанности и травматический опыт. К большой радости стоит отметить, что это не непреодолимое обстоятельство.

И далее речь пойдет о о том, как понять особенности работы нервной системы и причины такого функционирования - как начать работать с нервной системой, чтобы поддержать клиента на пути к выздоровлению.

Как мы знаем, более развитая нервная система буквально «загружается» в менее развитую нервную систему ребенка. Мы знаем, что этот процесс неосознанный, он происходит на невербальном уровне через положение тела, мимику, жесты, взгляд кормильца - сужение и расширение его зрачков.

11 июня | Здоровые отношения с телом и едой | семинар Николь Шнаккенберг
Close
Мы как терапевты второго шанса должны это понимать и регулировать свою нервную систему, чтобы она находилась в балансе. И в таком состоянии приглашаем клиента в это пространство, непосредственно фактом своего присутствия, влияя на него, не говоря о какой-либо теории и не применяя никаких практик.
Сам факт присутствия терапевта - тон голоса, расширение и сужение зрачков - это находится за пределами нашего контроля, но влияет на способ поддержки и приспособление клиента. Поэтому забота о себе должна быть прежде всего.
Давайте кратко упомянем о работе автономной нервной системы, это то, что вы уже знаете. Автономная нервная система человека состоит из двух ветвей: симпатической и парасимпатической. Если мы сразу будем говорить с клиентом об отклике на угрозу "бежать и прятаться", который связан с работой симпатической нервной системы, скорее всего, у него сложится негативное отношение к своему возбуждению и гиперактивному состоянию. Поэтому мы представляем работу симпатической ветви как мобилизацию энергии.

Симпатическая нервная система отвечает за мобилизацию энергии, учащение сердцебиения, ускорение дыхания, также за способность выражать мысли, речь и все, что связано с увеличением энергии.

И также мы знакомим с работой парасимпатической нервной системы, которая отвечает за сохранение энергии.

При активации парасимпатической ветви замедляется сердцебиение, успокаивается дыхание, необходимостью отдохнуть и переваривать пищу.

Это не значит, что в работе нервной системы одна ветвь будет включенной, а другая выключена. Ветви нервной системы всегда активны, на особенности их работы многое влияет - в том числе, окружение. В какой-то степени это адаптивная функция нервной системы к окружению.

Когда вы объясните особенности функционирования, клиент поймет, что нет ничего правильного либо неправильного в ее работе. Это связано с историей развития, биологией и т.д. Это его адаптивный отклик на ситуацию в его жизни и окружение.
Необходимо исследовать работу ветвей нервной системы, сделать определенный профайл работы с целью поддержки клиента. Мы должны показать и исследовать особенности симпатического отклика. Это может быть связано с тревогой, физиологическими аспектами проявления тревоги:
  • учащение дыхания, насколько оно частое;
  • учащение сердцебиения и это будет сильнее ощущаться в груди;
  • повышение температуры тела, приливом крови к лицу, голове, рукам или ногам, и т.д.
И что в связи с этим чувствует и переживает клиент? Чаще всего это, конечно, страх. Его необходимо признать - и далее говорить о том, что они делают, когда проявляется гиперактивное состояние симпатической нервной системы как определенные ощущения в теле?
Такое же исследование необходимо провести в отношении парасимпатического отклика. Это связано с гипоактивным состоянием. Часто в таком состоянии переживается депрессия, снижение активности, ощущение онемения, снижение температуры, хочется спрятаться и замереть. Мы исследуем, какое поведение демонстрирует клиент, переживая эти ощущения, чтобы успокоиться. 

Поясняем, что такое «окно толерантности». Можно нарисовать, объяснить наглядно, используя любые доступные средства. Окно толерантности находится между состояниями гиперактивности и гипоактивности. Внутри этого места можно спокойно переживать любые состояния, не прибегая онемению и не паникуя. Это безопасное место, в котором не нужно прибегать к защитным мерам, чтобы успокоиться. Даже при сложных состояниях есть понимание того, что мы можем с этим справиться.
«Окно толерантности» – зона оптимального функционирования. У каждого из нас ширина этого окна разная. Она будет варьироваться в зависимости от истории развития и тех факторов, которые мы перечислили. В зависимости от того, насколько вы быстро приходите в гиперактивное состояние либо гипоактивное, вы будете ощущать выход из «окна толерантности».

Например, оно достаточно широкое, тогда вы не ощущаете выхода за пределы. И можно предложить хороший способ людям, у которых узкое окно толерантности - его расширить - при появлении раздражителя, не прибегать сразу к защитному поведению, к привычным копинг-стратегиям, чтобы вернуть себя в безопасное место.

Вполне естественно, это заложено природой, люди используют пищу для возвращения в окно толерантности. Этот способ работает, но на короткий срок.

Можно наблюдать как люди используют еду, чтобы балансировать нервную систему. Это происходит неосознанно - я выхожу за пределы окна толерантности и ем, переедаю, чтобы вернуться в окно толерантности. Мы возвращаемся к тому, что работало в прошлом. Еда обычно успокаивает. Голодание приводит в гиперактивное состояние, активирует симпатическую ветвь и неосознанно (раз это один раз сработало), к этому прибегают снова и снова. И таким образом, возникает самовозобновляющийся цикл.
У нас есть определенный профайл (информация о работе сенсорной системы), мы исследовали работу нервной системы, и есть определенное понимание. С одной стороны, это становится следствием, почему происходит тот или иной отклик. С другой стороны, можно найти причину, почему мы прибегаем к еде тем или иным образом.

Из исследований мы также знаем, что при анорексии есть склонность к парасимпатическому гипоактивному состоянию и это связано с переходом к третьей линии защиты, согласно теории Стивена Порджеса.

Первый уровень – это социальное взаимодействие, второй – бежать или избежать, и третий - с парасимпатическим откликом – замереть и приготовиться к худшему. И такой способ - переход к третьей линии защиты связан с попыткой избежать травматического опыта, опыта негативных отношений и так далее - гипоактивное состояние характеризует клиентов с анорексией.

Сложность в том, что это становится замкнутым циклом, замкнутой системой при анорексии, когда есть склонность к активному парасимпатическому состоянию, происходит стимуляция голоданием и таким образом, активируется парасимпатическая ветвь. Иногда удивляются, откуда у людей берется столько энергии, ведь они практически ничего не едят? Засчет того, что они переживают чувство голода, у них происходит мобилизация энергии.
Но, безусловно, это работает в краткосрочном варианте. Тело компенсирует эти состояния, у них появляются ощущения онемения, замедляется сердцебиение и дыхание; такое защитное поведение работает в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной - все равно возвращает их в гипоактивное состояние. 

И даже то, что вы объясните эти механизмы работы клиентам, это уже может им помочь понять, почему они это делают - в долгосрочной перспективе это еще больше вызывает состояние онемения. 

Основная сложность состоит в том, что нервная система привыкает, возвращается в состояние гомеостаза, приспосабливается к полученным сигналам и стимулам. 
К примеру, я не ем и не принимаю пищу, я сегодня, например, пропустила завтрак и обед, и это дает мне мобилизацию энергии и активацию симпатической ветви. Я чувствую себя бодрой и возбужденной. Мое тело это запоминает и в следующий раз мне нужно снова пропускать приемы пищи, чтобы получить тот же результат. Но, скажем, через неделю у меня не будет такого же взрыва энергии, телу нужен стимул все сильнее и сильнее. 

И таким образом, этот цикл становится все шире и шире. Поможет объяснение, что в какой-то мере это физиологическая аддикция к подобному поведению, к подобной стимуляции. И если человек с расстройством думает, что он сходит с ума, можно ему объяснить, как это обусловлено физиологическими причинами.
При компульсивном переедании этот профайл работы отклика нервной системы может быть очень разным. Часто люди с таким расстройством переходят сразу ко второй линии защиты и демонстрируют тревожность, они начинают есть, принимают много еды и вызывают таким образом парасимпатический отклик нервной системы, переходят в гипоактивное состояние.

Мы знаем, что если принять сразу много еды, то человек успокаивается и может даже уснуть. Таким образом, неосознанно они успокаиваются и возвращаются в окно толерантности. Но опять сложность заключается в том, что тело к этому привыкает. И если сегодня я съем две тарелки еды и меня это успокоит, я перестану чувствовать тревогу, снизится отклик нервной системы, я успокоюсь, то в следующий раз мне нужно будет еды больше, и раз за разом цикл самовозобновляется, и человек чувствует себя пойманным в этом цикле. 

Часто появляется переживание стыда из-за того, что я не могу просто отказаться от того, чтобы не есть. Но просто отказаться - невозможно. Поскольку переедание обусловлено биологическими причинами - каждый раз необходим тот же уровень стимула, чтобы успокоиться. 
Мы говорим о понимании расстройства пищевого поведения и оно связано с тем, что первый эпизод самоповреждающего поведения никогда не связан с желанием разрушить себя.

Терапевт выражает понимание того, что даже если это выглядит как акт самоуничтожения, это всегда активная надежда. Желание успокоить себя, быть более любимым, поэтому нарратив о том, что это саморазрушение вызывает стыд и это маскирует изначальное намерение - надежду на обретение безопасного места и утешения. Важно чтобы в процессе работы человек чувствовал себя спокойным внутри, в безопасном месте и получившим утешение.

Итак, мы поясняем, что, с точки зрения нервной системы, ваше поведение в отношении еды - понятно. Ваша нервная система научилась дисрегуляции, это вынужденный отклик и вынужденная мера, поскольку вы постоянно успокаиваете себя и возвращаетесь в установленное безопасное место – в окно толерантности.

Главный вопрос, который мы задаем: Насколько это служит главной цели вашей жизни или не служит?
Если ответ «нет», то мы тоже к этому готовы и спрашиваем: Готовы вы ли вы исследовать и расширять «окно толерантности»?
И предлагаем альтернативы.

Мы достаточно времени посвящаем, несколько сессий тому, чтобы принять этот факт, признаем этот страх, который существует, не призываем отказаться от существующего поведения, мы предлагаем попробовать что-то еще. Так мы признаем, что человеку страшно, поэтому он снова и снова прибегает к защитному поведению – приему пищи либо наоборот отказывается от нее, переедает, голодает.

Мы без осуждения говорим о том, что он возвращается снова и снова к ощущению безопасности, но так будет не всегда и нужно попробовать что-то еще и мы готовы оказать ему эту поддержку.

Мы понимаем, что, поскольку человек прибегает к самоуспокоению с помощью еды, это расстройство может принимать различные формы. В том числе, употребление различных веществ: алкоголь, наркотические вещества.

Еда может замещать тот отклик, который его стимулирует. Это могут быть разные вещества, например, кофеин может оказывать возбуждающее воздействие на нервную систему, употребление сахарозаменителя, которым замещают сахар, чтобы снизить калорийность. Это может работать в краткосрочной перспективе, но можно быть пойманным в ловушку употребляя заменитель.
Мы осознаем все эти возможности - не только голодание и переедание, но и виды еды, которые использует клиент, чтобы вернуться в окно толерантности. И сообщаем клиенту, что необязательно прибегать к защитному и замещающему поведению.

Психологическое информирование клиента, в зависимости от возраста, состояния здоровья, должно включать, как еда (разные виды продуктов, которые ест или не ест человек) влияет на физиологическое состояние и здоровье человека.

К примеру, есть много исследований о том, что снижение употребления углеводов ведет к снижению серотонина, что в свою очередь - вызывает парасимпатический отклик и еще более глубокое гипоактивное состояние. И в следующий раз, чтобы взбодрить себя, получить симпатический отклик, будет гораздо сложнее. Мы говорим и рассказываем о существующих исследованиях, говорим, как это связано со здоровьем и едой, и тогда у человека возникает побуждение исследовать вместе.

Итак, прежде чем мы продвинемся дальше, мы попробуем с вами исследовать работу нервной системы и новые способы возвращения в «окно толерантности» и его расширение.
Мы начинаем с исследования ощущений, которые есть в теле, и говорим о том, что они связаны с эмоциями. Эмоции - это ощущения в теле.

Если есть неприятные ощущения, значит, что человек вышел за пределы окна толерантности. Есть сложные эмоции, которые вынуждают человека переедать или голодать. Итак, первое - нужно начать интересоваться эмоциями и живыми переживаниями, которые они вызывают и с какими моделями поведения они обуславливают.

Довольно длительное время мы исследуем ощущения в теле, что они выражают, о чем они говорят. Если это злость, какое ощущение и где оно проявляется в теле. Какое ее послание, нарратив. И если у клиента узкое «окно толерантности», тогда любое проявление эмоций его выводит из окна толерантности и тогда замечаем - что он делает в ответ (его способ реагирования)?

Иногда присутствует нарратив: злиться - опасно. И тогда моя реакция будет - сделать что-то, чтобы успокоить себя или «отключить» себя от этого переживания. Мы с пониманием относимся к этим переживаниям.

Мы возьмем, к примеру, злость. В какой-то момент ребенок понимает, что проявление злости небезопасно. Как мы уже говорили, более зрелая нервная система загружается в незрелую. И разные ощущения, которые появляются в теле, связаны с ранним периодом развития. Например, интернализировалась модель - при злости - нужно отказаться от этих переживаний, в силу того, что они были небезопасны для ребенка.

В исследовании связи эмоций с ощущениями в теле может помочь генограмма – определенная схема, которая позволяет выяснить различные связи разных эмоций с ощущениями в теле. И мы очень заинтересованно спрашиваем о том, кто чаще всего проявлял агрессию в семье, кто не выражал эмоции, кто боялся и т.д.

И мы смотрим и понимаем, как интернализировались те или другие ощущения и как реагирует нервная система.

Мы с вами говорили о злости, то как интернализуется злость - часто это бывает через переживание стыда. Проявления стыда связаны с внезапным понижением состояния - от симпатического гиперактивного состояния, происходит декрещендо - резкий переход в гипоактивное состояние. Например, при анорексии переживание стыда еще сильнее связано с онемением.

Мы наблюдаем, ищем, с какими ощущениями в теле связаны те или иные эмоции. Злость, грусть, мы открываем эти эмоции и остаемся с ними, не переходя к разрешению.

Оставаясь со сложными эмоциями - это уже расширение окна толерантности. Потому что каким-то образом мы научились дисрегуляции.
Исследуем, что будет, если человек не будет прибегать к защитному либо замещающему поведению. Не будет прибегать к успокоению. Мы предлагаем как можно дольше оставаться с этими неудобными эмоциями. И подходя к работе со сложными эмоциями, ощущениями в теле, мы предлагаем эксперимент: что будет, если человек не будет прибегать к защитному поведению. Будем погружаться вместе в эти эмоции и ощущения, не будем убегать или прятаться. 

В этом может помочь определенная запись, ведение записей и предлагать способы того, что он может сделать в этом состоянии. Даже если на 30 секунд он отложит свое действие, которое он обычно делает, это уже поможет расширить окно толерантности. Мы ему предлагаем облечь в слова его переживания, рассказать о том, что он чувствует. Этот факт того, что он будет рассказывать, позволит работать сбалансированно левому и правому полушарию, и он научится постепенно не прибегать к привычным механизмам защиты. 

По сути, мы начинаем тренировать нервную систему, начинаем постепенно прививать навыки, позволяющие расширить окно толерантности и регулировать нервную систему. Поначалу это может вызывать страх, но постепенно тревога и ощущение страха будут снижаться. Даже использование очень простых техник, простых методов, таких, как холодный душ, могут значительно способствовать этому.

К примеру, если при принятии горячего душа, комфортной температуры на несколько секунд включать холодную воду, и постоять несколько секунд под холодной водой, чтобы почувствовать разницу ощущений. 

И всего несколько секунд постараться остаться с этими сложными переживаниями. И человек тогда начинает понимать, что он сможет это выдержать и научается это переносить. К примеру, в вечернее время, скажем, в 9 часов вечера каждый день я чувствую себя одиноко и то, что я обычно делаю – открываю холодильник и начинаю есть. Если в этот момент мы договорились о том, что клиент устанавливает таймер на это время и как только он почувствует голод, хотя бы одну минуту он побудет с этим ощущением одиночества и откажется от привычных действий. Потом он может съесть. Тогда мы сможем вместе это отпраздновать. Эту одну минуту, которая позволит ему сделать вклад в расширение окна толерантности. 

В дальнейшем нашем исследовании ощущений и эмоциональных состояний, мы говорим о том, что они похожи на кривую линию, мы можем ощущать пики и снижения. Поначалу эмоции могут ощущаться как непереносимые. Затем, с течением времени, нервная система привыкает, амигдала расслабляется и постепенно состояние сбалансируется. 

Часто, если мы объясняем работу нервной системы, что активируется амигдала, которая является пожарным сигнализатором о непереносимых эмоциях, затем освобождается адреналин и кортизол, все это может действительно увлечь клиента в его исследовании. И он постепенно начнет замечать эмоциональные пики и снижения. Он поймет, что эти ощущения не длятся вечно. Есть периоды активного состояния, есть снижения.

И наша цель – предоставить пространство, добиться того, чтобы он мог наблюдать, стал свидетелем спадов и пиков этого состояния - через рисунки, истории, любые творчески способы. И тогда они понимают, что нет необходимости снова прибегать к еде. 

Мы рассматриваем детально, довольно подробно, что стимулирует, что активизирует каждую ветвь нервной системы. У меня есть своя таблица, я сделала ее для себя, это можно сделать с клиентом. Что именно активирует симпатическую ветвь и парасимпатическую. Что может привести в гиперактивное состояние и, наоборот, может успокоить. И сейчас я это понимаю, поскольку мы это исследовали, как разные способы могут вызывать разные ощущения. И далее можно даже предлагать составить целый список таких способов. 

Итак, мы начнем с исследования парасимпатической ветви. Если человек чувствует тревогу, повышенную температуру, учащение сердцебиения, и демонстрирует гиперактивное состояние, мы предлагаем исследовать ощущения проприоцепции и интероцептивные сигналы.
Пять ощущений: запах, то, что мы видим, осязание, обоняние, и вкусовые ощущения, ощущения, связанные с проприоцепцией – это как он ориентируется в простанстве. И интероцепция – это ощущение жизни внутри тела. Итак, что вы сделаете, если вы чувствуете гиперактивное состояние, чувствуете тревогу, что вы сделаете, чтобы себя успокоить, какие меры, опираясь на 5 чувств, интероцепцию и проприоцепцию?

Дыхание. Говоря о дыхании, я скажу о том, что долгий выдох активизирует гипоактивное состояние, и дыхание через левую ноздрю также связано с парасимпатической ветвью нервной системы, можно даже сочетать, то есть предлагать сделать вдох и длинный выдох через левую ноздрю. 

Вода. Что касается питья холодной воды, вода – это всегда очень хорошо, но что касается холодной воды, она связана больше с симпатическим откликом, поэтому, если вы чувствуете тревогу, то лучше выпить чего-то горячего. 

Одежда и ткани. И можно также завернуться во что-то теплое, мягкое одеяло или плед. 
Давайте еще поговорим об одежде. Так как я более парасимпатически ориентирована, я люблю облегающую одежду, она стимулирует мою кожу и с точки зрения проприоцепции, я лучше ориентируюсь, это меня больше стимулирует. И если я нахожусь в более гиперактивном состоянии, тогда можно надеть что-то свободное, но что-то из мягкой приятной ткани. И можно предлагать клиентам также поэкспериментировать с одеждой. Что будет, если вы смените одежду? Некоторые клиенты также испытывают финансовые сложности, но такой эксперимент можно предложить: попробовать другую одежду и как вы будете себя чувствовать.

Объятия. Но иногда доступ к объятиям может быть ограничен, учитывая ситуацию с коронавирусом, но можно предложить клиенту обнять себя. Вытянуть руки, обнять себя и небольшие покачивания из стороны в сторону, это также успокаивает. 
Участники предлагают следующие способы: природа, море, поговорить с кем-то, физические упражнения.

Движения. Что касается движений, покачивания из стороны в сторону хорошо помогают перейти в гипоактивное состояние, повторяющиеся движения, наклоны, когда грудь наклоняется, также инь-йога. 

Еда. Итак, давайте подумаем о пище, какие продукты помогут нам перейти к гипоактивному состоянию, успокоиться? 
Сладкое действует более возбуждающе, я бы предложила тропические фрукты, они больше способствуют успокоению. И также более сладкий вкус может быть такой как каши, морковь, картофель, все корневые овощи. 
Ксения предлагает панакоту, действительно, кремовая субстанция способствует успокоению, так же, как и рисовый пудинг. 
Важно действительно понять, что подходит конкретному человеку, подобрать избирательно, индивидуально подойти к выбору еды. Потому что, к примеру, люди, которые не доедают, у которых уже есть диагноз анорексии, то, что было бы хорошо – это есть молочную кашу. Но молочная каша как раз провоцирует парасимпатический отклик и вызовет как раз еще большее сопротивление к еде. В таком случае можно рекомендовать добавить что-то, что будет способствовать симпатическому отклику, например, мед, имбирь. И снова мы здесь упоминаем о том, что нервная система имеет тенденцию к привыканию, и если вы семь раз едите ту же кашу и вам она не нравится. И вы снова чувствуете, что она вас приводит в гипоактивное состояние, то, возможно, на десятый раз у вас будет нужный эффект. Необходимо научить клиента, что нервная система – она тоже научается, необходимо оказать ей поддержку. 

Запахи. Еще можно уделить внимание запахам, поскольку они связаны с работой гиппокампа и работой нервной системы. К примеру, имея тенденцию к парасимпатическому состоянию можно предложить выбрать цитрусовый запах, поскольку он стимулирует активнее. Или, если вы испытываете тревогу перед едой либо вообще состояние, связанное с тревогой, что-то понюхать. И если есть состояние, связанное с перееданием, тогда можно рекомендовать зажечь ароматическую свечу.

И также мы заполняем вторую колонку в таблице: что может активировать симпатический отклик.
Дыхание через правую ноздрю, вдох должен быть длиннее, чем выдох, питье прохладной воды и прохладных напитков, ритмическая музыка, запахи, все, что может привести к возбуждению. И таким образом, мы исследуем, собираем отклик у клиента, что ему понравилось, какое из действий ему помогло больше. И я уже знаю по себе, что то, что мне нравится, оно работает лучше всего. Постарайтесь исследовать и найти то, что вам больше всего нравится делать.

Необходимо поддерживать вагусный тонус, это связано с работой вагусного нерва, необходимо его стимулирование, такие практики, как полоскание, пение мантр способствует его стимуляции, и это помогает быстро вернуться в окно толерантности. Довольно плотная еда стимулирует парасимпатическую ветвь нервной системы, зерновые, овощи, горячее, суп, что-нибудь тушеное. Симпатическая ветвь требует более легкой еды – сладкие фрукты, например.

И также стимулирование вагусного тонуса, который отвечает за расширение окна толерантности. Очень хорошо работают продукты, содержащие омега-3, такие как рыба, масло, зеленые овощи в разных видах. И я предлагаю практику связанного дыхания: это вдох на 5, на 6 задержка и выдох на 5. Это также связано с вагусным тонусом и расширением окна толерантности. Постепенное научение этой практике я сама использую, вы можете сами упражняться и проделывать это вместе с клиентами.
ОПИСАНИЕ СЛУЧАЯ: о компульсивном переедании. 

Николь говорит о том, что мы уже с вами сделали большую работу, когда говорили о таблицах, исследовании симпатической и парасимпатической ветви. И Николь предполагает, что клиент переедает, так как есть переживание стыда, связанное с сепарацией. И то, что клиент не может встроиться в какие-то жизненные ситуации. В связи с этим стоит уделить внимание и исследовать ощущения, которые связанные с откликом парасимпатической ветви, поскольку она чаще находится в парасимпатическом состоянии. И исследовать ощущения, способы, как она может находиться в более возбужденном состоянии, связанном с активностью, с симпатической ветвью нервной системы.

Итак, я бы здесь говорила о психообразовании. Объяснять, что это связано с биологическими основами работы организма. Поскольку, если не поступает достаточное количество еды, то мозг получает послание, что тело голодает. И происходит выброс адреналина, эндорфинов, и затем это состояние провоцирует чувство стыда. Поэтому я бы уделила внимание регулярности приемов пищи. 

И важно поговорить о том, что состояние, когда вы едите – это состояние для вас безопасное. Необходимо обратить внимание на время суток, когда происходят эпизоды переедания. Поскольку выброс кортизола происходит как раз вечером, это один из физиологических механизмов. И производить дифференциацию ощущений. Она переедает вечером, потому, что чувствует себя одинокой? И затем нужно поговорить о том, что это адаптивная мера, в этом не должно быть чувства стыда. И постараться поговорить о том, какие способы могут вернуть ощущение безопасности и привести к успокоению себя. Можно завернуться в одеяло, зажечь свечи, и затем поговорить о том, как это было, как вы переживали эти три минуты без еды, что вы делали, какие у вас были ощущения и мысли? И опять же мы говорим о том, что это не ваша вина, это адаптивная мера. 

Поскольку эпизоды переедания связаны с тревогой, необходимо поговорить о том, какие ощущения в теле это вызывает, и с чем связаны еще были подобные ощущения. Поскольку в основном это связано с работой челюстей и мускулов челюстного отдела, то полезно предложить что-то еще вместо вот этих вредных продуктов. Например, жевательную резинку, морковные палочки, что-то очень легкое, и также, может, массаж, чтобы расслабить мускулы челюсти. 

И в подобных случаях жизненно важно обратиться к трансгенерационному аспекту стыда, посмотреть, как стыд проявляется в разных поколениях в этой семье. Что значит «достаточно хороший член семьи», кто считался достаточно хорошим, как прошла сепарация, исследовать эти моменты. И постараться убедить в том, что нечего стыдиться, что клиент достаточно хороший. И важно исследовать чувство стыда, которое лежит в основе. 

И даже самая идея, если вы расскажете о том, как работает окно толерантности, что это физиологический драйв, уже снизит переживание стыда у клиента.
Вопрос:
Можно ли эти техники применять к другим категориям клиентов?
Ответ:
Всегда очень полезно исследовать работу нервной системы, понимание ощущений и работу физиологического аспекта. Николь, в частности, работает с детьми с аутизмом и находит такую работу тоже очень полезной. Необходимо для себя понять и исследовать особенности работы нервной системы. Мы все так или иначе (осознанно или нет) регулируем работу нервной системы, и своими наблюдениями можно делиться с клиентами, также работать над снижением стыда в клиент-терапевтических отношениях.
Вопрос:
Какую литературу порекомендуете?
Ответ:
Я считаю полезным начать с работ Алана Шор и Дэниэла Стерна, также привожу Джанину Фишер и Пэт Огден, у них достаточно фундаментальные работы, связанные с исследованием окна толерантности и, частично, с применением к расстройствам пищевого поведения.
Вопрос:
Какие визуальные, аудиальные раздражители влияют на развитие нервной системы?
Ответ:
Звуки, музыка действительно очень сильно влияют, музыка с частотой 432 герца способна влиять и активировать симпатическую ветвь нервной системы. Также хорошо влияет Моцарт, Верди, еще музыка, которая в мажоре, связана с левым полушарием головного мозга и также более логической структурой и активизирует парасимпатический отклик.

Что касается минора, то стоит ожидать, что сильнее будет парасимпатический отклик, также музыка с повторениями также влияет на парасимпатическую ветвь. Свет, визуальное окружение также очень связано с работой нервной системы, если мы находимся в парасимпатическом состоянии, связанным с гипоактивностью, тогда необходимо включить свет и пустить в комнату больше света, наше состояние придет в более активную фазу.

Что касается состояния тревоги, тогда, наоборот, яркий свет может раздражать. Лучше задернуть шторы и убрать яркий свет. Цвета, в том числе в одежде, также влияют на работу нервной системы. Для активизации симпатического отклика необходимо использовать яркие цвета.

И в состоянии, которое человек связывает со своими особенностями, которые провоцируют его к поведению, например, перееданию, мы говорим о том, что если вы это чувствуете, постарайтесь надеть что-нибудь теплое, завернитесь в одеяло, зажгите свечи, постарайтесь позаботиться о себе вместо саморазрушительных действий.
Вопрос:
Как понять, какая у меня доминирующая ветвь нервной системы?
Ответ:
Можно понять, измерив ритм сердцебиения, но даже не прибегая к точной аппаратуре, необходимо с вниманием относиться к себе, например, если вы замечаете за собой, что вы часто грустите, у вас не очень хорошее настроение, вы замедлены, то можно говорить о том, что у вас доминирует парасимпатическая ветвь нервной системы.

Если вы склонны говорить быстро, вам нужно двигаться, постоянно находитесь в движении, скорей всего, у вас доминирует симпатическая ветвь нервной системы. Также полезно наблюдать за другими людьми, например, в паре. Николь говорит, что у нее доминирует парасимпатическая ветвь, а у супруга – симпатическая, и часто он ее стимулирует, а она его наоборот успокаивает, и они находятся в балансе. И в компании друзей также можно наблюдать эти феномены.

Также этот цикл может сменяться, могут быть пики и спады в активности нервной системы. Например, утром человек может быть в парасимпатическом состоянии, а вечером он не может уснуть из-за активности симпатической нервной системы.

Также окружение может влиять. И все это мы исследуем, записываем даже. Мы наблюдаем, как можно больше узнаем себя, чтобы в какой-то мере быть своим хозяином, а не просто находиться во власти своей нервной системы.
Вопрос:
Может ли возникать тревога и в парасимпатическом отклике, и в симпатическом?
Ответ:
Находясь в перевозбужденном, гиперактивном состоянии и находясь за пределами окна толерантности, человек может переживать это как очень дискомфортное состояние, неудобство. И прибегать к третьей линии защиты: испытывать диссоциацию от тела, не чувствовать своего тела, чувствовать онемение, и это может вызывать тревогу.

Также могут возникать и другие эмоции, такие как грусть, страх, это все по причине того, что человек находится за пределами окна толерантности. Здесь важно смотреть за эмоциональным откликом, как эмоция влияет, что человек делает, мы признаем этот факт и исследуем. Состояние – замереть, онемение, речь идет о третьем уровне защиты, это онемение в теле, оно переносится по-разному.

При симпатическом отклике будет замирание, а при парасимпатическом – онемение, здесь речь идет об ощущениях, их важно заметить.
Вопрос:
Про булимию.
Ответ:
При булимии – это уже само по себе состояние симпатического возбуждения, характерно учащенное сердцебиение, классическая тревога. Все это переживание тревоги связано с тем, что человек начинает есть много еды и вызывает парасимпатический отклик и это приводит, фактически, к онемению, нечувствительности тела.

В этом состоянии он чувствует себя еще больше покинутым, еще больше не связанным со своим телом и провоцирует рвоту.

Это вызывает отклик парасимпатической ветви нервной системы, и он ощущает временное облегчение и возникает определенный цикл, ведущий к физиологической аддикции.

Это зависимость от состояния. Это объяснение я предлагаю с точки зрения нервной системы, есть множество других объяснений с психологической точки зрения, с точки зрения привязанности, образа тела. С чувством вины, которое провоцирует рвоту. И все это делается для того, чтобы вернуться в окно толерантности.
До встречи на семинаре "Модель окно толерантности на практике" 14 мая!
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С ТЕЛОМ И ЕДОЙ
Серия семинаров-практикумов
11 июня
Ведущая - Николь Шнаккенберг
Тезисы семинара подготовлены в рамках серии практикумов
"Формирование здоровых отношений с телом и едой"
Ведущая Николь Шнаккенберг, Великобритания

Для оформления взят фрагмент работы
Joan Miró

Перевод Галины Савченко
© 2015 - 2020 All Rights Reserved. PSY4PSY.RU
contact@psy4psy.ru