ПСИХОЛОГИЯ VS ТОКСИКОЛОГИЯ

подходы в работе с отравлениями
Антон Ежов
к.м.н., врач-психиатр, психотерапевт, супервизор
Смотрите лекцию "Отпуск как ресурс для диагностики"Ведущий Антон Ежов
Уважаемые читатели, я бы хотел начать данную статью с вопроса: «чем отравление ядом предпочтительнее других видов убийства или нанесения вреда здоровью жертвы?»
Выберете свой и узнайте самый популярный ответ
Голосование продолжается. Смотрите самый популярный ответ!
В этой статье мы обсудим механизмы отравления и типы ядов в их психологических эквивалентах. Соответственно, если мы смещаемся в полюс психологии, то неизбежно приходим к человеку. Мы так же не можем рассматривать человека в изоляции от мира, социума, поэтому исключая механизмы неосознанного или сознательного самоотравления (что часто случается в жизни, особенно в контексте различного рода химических и психологических зависимостей) перейдем к сфере «токсичных» отношений между людьми.

На мой взгляд, термин «токсичность» прекрасно передает суть явления и отражает все составляющие процесса отравления в контексте нашей повседневной жизни. Часто, мы обнаруживаем, что после общения с некоторыми людьми наше настроение, восприятие окружающего мира, мысли сильно меняются, причем не в лучшую сторону: появляется раздражительность, агрессия, недовольство, необоснованные чувства вины и стыда, тревога и другие явления.
Итак, кто может выступать в роли «отравителя»?
1
Человек (родственник, партнер, коллега, начальник и т.д.)
2
Группа людей (семья, рабочий коллектив и т.д.).
3
Общество, сообщество, государство.
Что может выступать в качестве яда?

1
Идеи.
В психотерапии мы называем их интроектами. Это взгляды, концепции, представления, которые идут не из личного опыта человека, а в качестве послания от внешней среды. Обычно это «авторитетные» источники, прежде всего родители, близкие родственники, учителя и другие.

На процессе интроецирования, по сути, строится социализация и обучение человека с первых лет жизни. Но вместе с полезными идеями и концепциями, мы часто «заглатываем» чуждые нам, нашей личности и индивидуальности.

И вот у человека эти идеи накапливаются, но часто идут в разрез с его опытом, меняющимся контекстом жизни и превращаются в ментальные камни — «безоары на дне психического желудка», которые уже не перевариваются, но приводят к ощущению постоянной тяжести и отравляют жизнь.

В качестве примера можно привести состояние хронической подавленности во время отпуска и выходных у одного из моих клиентов. Когда мы стали разбирать, с чем это может быть связано, мы вышли на воспоминание о детстве клиента и о том, как его успешный, в социальном плане, отец регулярно повторял ему: «если ты не работаешь – ты лентяй». Таким образом, на протяжении всей сознательной жизни этот интроект «отравлял» отдых этого человека.
Ведущий Антон Ежов - к.м.н., врач-психиатр, психотерпевт, супервизор.

2
Аффекты и их производные.
Прежде всего различные проявления агрессии – от раздражения до злости и ярости. Обычно они ярко и быстро проявляются в поведении и в некоторых случаях с ними бывает легче справится, в силу того, что, будучи наблюдаемыми и ярко выражаемыми они доступны для нашего восприятия, мы легче можем выстроить границы и в случае наличия у нас достаточных ресурсов дать отпор. Если же силы неравны, то агрессия может приводить к травматическому опыту и хроническому «отравлению» страхом, парализовать нашу волю к жизни, способность любить и доверять окружающим. Наиболее уязвимы в этом плане дети, которые часто становятся жертвами хронической агрессии и насилия со стороны взрослых.

Так же надо учитывать, что у агрессии есть различные «производные»: ненависть, враждебность и зависть, с ними бывает сложнее, так как они могут проявляться в скрытых формах и мы можем оказать беззащитными перед ними.
1
Враждебность - антагонистическое отношение к людям, включающее когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. Аффективный компонент включает ряд взаимосвязанных эмоций, таких как гнев, раздражение, обида, негодование, отвращение и т.п. Когнитивный отражает негативные убеждения в отношении человеческой природы в целом и убеждения в недоброжелательности других людей по отношению к самому субъекту (враждебные атрибуции, недоверие). Поведенческий компонент проявляется в разнообразных часто скрытых, пассивно агрессивных формах, таких как негативизм, нежелание сотрудничать, избегание общения и т.д.
2
Зависть – это чувство формируется по отношению к человеку, который обладает, отнял, незаконно задерживает или утаивает у себя что-то такое, что другой хотел бы иметь сам. Это переживание в некотором смысле может быть опаснее ненависти, так как мы завидуем тому, чего сами желаем и что побуждает нас «кусать руку, которая нас кормит».

В отношениях это может выражаться в неспособности, из-за зависти, принимать ценность другого человека, допускать от него нормальную зависимость и признавать, что в чем-то нуждаешься и это, обычно, приводит к тяжёлым межличностным конфликтам с обесцениванием и разрушением всего, что могло бы дать потенциал для развития глубоких связей между людьми, основанных на доверии и принятии.

3
Страх и тревога. Одна из форм базового аффекта страха, тревога представляет собой расплывчатое, диффузное, не привязанное к конкретной ситуации длительное беспокойство, по поводу будущих событий: «что-то случится, я не знаю, что».

Аффекты страха и тревоги достаточно «прилипчивы» и находящийся рядом в тревоге человек может рано или поздно начать раскачивать и ваше стабильное эмоциональное состояние. Часто это является бессознательной попыткой «эвакуировать» из своей психики невыносимые аффекты. Токсичный человек «нагружает» свое окружение сильными переживаниями с целью, чтобы более психологически устойчивые люди могли бы разместить их в своей психике как во внешних контейнерах и психический аутсорсинг.

Так делает в норме маленький ребенок, когда ему плохо: он дает маме «сырые» аффекты страха и ярости, чтобы она могла бы их переработать и вернуть ему в виде слов и утешающих действий, что существенно снижает интенсивность переживаний у самого ребенка. Но проблема в том, что это делают взрослые и не все вокруг обладают психологической устойчивостью для размещения в себе этих аффектов. Особенно плохо, когда ситуация становится противоположной и родители используют детей для нормализации своих «эмоциональных штормов». Пример: тревожный отец, страдающий ипохондрией и страхом заражения интенсивно проецирует на ребенка свои катастрофические фантазии, ограничивает его активность, успокаивая свою тревогу «об него», но лишая его при этом полноценной жизни и возможности активно исследовать окружающий мир.


3
Отношения.
Точнее те события, которые происходят в отношениях.

Если рассматривать понятие «токсичный человек» с позиции психотерапии, то вероятнее всего, с клинической точки зрения, эти люди будут соответствовать пограничной организации личности и связанными с эти различными психологическими проблемами. Я бы выделил 2 механизма которыми погранично-организованные личности могут «отравлять» окружающих.
А
Сознательные механизмы.
«Токсичный» человек намеренно «отравляет» другого. Это открытые формы психологического давления и манипуляции («газлайтинг», например) с целью получения различных персональных выгод: прежде всего для ощущения власти, контроля над другим человеком и с целью поддержки своей самооценки. Клинически это обычно соответствует нарциссическому, антисоциальному и параноидному типам патологии характера.

Когда чувства ненависти смешиваются с наслаждением от причинения объекту боли, тогда лучше говорить о садизме или о садистической установке по отношению к объекту. Садизм формируется из ненависти и в конце концов объединяется с желанием контролировать объект. Это может быть в форме как сексуальной перверсии, так и в психосоциальных эквивалентах, таких как: обесценивание, троллинг, унижение человека.

В случаях, когда доминирует нарциссическая патология – это отношение к людям как к объектам, с обесцениванием и разрушением отношений с теми, кто к ним привязался и почувствовал близость без извинений и стыда, по принципу «поматросил и бросил». Человек в результате остается одиноким, растерянным и отравленным.

Пример. Одна из моих клиенток, уходя из терапии, после кропотливого и непростого года работы с ней, отвечая на вопрос, «что вы чувствуете в связи с завершением?», с недоумением сказала: «не понимаю, почему я должна что-то чувствовать? Вы для меня как официант, массажист или кто-то из обслуживающего персонала». Думаю, что нетрудно представить всю гамму чувств, которая рождается в ответ на эту обратную связь.
Б
Бессознательные механизмы.
Здесь работает ведущий механизм психологической защиты типичный для погранично организованных личностей: проективная идентификация. Суть ее в том, что «токсичный» человек сначала искаженно воспринимает близкого, обычно наделяя его теми качествами, которые сам «отравитель» в себе не признает и затем бессознательно оказывает другого давление, чтобы он вёл себя в соответствии с этой бессознательной фантазией, заставляет человека переживать то, что на него проецируется. Таким образом он обретает контроль над своими невыносимыми сторонами личности и может контактировать с ними как с внешней угрозой, не до конца осознавая их истинную, внутреннюю природу.

Все, что нужно знать о клинических проявлениях.
Углубленный курс "Психиатрия для психологов"
Ведущий Антон Ежов - к.м.н., врач-психиатр, психотерпевт, супервизор.

Симптомы отравления

В клинической картине отравления многое зависит от типа «яда», индивидуальной реактивности и устойчивости психики человека. Кого-то мало трогают публичные обвинения, сплетни и скандалы, а для кого-то непоставленный лайк или критический комментарий в социальной сети будет в буквальном смысле убийственным.
Можно выделить следующие общие симптомы хронического «отравления»:
  • Изменение качества жизни в сторону ее снижения, неудовлетворенность, фрустрированность и т.д..
  • Постоянное чувство усталости и подавленности.
  • Ангедония.
  • Хроническая тревога, раздражительность.
  • Психосоматика (часто в форме кожной патологии, алгические жалобы на головные боли, боль в горле и т.д.)

На клиническом уровне это могут быть депрессии различной степени тяжести, разнообразные формы неврозов, химические зависимости, расстройства пищевого поведения.

Рекомендации при контакте с токсичными людьми

Я предлагаю использовать общие принципы из токсикологии.
1
Ограничить контакт и поступление токсинов в организм. По возможности прекратить общение и близость в момент отравления. Если это невозможно, то использовать «средства защиты» - эмоционально дистанцироваться, выдерживать границы, не затапливаться аффектами самому, стараться сохранять осознавание, опираться на объективную реальность и интеллектуально перерабатывать ситуацию
2
Мероприятия, направленные на выведение токсинов из организма, т.е. детоксикация. Общение с адекватными, приятными людьми, возможность поделиться своими переживаниями и мыслями с ними, забота о себе в виде спорта, прогулок, культурных мероприятий, которые помогут «разгрузиться» и «растворить» токсины, а также обращение к специально обученным для этих задач людям, в лице психотерапевтов.

Не бояться выражать свое несогласие и негативные чувства: злость, стыд, вину, отвращение непосредственно в ситуации отравления. При укусе змеи чем быстрее высосан яд из места укуса, тем лучше прогноз.

Случай из практики

Мой клиент М. поехал с женой в свой отпуск к ее родственникам, с целью «отдохнуть и расслабиться», но там оказалась совершенно психотическая семейная ситуация. Глава семьи, который принимал их в гости, судя по описаниям клиента, страдает тяжелой формой мизофобии, близкой к психотическому уровню с постоянным страхом экстракорпоральной угрозы загрязнения, инфекций и связанной с этим сложной системой защитных ритуалов, контролем запахов и т.д., которому вынуждены были подчиняться все члены семьи и гости.

Уже на вторые сутки пребывания в этой обстановке во время обеда, где хозяин «опять к чему-то принюхивался и навязчиво контролировал чистоту рук, сидящих за столом» моему клиенту в какой-то момент захотелось «вскочить и заорать: да вы что тут совсем охренели???!!! Это же безумие!!!» Но в силу законов приличия и страха обнаружить собственную неадекватность, злость была подавлена, М. вернулся из отпуска, с его слов, «как отравленный», отмечалась слабость и упадок сил.

Всю нашу сессию М. говорил об отпуске и своей злости и неприятии такой ситуации. В процессе обсуждения этих эпизодов и выражения чувств ему стало легче. Ближе к завершению я понял, как я устал и как хорошо, что у меня есть границы в виде времени сессии и я могу выразить своё нежелание больше контейнировать его аффекты в форме «наше время вышло». Это понимание принесло мне огромное облегчение. Я рискнул поделиться этим с клиентом. М. на это заметил, что когда ты маленький ребенок и вынужден находится в такой семье, то бежать некуда и он понимает почему у их сына серьезные проблемы с поведением. М. Заметил, что такая семья как «ехать в купе с муд…ами, которые шумят и бухают. Надо как-то постараться доехать в нормальном состоянии, хоть это сложно». В течении следующих сессий мы работали с темой построения границ в ситуациях, когда «ты едешь в купе под названием «семья», т.е как можно выстраивать границы с близкими людьми, какие запреты и интроекты мешают выражать злость, отвращение и вынуждают проглатывать яд или травится, например, из вежливости, как в его ситуации.

3. Специфическая антидотная терапия. Ранее распознавание манипуляций, типов токсинов и попыток их вбросов, с соответствующей реакцией на это. Выработка зрелых способов противодействия еще на начальном на этапе попытки «отравить», способность сказать «нет» или выразить свое несогласие с тем, что тебе навязывают. Отражать переживания токсичного человека, но полностью эмоционально с ним не «сливаться», то есть работать над простраиванием ясных и четких границ в отношениях.

4. Профилактические меры: развивать свои дистантные рецепторы и чувствительность к субпороговым признакам отравления. Расширять репертуар реагирования, например, быть в контакте со своим отвращением. Люди часто путают отвращение со злостью, а злость будучи контактным аффектом еще больше приближает человека к источнику отравления, в отличие от отвращения, которое позволяет дистанциироваться.

Искренне надеюсь, что предоставленная информация поможет вам лучше разобраться в общих вопросах психотоксикологии и даст возможность улучшить качество жизни и отношений!
Литература

1. Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. - СПб.: Издательство "Питер", 2000. - 464 с.: ил

2. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях М.: Класс, 1998. — 368 с.

3. Куценко С. Основы токсикологии / Изд-во «Фолиант», 2004. – 720 с.

4. Перлз, Фредерик С., Гудмен, Пауль, Хефферлин, Ральф Практикум по гештальт-терапии / Пер. с англ.: М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005. - 240 с.
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ И хАРАКТЕР
Все, что нужно знать о клинических проявлениях.
Углубленный курс "Психиатрия для психологов"
Ведущий Антон Ежов
к.м.н., врач-психиатр, психотерапевт
Автор Антон Ежов
Для обложки и бейджика использована работа
Отравленный пирог
автор не известен
© 2015 - 2024, All Rights Reserved. PSY4PSY.RU
contact@psy4psy.ru