Click to order
Cart
Регистрация и оплата
Total: 
Ваше имя
Ваш Email
Ваш телефон
22, 24, 26 октября | Образ тела: норма и патология. Техники и методы работы
Close

Развитие привязанности и формирование интероцептивной осознанности

Наталья Фомичева
к.пс.н., клинический психолог, супервизор
Образ тела - проекция социальной коммуникации. Открытая онлайн лекция.
24 сентября | 10:00 мск. Ведущая Наталья Фомичева.
Образ тела - проекция социальной коммуникации
24 сентября | 09:00 - 10:00 мск

Открытая лекция в рамках курса "Образ тела: от ограничений к свободе"
Ведущая Наталья Фомичева - к.пс.н., клинический психолог, супервизор, специалист в области сексуального поведения
Это открытая лекция
В психологии тема привязанности обсуждается давно. И ранее изучалась в рамках психоанализа. Например, лабораторный эксперимент Рене Шпица демонстрирует, что дети с нарушением привязанности развивают тяжелую форму депрессии младенческого возраста. Выделяют четыре типа привязанности: безопасная, тревожно-цепляющаяся, тревожно-избегающая, дезорганизованная или хаотическая.
В основном привязанность изучается с точки зрения чувств и тактильного аспекта, которые возникают между матерью и ребенком. Со временем обнаружили, что кроме чувственной привязанности есть еще физиологическая привязанность. Например, поддержка безопасной привязанности за счет гормона пролактина*. Эксперименты показали, если женщина отказывается от ребенка сразу после рождения, у большинства уровень пролактина был низкий.
Пролактин (ПРЛ) – это гормон, который в организме человека секретируется гипофизом и, в меньшей мере, молочной железой, центральной нервной системой, плацентой и иммунной системой, играет важную роль во многих процессах, в числе которых способность к деторождению и влияющих на половые расстройства, повышенную раздражительность, появление беспричинных страхов, усилении роста волос на теле и лице и т.д.
Привязанность - многосторонний феномен, включающий в себя младенца и взрослого (мать или отец, или кормилец), а также множество факторов, влияющих на формирование привязанности.
Первый компонент - эмоциональный фон.
Для формирования безопасного типа привязанности необходим положительный эмоциональный фон. В большинстве случаев ребенок рождается с готовностью любить родителей. Однако есть случаи дезорганизованного типа привязанности, формирующее антисоциальное, которые могут влиять на развитие антисоциального расстройства личности.
22, 24, 26 октября | Образ тела: норма и патология. Техники и методы работы
Close
Второй компонент - эволюционные механизмы
К примеру, способность к имитации. Младенцы уже на 30-40 минуте жизни способны имитировать выражение лица находящегося рядом взрослого. Этот механизм тоже помогает формировать привязанность, поскольку существует определенная эволюционная настройка: похожее вызывает больше положительных чувств. Ребенок неосознанно стремиться быть похожим на тех, кто его окружает для того, чтобы привязанность формировалась быстро и безопасно.
Гормональный фон
пролактин, окситоцин и другие гормоны, находящиеся в теле женщины после рождения ребенка, выработка которых меняется в процессе грудного вскармливания и контакта с ребенком. Все это "работает" на формирование и поддержание привязанности.
Важный компонент - тактильный контакт.
В теле человека есть рецепторы, реагирующие на тактильное взаимодействие. Существуют группы рецепторов, реагирующие на боль, изменение температуры и внутренние ощущения, на поверхности кожи рецепторы реагируют на тактильное взаимодействие между ребенком и взрослым, который за ним ухаживает - объятия, поглаживания, почесывание и другие способы тактильного контакта. Эта система тесно связана с развитием. Исследования показывают, что изменение функционирования этой системы присутствуют у людей с аутистическим спектром расстройств, с нарушением пищевого поведения, в частности, нервной анорексией.

Похоже, что эта система нарушается у младенцев, рожденных преждевременно и перспектива дальнейших исследований - развитие психотерапии и телесной поддержки для формирования безопасного типа привязанности.
Что такое "интероцептивная осознанность"?

Это способность распознавать телесные сигналы: холод, голод или тепло и приятно, сигнализировать об изменениях во внешний мир. Для ребенка это очень важная характеристика, потому что для выживания ребенок должен сообщать о своих потребностях. Для взрослого это также важно, поскольку формирование безопасной привязанности возможно, если взрослый может распознавать сигналы ребенка. Вцелом это связано с интуицией и зависит от сформированного типа привязанности взрослого.
Существуют программы по детско-родительскому взаимодействию в рамках терапии привязанности, когда взрослых учат прислушиваться к младенцам, реагировать на их сигналы, распознавать то, чего они хотят и удовлетворять потребности младенца.
Интероцептивная осознанность развивается как результат первых тактильных контактов. С этой точки зрения естественные роды, когда ребенка сразу выкладывают на живот к матери и дают возможность самому приложиться к груди - это большой вклад в развитие привязанности и интероцептивной осознанности. Такая практика распространяется на младенцев, рожденных с помощью Кесарево, формируя этот важный компонент психического здоровья.

Во взрослом возрасте люди с безопасной привязанностью меньше сталкиваются с психологическими проблемами, могут выстраивать отношения с другими, спокойно переносить одиночество, прислушиваться к собственным потребностям, меньше болеют и легче переносят болезни, поскольку обладают чуткостью к сигналам собственного тела и готовы предпринимать соответствующие меры для поддержания здоровья.

Привязанность формируется в течение полутора лет ребенка, и в этом возрасте уже возможно определить какой тип привязанности сформировался.
При безопасной привязанности базовое переживание - чувство доверия и безопасности к окружающему миру. Ребенок развивается с ощущением собственной важности, мир его принимает, его потребности удовлетворяются - все это рождает ощущение доверия и способность к сепарации в дальнейшем.
Отделение ребенка от матери и его проживание своей жизни, становление индивидуальности без проблем будет проходить на базе безопасной привязанности. Это достигается благодаря двустороннему вкладу: ребенок с его предпосылками к формированию безопасной привязанности и взрослый, способный поддерживать безопасную привязанность благодаря доверию и помощи при сепарации - проживании чувств таких как гнев, страх и обида. Важно, чтобы взрослый мог эти чувства "контейнировать", т.е. выдерживать.
Говоря о других типах привязанности, которые в разной степени отклоняются от нормы и не дают ребенку глобальной психологической поддержки, выделяют тревожно-цепляющийся и тревожно-избегающий тип.
Мир небезопасен, лучше никуда не уходить. Этот тип привязанности связан с гиперопекой.
При тревожно-цепляющимся типе привязанности мы видим тревожного взрослого, который обеспокоен тем, что с ребенком что-то может случиться: заболеет, упадет, опрокинет что-то на себя, и в результате этого большинство попыток сепарации ребенка пресекаются. Взрослый не дает возможности ребенку что-то пробовать самому и пугается при проявлении самостоятельности у ребенка. И ребенок также начинает этого бояться. Главное послание взрослого, с которым соглашается ребенок - мир небезопасен, лучше никуда не уходить. Этот тип привязанности связан с гиперопекой.
По мере развития, ребенок должен встречаться не только с удовлетворением своих потребностей, а и с их фрустрацией. Переживание того, что "я хочу, но сейчас не получается", дает возможность ребенку развиваться и искать то, что еще можно сделать, чтобы достичь желаемого. Фрустрация не должна быть чрезмерной, в небольшой степени, позволяя ребенку преодолеть переживание нужды и попробовать что-то сделать самому.
Также взрослые стараются удовлетворить потребность ребенка моментально. Ребенок не успевает почувствовать, что ему что-то нужно или что-то не так. При таком тесном контакте сложно пробовать что-то делать самому и взрослый становится фигурой, за которую ребенок цепляется. Ребенок находится в постоянном контакте, беспокоится о том, что взрослый может уйти, потому что тогда он останется один-на-один со своими потребностями, а он не знает как их удовлетворять. Такие дети тяжело переживают разлуку и сердятся, когда взрослый куда-то уходит, болезненно переносят даже кратковременное отсутствие.
Говоря о развитии интероцептивной осознанности, в рамках тревожно-цепляющейся привязанности, ее развитие тормозится. Для того, чтобы появилась возможность слышать сигналы собственного тела и реагировать на них, нужно время, чтобы этот сигнал достиг осознавания.

Если потребности ребенка удовлетворяются прежде, чем он успевает их осознать, интероцептивная осознанность будет тормозиться. Ребенок не понимает, хочет ли он есть, может, ему холодно или он устал. При такой неспособности распознать голод от сытости, возможны нарушения пищевого поведения. Есть ощущение того, что "надо есть", могут это делать "за компанию" или просто "нельзя не есть, чтобы не обидеть".
Тревожно-избегающий тип привязанности
При тревожно-избегающем типе привязанности взрослый, ухаживающий за ребенком, отстранен от него. Это может происходить по ряду причин: по состоянию здоровья, из-за наличия депрессивных расстройств. Например, послеродовая депрессия может стать одним из факторов формирования тревожно-избегающей привязанности.

В западной психотерапии говорится не о "послеродовой депрессии", а о посттравматическом расстройстве, которое разворачивается на фоне неудачных или слишком болезненных родов. В таком состоянии взрослый не способен чутко и бережно откликаться на потребности младенца; он отстранен эмоционально, иногда и физически для контакта с ребенком.

В психологической практике встречаются клиентки, которые говорят о невозможности выносить тактильный контакт, поскольку ребенок требует интенсивного тактильного взаимодействия, оно ему жизненно необходимо.
Если мать - это единственный человек, то она может истощаться и контакт сопровождаться ее неприятными переживаниями, раздражением, чувством вины за это раздражение и беспомощность. Вся гамма чувств становится своеобразной "стеной" между ребенком и взрослым. И формирование безопасной привязанности затрудняется, формируется тревожно-избегающая привязанность.
Поскольку агрессия со стороны матери переживается ребенком как опасность, ведь она не будет с ним взаимодействовать таким же образом, и он останется один, а это страшно. Поэтому когда мама сердится, ребенок боится. Если это происходит часто, ребенок отстраняется.

При тревожно-избегающем типе привязанности, дети легко переносят разлуку с матерью, могут себя занимать и играть сами с собой. Когда взрослый появляется, они не подходят к нему. Это отличает их от детей с безопасной привязанностью, которые хорошо переносят разлуку и, увидев взрослого, с радостью бегут к нему, демонстрируя свои достижения или новые игрушки. Ребенок с тревожно-избегающей привязанностью этого не делает, хотя сохраняет зрительный контакт и выдерживает дистанцию, потому что ему тяжело сталкиваться с отвержением или враждебностью, и постепенно формируется тенденция к отдалению.

Во взрослом возрасте это проявляется в шизоидных чертах характера: не переносят близкий контакт, предпочитают не вступать в близкие отношения, держат дистанцию и, несмотря на глубокие переживания по поводу отношений, они не показывают этого, бессознательно переживая свою уязвимость. Работает установка: лучше я прерву отношения раньше, чем другой прервет их и травмирует меня.
Тип привязанности отражается на сексуальном поведении. При тревожно-цепляющемся типе привязанности, испытывают много эмоций при близком контакте после ссоры. Для них поддерживающим является воссоединение и слияние в контакте после ссоры. При тревожно-избегающем типе привязанности, характерны связи с малознакомыми партнерами, вплоть до компульсивного сексуального поведения, поскольку формирование привязанности перед взаимодействием не переживается как приятное.

Дезорганизованный (депривязанность или хаотичный) тип привязанности
Дезорганизованный (депривязанность или хаотичный) тип привязанности формируется у детей, находящихся в травмирующих условиях. При которых уход не осуществляется или ребенок попадает в детский дом, а не воспитывается в семье. При невозможности опереться на что-то и выживание связано с возможностью приспособиться под того человека, кто осуществляет уход. С самого раннего возраста дети учатся считывать выражение лица опекунов и пытаться ими манипулировать, потому что это для них это единственный способ выживания.

Существуют исследования, говорящие о том, что дезорганизованный тип привязанности формируется из-за развития определенных зон мозга. Например, у людей с социопатией, зоны мозга, отвечающие за получение ощущений тепла и любви к близким людям не развиваются.
Дезогранизованный тип привязанности базируется не на любви, а на переживании сильного страха и необходимости подстраиваться под окружающую среду. В цепи базовых реакций "бей-беги-замри", последняя линия реакции - это приспособление. Ребенок отказывается от своих переживаний для того, чтобы уловить переживания тех, кто его окружает и стать таким, каким они хотят его видеть.
В этом случае интероцептивная осознанность существенно нарушена, поскольку собственные потребности игнорируются и опираются на требование окружения "каким я должен быть".

Дети с дезорганизованным типом привязанности склонны проявлять жестокость и деструктивную агрессию. Это настораживает взрослых и обычно такие дети попадают в поле внимания психологов и педагогов. Однако, если дезорганизованная привязанность уже сформирована, добиться изменений практически невозможно. Более того, если затронуты зоны головного мозга, которые определяют развитие социопатии, единственным решением и терапевтическим результатом может быть при длительной терапии - научить не совершать постоянно правонарушения ради своей же выгоды.

Идея о том, что "это плохо для других людей" не несет информации для человека с дезорганизованным типом привязанности, поскольку эмпатия как правило плохо развита, и они не могут опираться на переживания других людей. Но идею "собственный выгоды" они могут воспринять. Помимо проявления жестокости, дети с этим типом привязанности, демонстрируют парадоксальные паттерны поведения. Например, ребенок, переживший разлуку, вместо демонстрации радости при виде взрослого, начинает его избивать.

Характерны проявления полярных эмоций, которые невозможно предугадать и понять окружающим. Базовое переживание - отсутствие способности любить, испытывать нежность и теплоту, проявлять эмпатию. В основном ориентированы на выживание и выгоду, умеют манипулировать людьми, поскольку с детства это был основной навык, который они развивали. Часто депривязанность формируется у детей, которые были травмированы и находилось в ситуации длительной травматизации. В такого рода ситуациях психика подвержена расщеплению и фрагментации, в крайнем патологическом варианте - это множественное расстройство личности, как описано в книге "Множественные миры Билли Миллигана" Д.Киза, мир ребенка, живущего в мире насилия. Крайне редко такие люди встречаются в терапии, ввиду отсутствия запроса у них на терапию.

ОБРАЗ ТЕЛА: НОРМА И ПАТОЛОГИЯ. ТЕХНИКИ РАБОТЫ С ОБРАЗОМ ТЕЛА
22, 24, 26 октября
Очно и онлайн, Москва
Ведущая Наталья Фомичева
Транскрибация лекции подготовлена в рамках проекта
"Образ тела: от ограничений к свободе"
Ведущая Наталья Фомичева
© 2015 - 2018 All Rights Reserved. PSY4PSY.RU
contact@psy4psy.ru