Click to order
Cart
Регистрация и оплата
Total: 
Ваше имя
Ваш Email
Ваш телефон
11 июня | Формирование здоровых отношений с телом и едой | семинар Николь Шнаккенберг
Close

Николь Шнаккенберг
доктор психологических наук, специализация – расстройства пищевого поведения и образа тела

Нейробаланс в работе с расстройствами пищевого поведения и образа тела
Конспект семинара-практикума

На третьем семинаре из этой серии мы будем говорить о балансе правого и левого полушарий - как метод борьбы со срывами и защитным поведением при расстройствах поведения и образа тела.

Как вы знаете, головной мозг состоит из левого и правого полушария, между ними находится мозолистое тело. Как левая, так и правая часть обладают своим набором функций и можно сказать, индивидуальностью. Это важно понимать в работе с расстройствами пищевого поведения и образа тела.

Правое полушарие развивается раньше, чем левое, и связано с отношениями ранней привязанности, а также несет в себе соматическую память тела. И работая с людьми с РПП и образа тела, мы, конечно, обращаемся и к левому полушарию, но мы опираемся на связь правого полушария терапевта с правым полушарием клиента и развиваем эту связь (эмоциональный мозг с эмоциональным мозгом терапевта).

Правое полушарие отвечает за эмоции, интероцептивные сигналы (ощущения тела изнутри). Левое полушарие связано с логикой, разделением мира на «черное и белое».

Одно полушарие ингибирует другое, и мозолистое тело, содержит ингибирующие нейроны, выполняющие функцию подавления. И для того, чтобы активировать левое полушарие, нужно подавить активность правого.
Правое полушарие открыто к восприятию информации из левого полушария, в то время как левое не является полностью «открытым».

Это означает, что часто картина расстройств пищевого поведения включает слабые интероцептивные сигналы, нечувствительность к эмоциям и часто слабое их ощущение. Все это происходит вследствие того, что новая информация, содержащаяся в правом полушарии, недоступна левому полушарию.

Одно из самых важных отличий полушарий - это способ восприятия информации из внешнего мира. Левое полушарие связано с восприятием информации в малейших деталях. Тогда как правое полушарие связано с более широким восприятием, характеризуется разными типами восприятия, в отличает от сфокусированного восприятия левого полушария.

Итак, многие исследования, в частности, о визуальной обработке информации, говорят о том, что люди с расстройствами пищевого поведения или образа тела, склонны к визуальному типу восприятия информации, угнетая другие впечатления.

Это связано с определенным визуальным фокусом, который выделяет ту или иную деталь и восприятию целой картины по ее частям, вместо восприятия целостного объекта. Поэтому глядя в зеркало, уделяется внимание деталям и нет связи с тем, что отдельные части составляют лицо.

11 июня | Здоровые отношения с телом и едой | семинар Николь Шнаккенберг
Close
Это важно в изучении расстройств пищевого поведения и образа тела: это влияет на восприятие тела, потому что какая-то определенная часть тела выделяется из всего образа тела и фокус внимания уделяется только ей. В то же время это восприятие складывается в определенный пазл, когда разрозненные части соединяются в одну картинку. И соединяя картину целого, мы получаем искаженное изображение, так как соединенные части не соответствуют действительности.

То, как мы воспринимаем мир и себя в мире, связано с доминирующим полушарием, какая информация превалирует.

Я говорю о том, что есть определенная "полезная часть» в работе левого и правого полушария. Полезная - это значит, мы можем учитывать функцию обработки информации. Например, я смотрю в зеркало, мое доминирующее полушарие левое, я воспринимаю какую-то определенную часть себя.

Потому что левое полушарие подавляюще действует на всю новую информацию, застревает на уже известной информации и буквально отвергает то, что ей неизвестно. Поэтому также застревания определенные могут быть связаны с особенностями работы левого полушария.

Что касается правого полушария, то оно более непредсказуемо и более заинтересовано в новом опыте. Также работа левого и правого полушарий связана с планированием. Левое полушарие отвечает за краткосрочные решения, скажем, то, что нужно сделать в течение часа.

Работа правого полушария связана с долгосрочной перспективой. Это важно в принятии решений, например, когда, испытывая те или иные переживания, связанные с расстройством пищевого поведения или образа тела, принимается мгновенное решение, обусловленное страхом. Все, что я вижу в связи с моей работой с РПП и образа тела и это говорят исследования, что часто при рпп правое полушарие подавляется.

Это связано со сложным эмоциональным опытом, с подавлением эмоций, функций правого полушария. И также с этим связаны сложности с переживанием собственных жизненных ситуаций, определенной болью, которую переживает селф, с собственной болью, собственным образом себя и болью за других людей, о чем говорят зеркальные нейроны.

Часто эти ощущения становятся непереносимыми, люди воспринимают их как слишком большое потрясение. И перенаправить свое внимание на правое полушарие, «укорениться» в нем становится невозможным. Люди таким образом избегают чувств, эмоций и переходят в (логическое) левое полушарие.
Для клиентов полезно привести аналогию с тем, что левое полушарие - предсказуемо (предсказуемый опыт) и связано с той информацией, которая нам уже известна и отвергается новизна, а правое - любознательное.
В контексте нашего прошлого семинара про работу нервной системы и поливагальной теории, человек с активным левым полушарием переходит сразу ко второй и третьей линиям защиты. Первая линия связана с социальным взаимодействием, есть драйв бежать, драться, себя защищать.
Но люди этого типа склонны переходить сразу ко второму и третьему уровню защиты, где они переживают диссоциацию с собственным телом, не связанность с интероцептивными сигналами и ощущениями в теле. И здесь активно левое полушарие, все видится в черно-белом цвете и ощущениям в теле не уделяется внимание, они воспринимаются как непереносимые.

С одной стороны есть активное левое полушарие, угнетенное правое полушарие, что связано с тем, как человек чувствует себя в окне толерантности. Активность правого полушария будет связана с работой со сложными воспоминаниями, сложными переживаниями, связанными с ощущениями в теле, которые человек не хочет переживать и испытывать.

Поэтому, чтобы вернуть себя в окно толерантности, он начинает подсчитывать калории, думать о тех упражнениях, которые он будет делать. И таким образом, у него появляется ощущение контроля, что он может с этим справиться.

Правое полушарие связано с миром межличностного взаимодействия, отношениями между людьми, переживаниями эмоций и живым ощущением тела. Левое полушарие расценивает людей и еду как объекты контроля и манипуляций.

Левое полушарие не очень хорошо интерпретирует информацию, которую оно получает из правого полушария. Функция речи закреплена за левым полушарием более чем у 90% людей. Речь - в левом полушарии, а эмоции - в правом, необходимо пререйти этот мост. Это означает, что эмоции, находящиеся в правом полушарии, не получают выражения, сложно эмоции облечь в слова. И это мы можем наблюдать при таком диагнозе как алекситимия - невозможность рассказать и выразить свои эмоции, поскольку нет связи между левым и правым полушарием.

И также мы знакомим с работой парасимпатической нервной системы, которая отвечает за сохранение энергии.

В контексте работы ветвей нервной системы, работу полушарий можно объяснить таким образом: симпатическая ветвь нервной системы связана с правым полушарием и отвечает за мобилизацию энергии. Парасимпатическая ветвь связана с левым полушарием. При состояниях, связанных с гипервозбуждением, активизируется правое полушарие, а когда человек принимает пищу, правое полушарие подавляется и активизируется левое полушарие, связанное с ощущением успокоения.

Левое полушарие связано с правой ноздрей, а правое - с левой ноздрей. Находясь в гиперактивном состоянии, активирована симпатическая ветвь нервной системы. И у меня возникают непереносимые эмоции, соответственно, активизируется правое полушарие. Тогда можно сделать вдох через левую ноздрю. Тогда правое и левое полушарие приходят в баланс.

И дыхание позволяет сбалансировать нервную систему, парасимпатическую и симпатическую ветвь. Вместо того, чтобы угнетающе действовать на одно полушарие и одну ветвь нервной системы, и таким образом возвращаться в окно толерантности, гораздо полезнее будет привести всю нервную систему в баланс.

Упражнение. Цикл дыхания
Правым пальцем зажимаем правую ноздрю и вдыхаем через левую ноздрю, зажимаем левую и выдыхаем через правую ноздрю. Меняем пальцы, вдыхаем через правую, выдыхаем через левую. Вдыхаем через левую и выдыхаем через правую. Вдыхаем через правую, выдыхаем через левую. Мы проделываем несколько циклов, таким образом, приводим в баланс состояние нервной системы. Вдыхаем и выдыхаем на счет 3 (вдох и выдох одной длины) и делаем 26 циклов.

Вы можете использовать это упражнение для себя перед сессиями. И предлагать клиентам использовать тогда, когда необходимо.
Например, когда они испытывают неуверенность перед выбором пищи - что съесть?

Предложите им проделать 26 циклов дыхания, чтобы, снизить напряжение перед выбором. Потом можно вернуться и выбрать, что же будет лучше для них.
Давайте еще с вами подумаем, как мы можем использовать эти знания о работе полушарий в терапии. Итак, первое, что мы можем делать – можем использовать эти знания для себя, как развивать нашу способность пребывать в правом полушарии и быть полностью присутствующим в кабинете на сессии.

Фактически, терапевт выполняет функцию мозолистого тела. Когда он принимает эмоции, которые ему сообщает клиент, правым полушарием через перенос и контрперенос он их воспринимает и понимает. И предоставляет объяснения, уже обращаясь к левому полушарию. И возвращает в правое полушарие уже «переваренными», чтобы клиент мог их воспринять.

И также полезно понимать этот цикл и использовать для себя, когда вы имеете дело со сложными эмоциями, непереносимыми ситуациями, когда вы чувствуете себя переполненными логическими размышлениями – тогда тоже важно уметь переключиться, почувствовать себя присутствующим и активировать правое полушарие. Полезно исследовать себя и признавать сложность нахождения в правом полушарии, проявлять любознательность.

Очень часто в терапии присутствует ситуация, когда неосознанный опыт нужно перевести в осознание. Мы можем искать много объяснений фиксироваться на объяснении, почему у человека возникает то или иное расстройство пищевого поведения или образа тела, но все это связано с работой правого полушария, которое сохраняет довербальный опыт и опыт ранних отношений привязанности.

И часто это невозможно объяснить, потому что этот опыт невыразимый. То, что предлагается - это обеспечить связь «правого полушария терапевта с правым полушарием клиента», добраться «до причины», таким образом перестроить неосознанную часть, которой предоставляется место на сессии, в терапии и за ее пределами.

То есть мы перестраиваем, можно сказать, весь опыт и жизнь человека. В глобальном смысле необходим сдвиг восприятия от левого полушария в правое, что происходит за пределами осозавания.

С чего начать?
Как мы говорили уже, с психологического просвещения, с информации, которую мы можем предоставить. Мы можем привести исследования, в которых говорится о том, что все зависит от опыта в глобальном восприятии мира, но что человек уделяет много внимания деталям, своему месту в мире. То, как он воспринимает вес и форму своего тела – обусловлено функционированием левого полушария, которое, выделяет какие-то определенные детали вместо того, чтобы видеть картину целиком. И мы проводим эти исследования про особенности его восприятия и предоставляем достаточно безопасное место, в котором он может позволить себе по-новому воспринимать себя и информацию о себе.

Мы признаем, что у человека уже есть модель, что он не может эмоциям доверять, это для него невыносимо, он думает о том, что эмоции настолько сильны, что он сейчас взорвется или сойдет с ума. Мы это признаем и говорим о возможности сдвига, об особенностях работы правого полушария. Предлагаем любознательное исследование себя. И спрашиваем его, что ему может помочь доверять себе? Доверять тому, что вы сможете это выдержать, несмотря на ту боль, которую вы переживаете.

Часто мы видим, что защитное поведение, которое связано с пищевым поведением (переедание, рвота) – это адаптивная мера, чтобы избежать сложностей переживания эмоций. С одной стороны, это сложная эмоция, с другой стороны – недоверие себе и избегание в привычные способы успокоения себя.

И все это усугубляется активностью левого полушария. И мы задаем вопросы и действительно интересуемся: если мы будем доверять себе, когда злимся, когда испытываем тревогу, будем ли мы по-прежнему прибегать к защитным мерам и к привычным копинг-стратегиям?

Можно доверять своей злости и не голодать.
Мы признаем тот опыт, который нам сообщают, признаем, что есть сложности в поведении, и предлагаем альтернативу.

Часто мы можем наблюдать картину того, что клиент очень много может говорить, логически обосновывать, объяснять свое поведение, рассказывать о том, насколько для него это сложно за пределами его переживаний.

После того, как мы послушали, какие объяснения клиент предложил, мы переключаемся на то, что говорит тело. Потому что тело связано с левым полушарием. Тогда появляется возможность по-другому на это взглянуть и узнать что-то новое. Это то, что левое полушарие не может воспринять и переварить.

И часто индикатор того, что человек находится в правом полушарии – это ощущение доверия. И мы можем говорить об этой способности доверять себе и своему опыту. Можно предложить эксперименты, связанные с глобальной обработкой информации - сдвиг в восприятии. Левое полушарие связано с фокусом на деталях, и мы должны предлагать и расширять более глобальное видение.

Глобальное видение, глобальное восприятие мира связано с повышенным эмоциональным тонусом, повышенным настроением.

И наоборот, работа левого полушария, фокус на деталях, составление картинки по частям связано со снижением эмоционального тонуса и настроения. И часто переход в правое полушарие сопровождается повышением настроения.

Из практики глобального восприятия вещей можно предложить практику «шаг назад», отойти в сторону.
Упражнение с зеркалом
Например, вы предлагаете человеку, который рассматривает себя в зеркало, одну неделю фокусироваться, когда смотрит в зеркало, замечать, куда прежде всего падает его взгляд. И, возможно, полезно будет записать ход выполнения упражнения. Затем, на следующей сессии через неделю вы предлагаете отойти от зеркала. Сделать шаг назад. Для того, чтобы рассмотреть, увидеть все лицо в зеркале либо все тело, посмотреть, что вверху и внизу (голова и кончики пальцев).

Интероцептивная осознанность. Даже фокусируясь на определенных деталях, но выполняя определенные задания, мы все равно должны активизировать правое полушарие, вводя дополнительные мишени. Мы очень творчески, достаточно игриво подходим к такого рода экспериментам. Например, можно предлагать замечать интероцептивные сигналы: когда вы смотрите на себя в зеркало, уделите внимание своему дыханию или сердцебиению.

Движения. Нужно творчески подходить к такого рода упражнениям и предлагать подвигаться, может, даже потанцевать. И замечать, как изменяется восприятие себя.

Музыка. Полезно совмещать движения перед зеркалом и слушание музыки (в миноре).

Рисунок. Можно предложить клиентам использовать смывающиеся краски и нарисовать свой портрет на зеркале. Постепенно перестраиваем восприятие изображение в зеркале, позволяя новой информации появиться.

Соединяем эти вещи с психологическим образованием, чтобы объяснить работу полушарий с точки зрения обработки информации: когда мы фокусируемся на деталях, работает левое полушарие. Когда мы видим весь образ, работает правое полушарие.

Визуальные стимулы. И также мы очень творчески подходим, предлагаем разные задания, 3D-картинки, когда картинку немного отодвинуть, либо рассмотреть под другим углом, можно увидеть другое изображение. Часто людям с расстройствами сложно увидеть это изображение, что скрывается за картинкой, потому что они фокусируются только на деталях.
Тест избирательного восприятия
Просмотр видеоролика - тест избирательного восприятия.

Задание. Сосчитайте, сколько раз передали мяч игрокам в белых футболках.

Этот тест иллюстрирует как избирательное восприятие оставляет без внимания важную информацию. Важно уделять внимание «широкой картине», расширенному вИдению - осознание осознаванию. Потому что активная работа правого полушария обновляет работу амигдалы, которая связана с процессом обработки информации и не застревания в прошлом.

Часто такие же упражнения предлагает техника mindfullness, но прежде необходимо переместиться в правое полушарие. Мы будем тогда действительно понимать наши мысли, эмоции, чувства интороцептивные сигналы тела и осознавать их. Тогда у нас появится шанс обновить наше восприятие и людям с расстройствами, ассимилировать свой опыт и дальше продвинуться к выздоровлению - присутствуя безопасно в первом полушарии.

В практической части мы будем говорить, как сводить вместе работу правого и левого полушария. Потому что мы говорили о важности правого полушария, важности эмоций. Часто, в особенности, когда дело касается РПП, эмоциям не уделяют достаточно внимания, часто даже избегают.

Внимание уделяют чему угодно: весу, еде, калориям. И очень важно вернуть внимание к эмоциям и телу, чтобы клиент понял, что не нужно прибегать к защитным мерам, чтобы чувствовать себя в безопасности.
Упражнение "Креативное письмо"
Подготовьте ручку и листочек. Как мы знаем, правая рука связана с левым полушарием, а левая рука – с правым полушарием. Очень хорошо работают движения, чтобы соединить работу левого и правого полушария.

Одновременные движения рук и ног хорошо работают. Хорошо в этом смысле работает йога. Николь использует практику мантр. Также йога способствует развитию интероцептивной осознанности, что улучшает работу правого полушария.

И полезно сделать эксперимент с написанием слов недоминатной рукой. Недоминантная рука – если это левая рука – связана с работой правого полушария, с нашей незащищенной частью, той частью, которой часто не дают высказаться.

Часто Николь говорит с клиентами о том, что важно доверять себе, и эта не доминирующая рука связана с доверием к незащищенной части. И необходимо обратиться к этой части, вступить с ней в разговор. Поговорить с этой частью, которая боится быть услышанной. И мы просто позволяем расслабиться левому полушарию, которое очень логическое. Мы его расслабляем и позволяем дать ответ на этот вопрос правому полушарию, нашей незащищенной части.

Инструкция к упражнению.
Возьмите ручку и лист бумаги. Устройтесь поудобнее, подвигайтесь в кресле, найдите удобное положение. Глаза могут быть открытыми или закрытыми, как вы лучше себя чувствуете. И мы начинаем уделять внимание интероцептивным сигналам, которые связаны с работой правого полушария. Без принуждения, осуждения мы обращаем свое внимание дыханию, как мы дышим, делаем вдох и выдох очень естественно.

И когда симпатическая ветвь нервной системы возбуждена и левое полушарие активно, прежде всего, напрягаются мышцы челюсти и плечи. Поэтому мы расслабляем плечи, опускаем их немного, и расслабляем челюсти. Постарайтесь обратиться к вашей незащищенной части, может быть, той части, которая боится больше всего. Эта часть может ощущаться в определенной части тела, но может и по-другому быть, это все одна из возможностей. Откройте глаза, возьмите ручку (доминантной рукой).

Подумав об этой части, спросите ее о чем-нибудь: «Как я могу тебе помочь не бояться?»

Подумайте о вопросе, который вы хотели бы ей задать, и запишите его.

Теперь возьмите ручку в недоминантную руку (которой обычно не пишете), снова обратите ваше внимание, постарайтесь почувствовать вашу незащищенную часть.

Прочтите вопрос и запишите ответ на него другой рукой. Если ваша недоминантная рука хочет что-то нарисовать, позвольте ей это сделать.

С клиентами вы можете исследовать, как они чувствовали себя, когда ощущали связь с этой частью. Какие чувства появлялись, эмоции. Вы можете поблагодарить эту часть за то, что она сообщила. И достаточно полезным будет для того, чтобы соединить правое и левое полушарие, писать обеими руками.
В работе с клиентами можно предлагать это упражнение, когда появляется новая информация, которую нужно интегрировать.

Например, клиент чувствует себя в небезопасности и ему нужно почувствовать себя более безопасным образом. Тогда можно взять мелки либо фломастеры и обеими руками исписать листок словом «безопасность».

И таким образом, эти переживания актуализируются.
Упражнение "Наполнение сердца"
Николь предлагает упражнение, в котором она из ингредиентов использует соль, графин и мелки. Я предлагаю взять пустой графин, который, например, символизирует сердце. И спрашиваем: «Что сейчас наполняет твое сердце? Чем оно переполнено?»

Например, человек говорит, что в моем сердце поселился страх. Можно предложить ему, взяв соль, наполнить графин тем количеством соли, которое могло бы выразить этот страх. И затем то количество соли, которое ассоциируется с количеством негативных эмоций на бумагу и предлагаем выбрать цвет мелка – Каким цветом вы бы хотели нарисовать страх?

Например, черным. Клиент начинает закрашивать, здесь важно рисовать двумя руками. Здесь активизуется правое полушарие. Клиент не смотрит в глаза терапевту и сосредоточены на том, что он делает, и тогда, когда мы не вербализируем то, что происходит, мы получаем новую информацию и новый опыт.

Мы можем сделать это упражнение, клиент может рассказать об этом страхе, и через какое-то время, например, через 3 месяца, мы можем повторить и сказать: «Посмотри, в прошлый раз ты боялся больше, в прошлый раз больше страха было, а сейчас ты уже не так боишься».
Упражнение "Древо жизни"
Тоже нужны мелки, большой лист бумаги, рисуется двумя руками. Древо жизни полезно рисовать как с отдельными клиентами, также можно использовать как технику для работы с семьей, чтобы соединить всех членов семьи.

Корни. Мы начинаем с корней, которые символизируют наших предков, то, откуда мы родом. Можно этот образ облечь в слова, какие-то рисунки использовать, но сейчас в этой короткой практике мы будем использовать ручки. Давайте начнем с корней, с наших предков, мы представим всю систему, из которой мы происходим, а мы – потомки этих предков.

Это может быть место рождения, там, где вы родились, где появилась ваша семья, что-то связанное с людьми, которые часто вспоминаются в вашей семье. Может быть, любимое место, где вы любите проводить время все вместе, это может быть какой-то танец или образ, который передается через поколения. И стараемся использовать обе руки. Необязательно одновременно, можно поочередно – сначала левой, потом правой.

Почва. Итак, мы переходим к почве. Почва символизирует то состояние, где мы находимся сейчас. Это может быть связано с вашей работой, увлечением, то состояние, которое вы переживаете именно сейчас. И двумя руками просто позволяйте себе изобразить то, что приходит вам в голову.

Ствол. Мы переходим к изображение ствола. Эту часть клиенты иногда переживают как достаточно сложную для себя. Эта часть связана с определенными навыками, способностями либо личными качествами, может быть, доброта, отзывчивость. Некоторые клиенты испытывают сложности, не знают, что написать, но это не обязательно должен быть какой-то талант выдающийся. Тогда мы говорим о том, что мы заметили в нем хорошего, чтобы клиент это тоже изобразил.

В работе с семьей, мы говорим о том, какие у них есть навыки как у семьи, что они могут сообщить миру как семья, как одно целое. Действительно часто семья много говорит и часто застревает на определенной проблеме имеющейся, тогда эта работа как раз на объединение членов семьи, которые чувствуют себя вместе и сообщают послание, которое они несут.

Убедитесь, что участвует не только ваша доминантная рука, но и недоминантной тоже предоставлено достаточно времени и пространства.

Ветви. И мы переходим к ветвям, это наши желания, мечты. Чего мы действительно желаем всем сердцем. И, когда клиенты рисуют, я задаю разные по типу вопросы, в зависимости от уровня развития клиент-терапевтических отношений: горизонтальные вопросы о самом процессе, либо вопросы вертикальные – затрагивающие его глубинные желания. Но если я чувствую, что клиент не готов туда идти, я остаюсь на том уровне, какой есть.

Листья. Мы переходим к изображению листьев. Они символизируют людей, которые были значимы в жизни, живые либо ушедшие. Которых мы считаем идеальными, это могут быть животные, то есть всех существ, значимых в нашей жизни, мы помещаем в форме листьев.

Корни. Для некоторых людей то, что представляло корни, те же самые люди могут быть и листьями. Так может произойти, потому что нет единственно правильного ответа.

Фрукты. И мы переходим к изображению фруктов на дереве. Фрукты символизируют дары, которые нам подарили в течение жизни. Это могут быть не материальные вещи, а может, кто-то был добр в какой-то момент жизни, любит, часто действительно тоже бывают сложности с пониманием и изображением.

Компост. Последним мы изображаем то, что отжило. То, что считается отжившим, компостом, то, что нам уже не служит, но может дать жизнь другим деревьям и растениям.

Мы завершаем эту практику. Мы можем действовать пошагово с клиентами. Можем на одной сессии, например, изобразить корни, а на другой сессии изобразить ствол. Я также участвую и проделываю это с клиентом, я не закрываюсь от своих переживаний и опыта. Я предоставляю ему свой опыт, чтобы обозначить те переживания, которые есть.

Мне кажется, что переживание собственного тела как объекта, а не чего-то живого, тоже очень важно, и это нужно обсудить.

Сенсорный профайл или чек-лист сенсорной информации
Итак, мы работаем с этим профайлом (см. Чек-лист сенсорной информации в доп.материалах). Мы задаем вопросы, связанные с теми ощущениями, которые есть, связанные с проприоцепцией, интероцептивными сигналами. Это не значит, что мы исследуем то, что сейчас, ту картину, которая есть сейчас у клиента. Мы учитываем детский опыт. И интересуемся тем, что было, когда был ребенком.
Был ли резкий свет, который тебе мешал? Было ли что-то непереносимым, когда ты был ребенком?
Это все мы записываем, пошагово, делаем это подробно. Мы делаем это для того, чтобы понять, какие есть ощущения в гиперактивном состоянии, а какие ощущения в гипо-состоянии, чтобы связать это с работой правого полушария и как это связано с настоящим защитным поведением.

Понимание того, что прошлого опыта больше не существует. Потому что часто человек оказывается настолько наполнен эмоциями и переживаниями того, что его отвергали, он был в отчаянии, и весь этот опыт для него непереносим, и эти эмоции, переживания живут и сейчас, и поныне.

Поэтому достаточно оказать достаточно внимания и поддержки тому, что сейчас это уже не происходит. Эта работа может включать в себя обработку травматического опыта, внимание распределения фокуса на эмоции, контейнирование всех переживаний, которые мы получаем от клиента. Понимание и выражение эмоций и прохождение через эмоции, через непереносимый опыт с пониманием того, что мир не разрушится.

И мы должны вселять надежду и говорить о том, что есть часть в человеке, которая присутствует от рождения – это self. Это самая мудрая сострадательная часть человека, которая не подвержена изменениям, она всегда есть и благодаря ее присутствию можно справиться с тем непереносимым состоянием, не нужно прибегать к защитному поведению. И в этом состоянии больше нет страха, а появляется храбрость и отвага, что это можно преодолеть.
Вопрос:
Про то, что правое полушарие отвечает за переработку травматического опыта – где про это еще можно прочитать?
Ответ:
Что касается работы правого полушария в связи с травматическим опытом, можно посоветовать работы Алана Шор. Он подробно освещает траекторию развития человека. Говорит, что у ребенка сначала развивается правое, а потом левое полушарие. И связано с довербальным опытом первичных привязанностей. И в этом контексте мы говорили о том, что оно связано с травматическим опытом. И также правое полушарие связано с соматической, телесной памятью.
Поэтому, когда есть история, связанная с опытом первичных отношений, тогда когнитивная связь не присутствует. И даже во взрослом возрасте, когда есть угроза, когнитивная часть, левое полушарие не участвует. В связи с этим мы говорили о правом полушарии и проработке травматического опыта.
Вопрос:
Когда вы говорите про прошлое и настоящее время, как будто оно приобретает новое измерение, связанное с пространством. Как будто человек остановился на линии жизни в точке травмы, его на ней заклинило, а когда мы активизируем полушария, продолжается жизнь дальше? Я правильно поняла, или это моя интерпретация?
Ответ:
Мы говорили о том, что сначала мы возвращаемся к телу, к пониманию его сигналов и постепенному научению доверия сигналам собственного тела. Потому что часть наших семинаров мы посвятили тому, что если у человека был травматический опыт, он учится не доверять и не слышать сигналов тела, отрезается от них. Поэтому мы начинаем с тела, ощущений, которые человек испытывает. И мы действительно начинаем их слышать и понимать.

И мы возвращаемся к балансу правого и левого полушария и обновляем процессы, уже на другом уровне, связанные с работой амигдалы, которая активируется, когда человек находится в опасности. Мы переустанавливаем, начинаем заново этот процесс через восстановление ощущений в теле и связь полушарий.

Мы часто видим картину того, что у человека есть разрозненные впечатления, воспоминания, связанные с разным опытом, в том числе с различными частями, связанные с работой гипокампа и через линейные последовательные движения, которые предлагает йога и обучение танцам, мы выстраиваем последовательную картину.

Очень важно научиться последовательным движениям и затем уже переходить к впечатлениям. Это также будет способствовать успокоению и утешению.

Итак, мы предоставляем эту информацию о работе гипокампа и о слаженной работе обоих полушарий, связи правого полушария с амигдалой – это все для того, чтобы обеспечить понимание и поддержку в процессе излечения.
Вопрос:
Какая функция мозолистого тела?
Ответ:
Мозолистое тело угнетает нейроны одного полушария, чтобы активно работало другое, и оно позволяет сообщать информацию от одного полушария к другому. Как мы видели, необходимо подавить работу одного полушария, чтобы работало другое.

И это также роль посредника. Терапевт выполняет роль мозолистого тела, которое берет информацию из правого полушария и сообщает ее безопасным образом левому полушарию и способствует интеграции полученного опыта.
До встречи на других семинарах проекта PSY4PSY!
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С ТЕЛОМ И ЕДОЙ
Серия семинаров-практикумов
11 июня
Ведущая - Николь Шнаккенберг
Тезисы семинара подготовлены в рамках серии практикумов
"Формирование здоровых отношений с телом и едой"
Ведущая Николь Шнаккенберг, Великобритания

Для оформления взят фрагмент работы
Joan Miró

Перевод Галины Савченко
© 2015 - 2020 All Rights Reserved. PSY4PSY.RU
contact@psy4psy.ru