Click to order
Cart
Регистрация и оплата
Total: 
Ваше имя
Ваш Email
Ваш телефон
7, 9 и 11 апреля | Формирование и развитие сексуальности: норма и патология
Close
Взаимосвязь пищевого поведения и сексуальных дисфункций
Наталья Фомичева
к.пс.н., клинический психолог, супервизор
Факторы развития расстройств пищевого поведения. Открытая онлайн лекция. Ведущая к.пс.н. Наталья Фомичева.
Факторы риска развития нарушений пищевого поведения
Получите ссылку на эфир

Открытая лекция в рамках курса "Образ тела: от ограничений к свободе"
Ведущая Наталья Фомичева - к.пс.н., клинический психолог, супервизор, специалист в области сексуального поведения
Это открытая лекция
Факторы риска развития нарушений пищевого поведения
Получите ссылку на запись

Открытая лекция в рамках курса "Образ тела: от ограничений к свободе"
Ведущая Наталья Фомичева - к.пс.н., клинический психолог, супервизор, специалист в области сексуального поведения
Это открытая лекция
На первый взгляд нарушения пищевого поведения не связаны с сексуальными нарушениями, но на самом деле в их основе находится образ тела. Человек воспринимается как система, а не как набор изолированных функций, поэтому сложности в одной сфере влекут за собой сложности и в другой.

Согласно периодизации Э. Эриксона выделяют такие этапы психического развития ребенка принимая во внимание новообразования в психике:
5
Пубертат от 11-ти до 16-ти (17-ти) лет
Давайте посмотрим, какие важные моменты, связанные с психическим развитием, и влияющие на сексуальную сферу и пищевое поведение можно заметить в анамнезе клиента.
Период от 0 до 1 года
Базовым психическим новообразованием периода от 0 до 1 года - это доверие. Доверие к окружающему миру, ухаживающим взрослым, в этот период формируется привязанность.

Появление травматических событий будет затрагивать всю психику целиком: чем раньше появилось нарушение, тем глобальнее его влияние. Сформировавшийся тип привязанности будет влиять на пищевое поведение и реализацию сексуальности во взрослом возрасте.

Небезопасная привязанность в контексте пищевого поведения проявляется наличием тревоги во время приема пищи, игнорируя сигналы телесных ощущений, и фокусировке на контакте с тем, кто его кормит. Подобное смещение фокуса внимания от внутренних ощущений на то, что происходит во внешнем мире: что о них думают окружающие, не слишком ли много они съели, как они выглядят, полезную ли пищу они едят приводит к тревоге и нарушениям в этой сфере.

Сексуальное функционирование также будет продиктовано этим "сдвигом": насколько хорошо я выгляжу в глазах партнера. Эта тревога будет снижать удовольствие от сексуальной близости, вплоть до полного отказа от удовольствия.

При тревожно-избегающем типе привязанности возможна парадоксальная реакция на значимого взрослого. Если мать уходит и спустя какой-то период времени возвращается, то ребенок не сближается с ней, а отдаляется. В подростковом возрасте при таком типе привязанности возможно развитие анорексии.
Также возможно компульсивное сексуальное поведение, при котором половой контакт происходит с незнакомыми или малознакомыми людьми, не формируя близких отношений. Всилу того, что близкий контакт вызывает тревогу, иногда сексуальное поведение приобретает навязчивый характер, пытаясь компенсаторно заполнить брешь в отношениях ранней привязанности.
7, 9 и 11 апреля | Формирование и развитие сексуальности: норма и патология
Close
Период раннего детства от 1 года до 3-х лет
Это период рождения социального "я". Изменения в психике, которые происходят связаны с физиологией и возможностью их контроля. Часть физиологических функций требуют контроля и этот период осознавания ребенком того, что не все можно удовлетворить немедленно: нужно брать ложку, ходить на горшок и т.д.

Если этот период проходит без травм, к примеру, ребенку не запрещают пищевые игры, то появляются зачатки самоконтроля, принятие своей физиологии и встраивание в социальный контакт.

При травматических событиях возможно восприятие собственного тела и его потребностей через стыд или отвращение. Часто это интернализируется от взрослых и размещается в теле ребенка. Стыд был заложен в послании от кормильца в раннем возрасте, которое говорит о том, что с телом ребенка что-то не так, части тела концентрируют этот стыд и это становится серьезным препятствием на пути к удовольствию.

Отвращение и стыд по отношению к своей телесности тесно связаны с появлением расстройств пищевого поведения или образа тела и характеризуется навязчивостью: прибегание к услугам пластической хирургии, самоповреждающее поведение, диетическое поведение. Такой как я есть, не имею права на жизнь и быть счастливым.
Стыд будет также проявляться и в сексуальном контакте, ведь стыдятся любых проявлений собственного тела, в частности, контакта половых органов, прикосновений и т.д.
Период среднего детства от 3-х до 6-ти лет
Это период может усугубить имеющуюся картину. В этот период формируется идея гендера - понимание разделения полов. И в этот возрастной период усваиваются полоролевые стереотипы.

Это представления о том, какой должна быть и что должна делать "настоящая женщина" и "настоящий мужчина", что влияет на пищевое поведение и сексуальное функционирование. Например, многие мужчины говорят о своих негативных оценках того, как и что ест женщина, в особенности, если женщина может съесть очень сытный обед. В многодетных семьях не возникает напряжения от разделения на "мальчики и девочки", поскольку идея "отличий" воспринимается с раннего детства.

Часто в семьях с одним ребенком возможны запреты на сексуальность, связанные с тревогой родителей, например, ребенок может мастурбировать, что будет смущать родителей и такое поведение будет запрещаться.

Также как пищевое поведение, сексуальное, должно приносить удовольствие: от вкусной еды и сексуальной близости. Если в семье транслируется запрет на телесное удовольствие, то часто нарушение, например, переедание, связано с реагированием на этот запрет - это единственный способ получить телесное удовольствие, ведь реализовать сексуальность не получается.

Часто булимия также сопровождается стыдом и сложностями в сексуальной сфере. Встречаются оценки: секс - это неправильно, грязно и т.д. В процессе терапии при первичном обращении за помощью по поводу булимии, спустя некоторое время обнаруживаются сложности в отношениях с партнером, созависимые отношения и сексуальность вцелом не принимается.

При эмоциональной озабоченности и тревоге по поводу своего веса также имеются сложности в сексуальной сфере: Женщина должна фокусироваться на том, чтобы доставить удовольствие мужчине.
Так сексуальное расстройство диспареуния связана с проявлением этого стереотипа. И женщины обращаются за помощью к специалисту спустя 5-10 лет терпения, исполняя обет терпимости. В терпении кроется корень устремления придерживаться диет, буквально, истязать себя голодом, терпеть то, что неприятно в сексуальном контакте - все усвоенные стереотипы среднего периода детства.
Диетическое поведение говорит о проблемах и в сексуальной сфере. Это связано с отказом от опоры на потребности собственного тела и выполнение предписаний диетолога и как следствие - партнера. В терапии мишенями будет равно как пищевое поведение, так и сексуальное функционирование.
Период от 6-ти до 10 лет (11 лет)
Предпубертат связан с доминированием влияния окружением ребенка, семья постепенно утрачивает значение и влияние на ребенка. Наблюдается сплав сексуального и пищевого поведения.

Первый контакт с порнографией происходит в среднем в 6,5 лет. И это влияет на развитие с точки зрения сексуального интереса и активно начинают обсуждаться бьюти-практики - желание быть привлекательной с точки зрения сексуальной привлекательности: идея снижения веса - weight concern, прибегание к косметическим процедурам, переедание в качестве эмоциональной регуляции и т.д.

Трансляция гендерного стереотипа влияет на поведение и отношение к собственному телу: Подтянись, будь мужиком!

Приведу пример из практики: Мужчина 40-ка лет перенес кровоизлияние в брюшной полости, симптомов которого он не распознал.

Это говорит о том, что регуляция пищевого поведения и стыд привели к нарушению контакта с собственным телом. Мужчины получают дополнительную инъекцию стереотипов "мужественности", вследствие чего телесность отчуждается.
Сочетание сильной нарушенности в сферах пищевого поведения и сексуального функционирования требует проработки в терапии ранних периодов развития ребенка, заблокированных воспоминаний, требующих интеграции и встраивания в настоящую жизнь клиента.
Пубертат от 11-ти до 16-ти (17-ти) лет
Этот период развития мы будем обсуждать на семинаре Интегративный подход. Ведущая Наталья Фомичева. Приглашаем вас очно и онлайн! Доступна запись.

Читайте далее ответы на вопросы по теме сексуальное и пищевое поведение.
Вопрос:
Чем может замещаться сексуальное удовольствие?
Ответ:
Это может замещаться удовольствием от еды и могут быть другие варианты.
Еда - это универсальный способ закрыть многие потребности: разнообразие, новизна, сексуальность и т.д. Сексуальное удовольствие, согласно З.Фрейда, может сублимироваться и реализовываться в творчестве или в религиозных практиках, например, при аскезе происходит отказ от удовольствия.


Вопрос:
Какие еще могут быть причины сексуальных дисфункций?
Ответ:
Можно говорить о трех видах сложностей в сексуальной сфере: дисгармонии, дисфункции и парафилии. У клиентов с нарушениями пищевого поведения проблемы с сексуальностью относятся к сфере дисгармонии - нет совместимости с партнером. Это становится косвенной причиной сексуальных дисфункций - отсутствие коммуникации и в терапии необходимо работать над восстановлением коммуникативных навыков.
Вопрос:
В чем заключается интергративный подход?
Ответ:
Это работа на четырех уровнях: тело, мысли, чувства и поведение. Хорошо зарекомендовала себя терапия принятия и ответственности в работе со стыдом, терапия, сфокусированная на сострадании, телесная терапия, арт-терапевтические методы, необходимо использовать поведенческие техники, элементы когнитивной терапии в работе с навязчивыми мыслями и сверхценными идеями. В случае расстройств пищевого поведения сложно руководствоваться только одним методом, это интеграция.

До встречи на семинаре!
СЕКСУАЛЬНОСТЬ:
МЕТАМОРФОЗЫ ВЛЕЧЕНИЯ
7, 9 И 11 АПРЕЛЯ
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СЕКСУАЛЬНОСТИ: НОРМА И ПАТОЛОГИЯ
Очно и онлайн, Москва
Ведущая Наталья Фомичева
Транскрибация лекции подготовлена в рамках проекта
"Образ тела: от ограничений к свободе"
Ведущая Наталья Фомичева
© 2015 - 2019 All Rights Reserved. PSY4PSY.RU
contact@psy4psy.ru