25, 27 и 29 мая | отношения в паре: от сложностей к гармонии | семинар-практикум Натальи Фомичевой
Close

СТРЕСС И ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ


канд.психол.наук Наталья Фомичева
по материалам семинаров курса "Метаморфозы влечения"

Понимание того, на каком этапе клиент столкнулся со стрессом, позволит ему лучше понять, какие события в его жизни повлияли на его сексуальность, что было нарушено в тот или другой период его жизни. В рамках психосексуального образования можно рассказать о стадиях психосексуального развития клиенту, обсудить, как это происходило в его опыте, что позволит создать нарратив о своей сексуальности и опираться на него в дальнейшей жизни.
Стресс характеризует неспецифическую реакцию организма в рамках изменения работы нервной системы: активация симпатической ветви нервной системы, происходят биохимические и эндокринные сдвиги.

При этом высвобождаются «гормоны стресса», надпочечники увеличивают выброс кортизола, активизируется гипоталамо-гипофизарная система и т.д.. Это неспецифическая реакция организма на нарушение гомеостаза. Оценивать влияние стресса не совсем корректно, в целом, на организм постоянно воздействует окружающая среда. Главный вопрос в завершенном цикле стресса - от активации симпатической ветви нервной системы до баланса. Вследствие этой реакции организма развивается реакция “бей-беги”. Если возникает реакция “замри”, то необходимо прожить эту ситуацию, приводя к завершению цикл, через реакцию “бей-беги”.

Часто в жизни, по тем или другим причинам, нет возможности завершить цикл стресса. Это состояние хронической активации симпатического отдела сохраняется и приводит к психосоматическим или эндокринным сдвигам и далее - накоплению незавершенных циклов стресса, имеющих серьезные последствия для психики. Стресс - это неспецифическая реакция организма, сила реакции будет одной и той же на разные ситуации, поэтому нет специфической работы с отдельными видами стрессовой ситуации.

Вся психокоррекционная работа будет направлена на завершение цикла стресса.

Стресс и ПТСР

Стресс может значительно превышать возможности психики для его переработки, тогда речь идет о пост-травматическом расстройстве. Одно и тоже событие для одного человека может быть стрессом, а для другого - иметь тяжелые последствия, постравматическое или комплексное постравматическое расстройство (ПТСР). 

Например, в случае родов - это интенсивное воздействие, вследствие которого меняется состояние организма. Для одной женщины - возможна адаптация, а в другом случае - развивается ПТСР.
В западной психотерапии говорят о том, что в случае родов речь идет о послеродовым пост-травматическом расстройстве, а не послеродовой депрессии. 

От чего зависит реакция организма, приводящая к тяжелым последствиям - это ряд факторов, возможно только прогнозировать и оценивать эти факторы, сможет ли человек переработать стресс и выйти в нормальное функционирование. 

Этапы психосексуального развития. Развитие либидо

1
Возраст от рождения до пяти лет. 
формирование полового самосознания или гендерного самосознания
Фаза 1 - осознание собственной половой принадлежности и пола других людей; фаза 2 - любопытство, направленное на половые признаки.

На этой стадии закладываются основы гендерной идентичности как представителя определенного пола и гендера. Это касается не только ребенка, но и окружающих его людей. Основным признаком психосексуального развития - любопытство и интерес - изучение физиологии и процессов в играх, что закладывает основу для дальнейшего развития. У родителей могут возникать переживания, в случаях, когда ребенок проявляет интерес к этой сфере, что является вполне допустимым. Если до пяти лет нет интереса к этой сфере, то мы можем говорить, что ребенок может подавлять собственное возбуждение. На возбуждение ребенка взрослый воздействует подавляюще через стыд. Переживание стыда, связанного с возбуждением будет иметь последствия во взрослом сексуальном взаимодействии.

На этом этапе ребенок может проявлять кросс-гендерное поведение. Стойкое кросс-гендерное поведение встречается от 10-15% детей в возрасте 3-6 лет, что не коррелирует с транс-гендерностью в дальнейшем. Исследования показывают, что у детей с таким поведением скорее будет развиваться гомосексуальная ориентация, чем транс-гендерность, однако это не является абсолютно доказанным. 

На этом этапе происходит формирование привязанности, играющей огромную роль в сексуальных отношениях.
2
Возраст 2-5 лет - 7-10 лет, ранний пубертат до пубертата.
формированием гендерной роли через ролевую игру
Фаза 1 - выработка полоролевых установок; фаза 2 - научение полоролевому поведению в играх.
Эта стадия связана с формированием гендерной роли - расширением гендерно-ролевого репертуара через сюжетно-ролевые игры и усвоение этих ролей. И на этом этапе развивается образа тела. Телесность играет большую роль в психосексуальном развитии: тело, мысли, чувства и поведение. Ребенок получает обратную связь по поводу своей телесности, что может вызвать стыд, и встраивать стыд в образ тела, то, что нужно прятать. Может усвоить отвращение к телу, может появиться самоповреждающее поведение, диетирование в возрасте 6-7-8 лет, ради того, чтобы изменить свою телесность. Люди с нарушенным образом тела испытывают сложности и в сексуальном поведении. 
3
Возраст от 7-10 лет до 18-25 лет пубертат-зрелость.
формирование психосексуальной ориентации, обуславливающей выбор объекта полового влечения и формы его реализации; направленность влечения и сексуального поведения. 
  • Формирование платонического либидо: фаза 1 - обожание, платонические мечты и фантазии; фаза 2 - ухаживание, платоническое общение. 
  • Формирование эротического либидо
  • Формирование сексуального либидо

На этой стадии происходит формировани аутоэротических стремлений - фантазий, самоудовлетворения - развитие сексуальности через себя, не через другого.
Влияние травматического стресса на каждой стадии развития будет повреждать тот этап психического развития, на котором находится психика. Сензитивность - это акцентирование определенных зон в психике, которые развиваются в данный момент, и эти сензитивные зоны будут наиболее уязвимыми для стресса, то есть, травматические события и стресс будут поражать эти зоны.
На первом этапе развития психотравма может ранить гендерную идентичность и привязанность.
На втором этапе - повреждение образа тела
На третьем этапе - образцы сексуального поведения.

Вопрос:
Всегда ли влияние стресса на либидо будет проявляться как снижение влечения?
Наталья:
Примерно в 80% случаев последствия стресса будут снижать влечение, угнетать либидо. И приблизительно в 20% влечение будет увеличиваться. 
В рамках курса "Метаморфозы влечения" мы рассмотрим причины и возможности работы с дисфункциями и дисгармониями в парах.
Приглашаем вас очно и онлайн!

Для участников бесплатно:
  • мастер-классы в рамках программы
  • интервизорская группа
Преимущества курса:
  • современный взгляд на проблематику
  • актуальные методики диагностики
  • новые авторские техники работы
  • живое общение и обсуждение
  • супервизия


До встречи!

Наталья Фомичева
к.пс.н., клинический психолог, сертифицированный специалист по работе с пищевым и сексуальным поведением, автор книги о хорошем сексе "Близость", 2020
РАБОТА С ПАРАМИ
ОЧНО (МОСКВА) | ОНЛАЙН


25, 27 и 29 мая
Повышение компетенции психологов
при консультировании проблем сексуальной сферы:
дисгармонии пар, аноргазмия, снижение влечения

Ведущая к.пс.н. Наталья Фомичева
Транскрибация лекции подготовлена в рамках проекта
"Образ тела: от ограничений к свободе"
Ведущая Наталья Фомичева
© 2015 - 2021 All Rights Reserved. PSY4PSY.RU
contact@psy4psy.ru