Возраст от рождения до пяти лет.
формирование полового самосознания или гендерного самосознания
Фаза 1 - осознание собственной половой принадлежности и пола других людей; фаза 2 - любопытство, направленное на половые признаки.
На этой стадии закладываются основы гендерной идентичности как представителя определенного пола и гендера. Это касается не только ребенка, но и окружающих его людей. Основным признаком психосексуального развития - любопытство и интерес - изучение физиологии и процессов в играх, что закладывает основу для дальнейшего развития. У родителей могут возникать переживания, в случаях, когда ребенок проявляет интерес к этой сфере, что является вполне допустимым. Если до пяти лет нет интереса к этой сфере, то мы можем говорить, что ребенок может подавлять собственное возбуждение. На возбуждение ребенка взрослый воздействует подавляюще через стыд. Переживание стыда, связанного с возбуждением будет иметь последствия во взрослом сексуальном взаимодействии.
На этом этапе ребенок может проявлять кросс-гендерное поведение. Стойкое кросс-гендерное поведение встречается от 10-15% детей в возрасте 3-6 лет, что не коррелирует с транс-гендерностью в дальнейшем. Исследования показывают, что у детей с таким поведением скорее будет развиваться гомосексуальная ориентация, чем транс-гендерность, однако это не является абсолютно доказанным.
На этом этапе происходит формирование привязанности, играющей огромную роль в сексуальных отношениях.