СИМПТОМ КАК СПОСОБ КОММУНИКАЦИИ

Антон Ежов
к.м.н. врач-психиатр, психотерапевт
Стратегия работы в психотерапии
Симптом как способ коммуникации, когда другие более зрелые способы уже не работают. Мы рассмотрим глубже этот процесс коммуникации в разрезе системности, холизма и целостности. Не просто симптом, как некий артефакт, явление или феномен, которой спонтанно возник, а попытаемся понять его более глубокий системный смысл.

Термин "семейная система" описывает семью или пару (это не обязательно расширенная семья), как единое целое, один организм, а не просто совокупность отдельных ее членов, отдельных участников.

Одним из основоположников общей теории систем является Людвиг фон Берталанфи, который предложил организмический взгляд на мир и на семью, и эта точка зрения развилась в семейную системную терапию.


Берталанфи предположил, что живые организмы являются открытыми системами по отношению к внешней среде, их границы открыты и они достаточно интенсивно могут впитывать эти внешние воздействия. И как внешняя среда влияет на систему, так и система влияет на внешнюю среду, в которой она находится.


В психологии широко применяются такие классические биологические понятия как гомеостаз, энтропия, хотя первично они идут из биологии. Например, динамическое равновесие биологических систем - гомеостаз. И относительно семейной системы понимается это понятие гомеостаза, когда система стремится к сохранению всех подсистем.


В нуклеарной семье ребенок является самой открытой подсистемой. Он, как губка, впитывающий организм, который очень сильно зависит от окружения.

Поэтому в контексте семейной терапии, наиболее часто, так называемыми, идентифицированными пациентами, то есть носителями симптомов, какой-то дисфункции в семейной системе, являются дети. Родители приходят с ними, приводят их на терапию. На системном уровне, специалист пытается проанализировать, как возникает симптом в контексте дисфункции всей системы в целом.

Курс "Мотивационные системы"
Ведущий Антон Ежов - к.м.н., врач-психиатр, психотерапевт
Целое больше, чем сумма его частей

Закон гомеостаза и закон развития


Эти два закона находятся в диалектическом напряжении - это важно понимать в ракурсе симптомообразования. Закон гомеостаза говорит о том, что все системы стремятся к равновесию, стабильности, сохранению статуса-кво и сохранить функционирование в том оптимальном виде, в котором они сейчас находятся. Это закон постоянства - все системы стремятся к постоянству.


Закон развития: любая система, живой организм стремится пройти свой полный жизненный цикл - от рождения до умирания и завершения. И это данность любого живого организма и тоже самое в паре, с отношениями, семейными системами - они проходят определенные стадии. В связи с этим возникает определённая диалектическая напряжённость: с одной стороны система развивается, с другой - стремится сохранить свою стабильность. И, конечно, в этой точке очень часто возникают кризисы, напряжение в семейной системе. И чем более ригидна система, тем она более подвержена возникновению мощных отношенческих кризисов, и как раз симптомы являются стабилизаторами этих кризисов, и это часто препятствует развитию системы.


Система сопротивляется не только негативным изменениям, но и внешне положительным, например, переход супруга на более высокооплачиваемую работу. Но для семейной системы это может стать серьёзным испытанием (рост благосостояния). И в этот момент часто возникают симптомы, психосоматические заболевания или случайные события, связанные с бытовыми травмами, которые могут вмешиваться в принятие решения или тормозить выбор, оставляя всё как есть.

Соматические болезни очень часто в такие моменты, как бы внезапно, могут возникать, например, у жены, которая тревожится относительно растущей карьеры и неких угроз отношениям, в связи с ростом авторитета и социальной успешности мужа. Или в обратную сторону - у мужчины, который может болезненно переживать растущую автономность супруги. Дети могут заболевать, когда намечается переезд в большой город, возникают аллергии, вынуждающие переезжать или форсировать миграционные процессы.



Диалектическое напряжение формирует кризисы, в которых активно может проявляться симптомообразование.

Соматические болезни очень часто в такие моменты, как бы внезапно, могут возникать, например, у жены, которая тревожится относительно растущей карьеры и неких угроз отношениям, в связи с ростом авторитета и социальной успешности мужа. Или в обратную сторону - у мужчины, который может болезненно переживать растущую автономность супруги. Дети могут заболевать, когда намечается переезд в большой город, возникают аллергии, вынуждающие переезжать или форсировать миграционные процессы.



Диалектическое напряжение формирует кризисы, в которых активно может проявляться симптомообразование.

Коммуникация в семейной системе с точки зрения семейной терапии
В 50-60-х гг. из системной концепции холистической модели выросла коммуникативная терапия. Это эра расцвета кибернетики, математики, психологии. В Пало-Альто представители системной терапии Джексон, Хейли, Сатир, Вацлавик разрабатывали коммуникативные подходы при работе с психотическими пациентами, в особенности, с шизофрениками. Это направление зародилось как узкоспециализированное, которое расширилось в большую концепцию, охватившую не только психозы, но и в целом, семейные процессы.

Под коммуникацией обычно понимается обмен различного рода сообщениями в процессе непосредственного взаимодействия людей, она может быть как вербальной (устной, письменной), так и может осуществляться невербальными средствами. В структуре коммуникативного акта выделяется два уровня:
1
Сообщение, то, которое мы слышим.
2
Метасообщение (метакоммуникация), которое означает сообщение о сообщении, т.е. сигналы, позволяющие понять контекст сообщения по интонации, невербальным сигналам, сопровождающим коммуникативный процесс. И с этих позиций очень важно оценивать не то, что говорит человек, а как он это делает.
Основные тезисы, предлагаемые этой школой: в сообщении есть два уровня - передающая часть и командная. Первый связан с передачей информации, второй - это некие императивы, заявления, которые "объясняют" другому человеку, какими должны быть отношения в паре или семье, то есть это некоторое послание о потребности (что я хочу изменить, чего мне не хватает, что я хочу в данный момент времени).

Например, муж говорит жене: “Почему ты не стучишь в дверь?” На метауровне он говорит о том, что его злит эта ситуация и невнимательность жены. Передающая функция сообщения - “ты невнимательна к моим границам”, командная функция - “будь внимательнее, уважай меня, принимай меня во внимание, замечай меня”.
Когда не работают слова, симптом несёт в себе мощный подтекст, командный сигнал о некоторой фрустрированной потребности в отношениях. Поэтому важно понять, что делает симптом, какую потребность реализует и попробовать сделать это без него.

Симптомы, близкие к конверсионным (конверсия по Фрейду), когда психический конфликт начинает перерабатываться на соматическом уровне и символизируется в теле. Рассмотрим конверсионный симптом на примере.

Когда не работают слова, симптом несёт в себе мощный подтекст, командный сигнал о некоторой фрустрированной потребности в отношениях. Поэтому важно понять, что делает симптом, какую потребность реализует и попробовать сделать это без него.

Симптомы, близкие к конверсионным (конверсия по Фрейду), когда психический конфликт начинает перерабатываться на соматическом уровне и символизируется в теле. Рассмотрим конверсионный симптом на примере.

Кейс. Клиент, 35 лет
Мы работали с ним с кожными проявлениями - дерматоз в области щёк, шелушение кожи, зуд, покраснение. Что было достаточно мучительно для этого клиента, беспокоило с эстетической точки зрения. Лечение с применением препаратов не давало результата.

Проявления носили эпизодический, внезапно возникающий характер неясного генеза. И на мой взгляд это классический случай конверсии, демонстрирующий очень яркий коммуникативный момент. При работе мы заметили, что такие обострения очень часто происходят на праздничные дни. В связи с этим предполагали, что причина проблем с кожей - погрешности в диете во время праздников, но соблюдение диеты не давало результат.

В процессе терапевтической работы мы говорили о детств и клиент отметил, что с детства не любит праздники и старается проводить их в одиночестве. В семье было принято праздновать всем вместе, в том числе и сейчас, поскольку очень строгий отец считает важным соблюдение традиций. И если не прийти на праздник, то возникнет конфликт, и папа будет недоволен.


Клиент вспомнил эпизод из детства. Они жили в большом доме и на праздник часто приходило много гостей. Он был самым младшим в семье. При встрече гостей его ставили перед отцом, чтобы он также приветствовал гостей. И все приходящие люди, трогали и трепали его за щёки, что очень поддерживалось семьёй. А для клиента это было ужасным психологическим испытанием.

С течением времени, когда клиент перешёл в подростковый возраст, начали проявляться аллергические симптомы, в связи с чем, его перестали трогать за щёки.
Это классический конверсионной симптом, в котором заложен императив “не нарушайте мои границы”, “перестаньте меня трогать”, “оставьте меня в покое”.

Формы патологической коммуникации в семейной системе

Важно знать, так как при их присутствии вероятнее всего человек будет коммуницировать на невербальном уровне, на уровне симптома или поведения:

  • игнорирование, отвержение сообщений;
  • спутанность уровней коммуникаций - несовпадение вербальной и невербальной частей;
  • коммуникативное соперничество между членами семьи, когда родители/партнёры не могут поделить власть и возникает мощное противоречие и конкуренция, которое в случае с детьми подрывает их доверие к реальности;
  • ригидные, комплементарные роли, например, один - преследователь, другой - жертва и агрессор, полицейский и преступник (следящая за мужем-алкоголиком жена);
  • парадоксальные предписания: “Расслабься”, “Не думай о проблеме”, “Веди себя естественно”.

Эмоциональный компонент отношений и триангуляция


Мюррей Боуэн тоже говорил о том, что семья - это система, но он сконцентрировался не на коммуникации, а на том, что эмоциональные процессы являются универсальными для всех живых существ, в особенности, для млекопитающих.


Эмоциональная система локализована на глубинном уровне лимбической системы, эволюционно более древней, чем кора головного мозга. И Боуэн отмечал высокий уровень напряжения в семейной системе как тревогу, которая является синонимом растущего напряжения. И когда напряжение становится хроническим и трудно переносимым, то это приводит к появлению различных симптомов и дисфункций. Т.е. эмоционально заряженное, напряжённое поле семейного взаимодействия оказывает взаимное влияние на каждого участника в семье.


Это заметно в работе с терапевтическими группами, когда приход нового участника меняет её. Участник с сильной психопатологией может запустить серьёзные динамические процессы во всей группе целиком. Или же наоборот, динамика группы может интенсивно влиять на участника группы, имеющего самую слабую психическую структуру, например, запустив психический регресс.


Боуэном для обозначения этих процессов введён термин “триангуляция”: при нарастании напряжения в паре, она бессознательно ищет третий источник для сброса этого напряжения.

И напряжение приводит к появлению симптомов и дисфункций, как у объекта триангуляции (наиболее часто в семье это ребёнок) или у партнёров может появляться симптом, который берёт на себя триангуляторную функцию и пара объединяется на взаимодействие с этим симптомом.


Три уровня симптомообразования:

1
Психический уровень (различные эмоциональные расстройства-агрессия, тревога),
1
Поведенческий уровень (невербальная агрессия),
1

Соматизация (перевод психического в соматическую плоскость - различные психосоматические заболевания). У триангулированных объектов чаще всего появляются соматические расстройства.

Стратегия работы с симптомом, как способом коммуникации
Симптом - это сложная конструкция, включающая в себя много уровней.
Симптомы содержит в себе незавершённые действия, потребности; застывшие, незавершённые интероцептивные и проприоцептивные возбуждения, хронические телесные напряжения, которые приводят к нарушению гомеостаза.
В симптоме имеется когнитивное содержание в виде воспоминаний, фантазий, динамических отношений с внутренними объектами, с нашими представлениями о себе и о людях, которые присутствуют в психике в виде репрезентаций. Также симптом содержит сложные, амбивалентные, различные эмоциональные реакции и аффекты, прежде всего любовь, привязанность и агрессия, ненависть; страх,привязанность и любовь.
В симптоме всегда очень много диалектических, амбивалентных проявлений. Симптом необходимо разворачивать как луковицу, снимая с него слой за слоем.
Алгоритм работы с такими симптомами, как способом коммуникации можно зашифровать в акроним ПОДХОД:
П
Проблема, т.е. на диагностическом этапе желательно сфокусироваться на тех жалобах, запросах и проблемах, которые клиент или семья принесли в терапию. Необходимо понять как феноменологически проявлены симптомы.
В чём проблема? Чаще всего это будут эмоциональные расстройства, тревога, страхи, панические атаки, неконтролируемая агрессия, трудности в отношениях (проблемы привязанности, сепарации, избегания отношений). Это могут быть проблемы с поведением (деструктивность, самодеструктивность, антисоциальные проявления злоупотребление веществами). А также различные психосоматические проблемы, которые приносит клиент.
О
Основа - то, что лежит в основе проблемы. Редко случается, что проблема имеет один источник. В определении источника можно руководствоваться правилом трех "п":
  • предрасполагающие факторы (генетика, особенности темперамента, конституции, характера),
  • провоцирующие факторы (могут быть психотравмы, хронический дистресс),
  • поддерживающие факторы (вторичная выгода).
Д
Диагноз. В психотерапии это формирование рабочей гипотезы, в чём на самом деле запрос, проблема носителя симптома и всей системы в целом. Зачастую психотерапевтический диагноз идёт вразрез с той версией, которую приносит клиент.
Х
Холизм. Целое больше, чем сумма частей, нельзя смотреть на фигуру в отрыве от фона, контекста, вплоть до необходимости учитывать глобальные процессы и их влияние на проблематику конкретного человека. Отдельные явления имеют смысл только в контексте некоторого общего процесса.
О
Опора. В работе мы опираемся на сильные стороны клиента, пары, системы, ищем не только проблемные зоны, но и сильные стороны, на которые можно опереться в формировании альянса и в работе.
Д

Диалог. Единая концепция, коммуникативный уровень, который важно сформировать с клиентом (семьёй, парой). Необходимо удостовериться, что мы понимаем друг друга и у нас есть схожая концептуальная модель понимания проблематики с клиентом, что он разделяет системный взгляд.


Подробнее о близости и отношениях внутри пары и клиент-терапевтических отношениях, мы поговорим на семинаре "Близость и отношения в практике психолога".


Ведущий Антон Ежов - к.м.н., врач-психиатр, психотерапевт

Вопросы и ответы

Вопрос
Как можно себя повести, если человек игнорирует, в паре например?
Ответ

Игнорирование, согласно коммуникативной теории, тоже способ коммуникации и необходимо понять, что в этом случае пытается сообщить партнёр этим игнорированием. Часто это характерно для некоммуникабельных, не рефлексирующих партнёров.

При терапии мы не можем рассматривать проблему в отрыве от системы и можно обратить внимание на то, что в коммуникации с вашей стороны может быть невыносимого для партнёра, что он так отстраняется от этого.

Нередко мы фокусируемся на другом и из внимания ускользает динамическая часть, то есть, что с моей стороны я делаю, чтобы ситуация возникала и поддерживалась. Что касается аффектов, то нужно помнить, что их проявление это крайнее проявление напряжения и человек, пытаясь с ним справится, доносит что-то до своего окружения через аффект. Не бывает чистых аффектов без когнитивного содержания, всегда за этим стоит когнитивный процесс, некий внутренний динамический момент, который присутствует в структуре аффекта.

Важно изучать контекст, в котором возникла эта бурная реакция. Но анализ этих реакций нужно проводить не в моменте, поскольку обычно человек в этой ситуации трудно доступен (“Куй железо пока холодно”).

Вопрос
Как справиться с напряжением без треугольника, включения чего-то третьего?
Ответ

Боуэн писал про разный уровень дифференциации, что способность отделять интеллектуальное и эмоциональное, рефлексировать эмоциональные и происходящие в психике процессы, является залогом для того, чтобы мы могли бы достаточно оперативно обращаться нашими сложными внутренними процессами. Поскольку у всех людей разный уровень толерантности к вызовам, которые с огромной силой сейчас обрушились на нас. И чем больше мы учимся рефлексировать и понимать эти процессы, как внешние, так и внутренние и связываем нашу эмоцию с ситуацией и контекстом, тем меньше необходимость для более простого отреагирования за счёт включения третьего или появления симптома.

Литература

1. Теория семейных систем Мюррея Боуэна. - М.: Когито, 2009

2. Общая теория систем - критический обзор. Людвиг фон Берталанфи - М., Сборник переводов, 1969.

3. Хорни Карни. Невроз и рост личности. - М: Академпроект, 2008

Близость и отношения

Все о психических системах внутри человека: безопасность, агрессия, близость и сексуальность.
Курс для психологов

Ведущий Антон Ежов
к.м.н., врач-психиатр, психотерапевт
Автор - Антон Ежов, по материалам дискуссионного клуба "PSY4PSY"
© 2018-2024, All Rights Reserved. PSY4PSY.RU
contact@psy4psy.ru