На пути к подлинному Я

Развитие аналитического мышления для современной практики

Теория и практика психоаналитического подхода о психической сфере для долгосрочной психотерапевтической работы
Хочу на курс Получить вводную лекцию

О программе

Программа позволяет рассмотреть внутренний мир клиента с точки зрения системы со своим языком и законами, узнать что находится в основе психоаналитического понимания этой системы, ответить на вопрос как за симптомом увидеть личность и настроить психоаналитическую оптику для своей практики.

Программа включает:

  • Семь семинаров, итого 72 ак.часа.
  • Теория и рефлексия.
  • Примеры и разбор фильмов по изучаемой теме.
  • Разбор случаев (методом групп-анализа).
  • Доступ к видеозаписи сессий (кроме интервизий).
  • Коллегиальный чат.

Вы сможете:

  • Узнать какие концепции психоанализа повлияли на культуру, искусство и психологию.
  • Освоить психоаналитический инструментарий для долгосрочной практики.
  • Принять участие в интервизорской работе методом группового психоанализа.
  • Задать вопрос ведущей.
  • Обсуждать материал с коллегами в чате.
  • Делиться опытом и рефлексией.

Результат:

  • Углубление понимания проблематики клиента.
  • Реализовывать цели и задачи долгосрочного консультирования.
  • Уверенность в диагностике и выборе стратегии психотерапии.
  • Расширение практики.
  • Поддержка коллег и ведущей.
  • Сертификат участия.
Анна
Хонина
психоаналитик, групповой супервизор в групп-аналитической парадигме (диплом IGA, London), гештальт-терапевт

Ведущая авторских тренингов и семинаров, обучающих программ. Опыт консультирования и преподавания более 15 лет.

Подробнее
Ведущая курса

Кому это будет полезно:

  • Специалистам в области психологии
    Психологи и психотерапевты любых направлений, желающие повысить свою компетенцию в психоаналитическом направлении, глубоко понять, проанализировать и расширить свою практику.
  • Начинающим психологическую практику
    Программа позволяет освоить инструментарий психоаналитического подхода.
  • Поклонникам психоанализа
    Всем, чья деятельность связана с общением, кто хочет лучше понимать законы психической сферы, узнать как развивался психоанализ и какие его идеи оказали влияние на культуру, философию и искусство.

Цель программы:

Освоение компетенций и инструментария психоаналитического подхода - в теории и на практике - для комплексного решения психотерапевтических и консультационных задач
  • Теория
    Знания и опыт из современной психоаналитической теории - статьи, примеры из фильмов; практика от коллег и ведущей - интервизорская группа - для наиболее эффективного обучения.
  • Методология
    Комплекс методик и стратегия работы клиентами в долгосрочной перспективе.
  • Практика
    Практические навыки выбора метода и стратегии терапии через демонстрацию случаев эффективной терапии и проработку материала в интервизорских группах.

Расписание и содержание курса

7 ноября
18:30 - 21:30 мск
8 ноября
11:00 - 15:00 мск
Модуль 1. Глубины и слои понимания. Как понять, что чувствует клиент
Клиент говорит одно, а вы чувствуете совсем другое. В терапии есть периоды застоя, когда кажется, что вы ходите по кругу. Вы работаете краткосрочно, но чувствуете, что проблема лежит глубже, чем удается проработать за 10 сессий.
Что будем разбирать:
Мы совершим первое погружение во внутренний мир человека, который Фрейд описывал не как набор частей, а как динамичное поле вечного конфликта и компромисса. Мы познакомимся с тремя ключевыми инстанциями психики и проследим, как их драма разворачивается в кабинете терапевта:
  • Оно (Id) — «Хочу немедленно!» — мир бессознательных влечений, страстей и желаний, требующих немедленного удовлетворения.
  • Я (Ego) — «А можно ли?» — наш сознательный посредник между желаниями и реальностью, который ищет социально приемлемые способы их реализовать и защищает нас от тревоги.
  • Сверх-Я (Super-Ego) — «Ты должен!» — наш внутренний критик и цензор, голос усвоенных родительских запретов и социальных норм, который требует совершенства и сурово наказывает за «провинности».
В теории и на практике изучим:
  • Структурная модель психики З. Фрейда (Оно, Я, Сверх-Я).
  • Понятие внутрипсихического конфликта.
  • Функция тревоги как сигнала для Я о наличии конфликта.
  • Принцип компенсаторного образования (симптом как неудачное разрешение конфликта). 
  • Формирование аналитической позиции и нейтральности терапевта.
5 декабря
18:30 - 21:30 мск
6 декабря
11:00 - 15:00 мск
Модуль 2. Бессознательное: Говорить на языке внутреннего мира. Силы, которые нами движут
Клиент совершает нелогичные поступки, которые вредят ему самому («Я знаю, что это плохо, но как будто что-то мной движет»). Внезапные оговорки, забытые важные даты, навязчивые сны. Сексуальность, которая проявляется странно или пугающе.
Что будем разбирать:
Как услышать голос бессознательного в этих «сбоях по умолчанию» и расшифровать его скрытое послание? Что стоит за внутрипсихическим конфликтом и почему борьба мотивов — не патология, а источник нашей психической динамики? Как самый ранний детский опыт переживания удовольствия, телесности, любви и ревности (психосексуальное развитие) формирует устойчивые паттерны отношений и защитные стратегии во взрослой жизни? Как наша базовая жизненная энергия (либидо) ищет выхода и почему иногда ее течение принимает причудливые и даже разрушительные формы (перверсии, фиксации)? Мы научимся не осуждать, а понимать эту бессознательную логику, видя за симптомом — попытку адаптации, а за сопротивлением — защиту от старой боли.

  • Топографическая модель психики: Как устроено наше бессознательное — не как свалка забытых воспоминаний, а как мощный, кипящий котел желаний и инстинктов, который правит бал из-за кулис сознания. Мы научимся видеть его проявления в обмолвках, снах и ошибочных действиях.
  • Теория влечений (Triebe): Что такое либидо и мортидо — две фундаментальные силы жизни и разрушения, которые ищут разрядки и определяют наши мотивы. Проследим, как они превращаются из биологической потребности в сложные психические феномены.
  • Теория психосексуального развития: Как детские стадии (оральная, анальная, фаллическая, генитальная) закладывают матрицу нашего будущего: наше отношение к близости и автономии, контролю и доверию, любви и конкуренции.
  • Мы увидим, как фиксации на этих стадиях проявляются в характере взрослого человека.
декабрь 2025
16:00 - 17:30 мск
Разбор случая по теме
Рассмотрим теорию на практике – разбор заявленного случая из группы.
Опыт работы в интервизионной группе поможет почувствовать на практике групповые процессы – принятие группой, антагонизм с группой и других важных процессов, переживаемых клиентами. Чувства группы, как правило, и по закону Окна Джохари, отражают недоступные чувства самого терапевта. А реакция терапевта на отклик групп, как правило, отражает опыт и переживания самого клиента. Недоступность переживаний обусловлена скрываемым внутреннем конфликтом клиента.

Случай выбирается заранее.
Видеозапись не ведется и не предоставляется.
30 января
18:30 - 21:30 мск
31 января
11:00 - 15:00 мск
Модуль 3. Освещая темную комнату. Диагностика в психоанализе
С одним клиентом вы чувствуете уверенность, с другим — тревогу и растерянность. Кто-то легко говорит о чувствах, а кто-то разрушает все ваши попытки установить контакт. Вы боитесь навредить, потому что не понимаете, «на какой почве» работаете.
Что будем разбирать:
Как определить уровень организации личности (невротический, пограничный, психотический) не для «диагноза», а для понимания правил игры и выбора терапевтической стратегии.
Как распознать психические защиты — не просто «способы самообмана», а сложную систему сохранения психического равновесия.
Мы научимся различать зрелые (например, юмор, альтруизм, сублимация) и примитивные защиты (такие как расщепление, проективная идентификация, отрицание) чтобы исследовать и бережно выводить в зону осознавания.

Разберем техники первой встречи: про особенности первых диагностических встреч чтобы лучше ориентироваться в проявлениях клиента, систематизировать его симптомы и собирать из кусочков информации целостную картину.

Структурная диагностика (уровни организации личности) Мы будем учиться оценивать:
  • Способность к тестированию реальности: Отличает ли клиент свои внутренние фантазии и тревоги от внешнего мира (ключевой критерий, отличающий невротический уровень от психотического).
  • Способность к интеграции: Может ли клиент видеть в себе и других и хорошее, и плохое одновременно, или же он склонен к расщеплению («я идеальный / ты ужасный») (ключевые маркеры пограничной организации).
  • Тип тревоги: Это сигнальная тревога (страх перед последствиями своих желаний, невротический уровень) или диффузная, перегруженная тревога распада и уничтожения (пограничный и психотический уровни).
  • Характер защит: какие механизмы преобладают — высшего порядка (вытеснение, интеллектуализация) или примитивные (отрицание, проективная идентификация, всемогущий контроль).
  • Классификация и иерархия защитных механизмов (по Нэнси Мак-Вильямс и Отто Кернбергу). Как они проявляются в кабинете. Цель терапии — не убрать все защиты, а помочь психике перейти к более зрелым и гибким способам адаптации.
Психоаналитическое диагностическое интервью (PDI): Освоим принципы проведения первой встречи, направленной не на сбор симптомов, а на оценку структуры личности. Это включает:
  • Оценку качества объектных отношений (как клиент строит отношения с вами здесь-и-сейчас).
  • Анализ сновидений и фантазий как прямого доступа к бессознательным конфликтам.
  • Наблюдение за процессом мышления и речью клиента.
  • Оценку способности формировать рабочий альянс.
27 февраля
18:30 - 21:30 мск
28 февраля
11:00 - 15:00 мск
Модуль 4. Танец двух миров. Отношения с клиентом как ключ к изменению
Мы углубимся в теорию объектных отношений и идеи Мелани Кляйн, Дональда Винникотта и Отто Кернберга. Поймем, что внутренние объекты это не просто воспоминания о значимых фигурах, а сложные, насыщенные аффектами внутренние образы себя-в-отношении-с-другим, которые формируют наш уникальный способ любить, ненавидеть и желать.

  • Разберем, как эти внутренние рабочие модели отношений проецируются на терапевта, создавая специфический паттерн взаимодействия, который мы называем переносом (трансфером). Это не ошибка, а главный доступ к истории клиента, развернутый в реальном времени.
Перенос и контрперенос
  • Перенос — это не просто «клиент злится на меня, как на отца». Мы научимся видеть его разные формы: идеализирующий (поиск спасителя), зеркальный (потребность в подтверждении), разрушающий (отыгрывание старой ненависти) и эдипальный (соперничество и притяжение).
  • Контрперенос будет рассмотрен как комплексный феномен: от классического (личная реакция терапевта на клиента) до проективной идентификации (когда клиент бессознательно «заставляет» терапевта чувствовать и вести себя определенным образом, чтобы передать непережитый опыт). Ваша скука, раздражение или желание спасти — это не помеха, а диагностический инструмент, сообщающий о внутреннем состоянии клиента.
  • Мы переведем концепцию «травмы покинутости» на язык теории привязанности (Дж. Боулби) и психоанализа. Поймем, как ранние нарушения привязанности (ненадежная, тревожная, дезорганизованная) формируют базальную тревогу и страх уничтожения.
  • Мы будем работать не просто с «воспоминаниями» о травме, а с тем, как она воплощается в теле (соматизации) и воспроизводится в отношениях с терапевтом (например, через проверку границ, провокацию на отвержение).
Холдинг и контейнирование
  • Изучим концепцию Винникотта о «достаточно хорошей матери» и ее применение в терапии. Как терапевт может создать безопасное «удерживающее пространство» (холдинг), где клиент может вернуться к более раннему состоянию для нового, исцеляющего опыта.
  • Научимся отличать здоровый рабочий альянс (зрелая, реалистичная часть клиента, которая хочет сотрудничать) от невротического переноса (иррациональные, повторяющиеся паттерны). Это ключ к тому, чтобы не утонуть в переносе, а использовать его для анализа.
март 2026
16:00 - 17:30 мск
Разбор случая по теме
Рассмотрим теорию на практике – разбор заявленного случая из группы.
Опыт работы в интервизионной группе поможет почувствовать на практике групповые процессы – принятие группой, антагонизм с группой и других важных процессов, переживаемых клиентами. Чувства группы, как правило, и по закону Окна Джохари, отражают недоступные чувства самого терапевта. А реакция терапевта на отклик групп, как правило, отражает опыт и переживания самого клиента. Недоступность переживаний обусловлена скрываемым внутреннем конфликтом клиента.

Случай выбирается заранее.
Видеозапись не ведется и не предоставляется.
3 апреля
18:30 - 21:30 мск
4 апреля
11:00 - 15:00 мск
Модуль 5. Искусство читать между строк. Сопротивление и защиты в терапевтическом процессе
Феноменология (расширяем и углубляем)
Клиент опаздывает, «забывает» оплату или сны, говорит, что «ничего важного не произошло». Внезапно «исчезают» все чувства к значимым людям. Или, наоборот, раз за разом проживает одну и ту же драму в жизни (отыгрывает вовне), вместо того чтобы говорить о ней в кабинете. Вы чувствуете фрустрацию, бессилие, злость или скуку. Терапия буксует, и вы не можете сдвинуть ее с мертвой точки.

Что будем разбирать:
Чем защита как внутренний механизм саморегуляции отличается от сопротивления — ее проявления в терапии? Что является скрытым мотивом для этих процессов: защита от какой старой боли или невыносимого чувства? Что на самом деле отражает феноменологию сопротивления (конфликт между желанием измениться и страхом перед изменениями) и с чем мы работаем, когда сталкиваемся с ним?
Мы научимся не бороться со сопротивлением, а присоединяться к нему, понимая его защитную функцию. Как помочь клиенту перевести действие (отыгрывание вовне и внутри сессии) в слово и осознание? Как превратить эти «сбои» в топливо для терапии, расшифровав их скрытое послание о ядре конфликта?

  • Техники работы:
  • Контейнирование и признание функции: «Я заметил, что каждый раз, когда мы приближаемся к теме вашего отца, вы переходите на рассказы о работе. Возможно, так психике легче справляться с той тревогой, которая там возникает?»
  • Интерпретация сопротивления (а не содержания): Сначала мы интерпретируем сам факт сопротивления («Как вы думаете, что может быть такого страшного в том, чтобы злиться на меня?»), и только потом — скрытое за ним содержание.
  • Анализ сопротивления в переносе: Самый мощный инструмент. Как сопротивление проявляется прямо в отношениях со мной? («Вы сейчас говорите со мной так, словно я ваш критичный начальник, который вас осудит. Это может быть способом защититься от страха, что я вас осужу за эти чувства?»)
24 апреля
18:30 - 21:30 мск
25 апреля
11:00 - 15:00 мск
Модуль 6. Глубинная работа с переносом и контрпереносом
Вы ловите себя на мысли, что ведете себя с клиентом не как обычно — слишком опекаете или, наоборот, холодны и отстранены. Клиент испытывает к вам сильные, иррациональные чувства: влюбленность, ярость, ревность, безоговорочное обожание или тотальное обесценивание — будто вы не вы, а кто-то другой из его прошлого. Вам начинают сниться сны о клиентах, или их образы навязчиво приходят в голову между сессиями. Вы чувствуете себя либо всемогущим спасителем, либо беспомощным и ничтожным.
Что будем разбирать:
Как не просто распознать, а диагностически использовать перенос (когда клиент проецирует на вас весь свой внутренний мир старых отношений) и контрперенос (вашу комплексную реакцию на это).
Как отличить собственные непроработанные реакции терапевта от проективной идентификации — процесса, когда клиент бессознательно «заставляет» вас почувствовать и даже повести себя так, как чувствовал и вел себя он сам в детстве, чтобы вы могли это пережить, выдержать и осмыслить вместе с ним? Как работать с негативной терапевтической реакцией — самым коварным сопротивлением, когда любое продвижение клиента оборачивается ухудшением, а ваша помощь воспринимается как преследование.

Мы будем учиться использовать отношения как живую лабораторию, где можно не только увидеть, но и на собственном опыте пережить и изменить паттерны прошлого.
15 мая
18:30 - 21:30 мск
16 мая
11:00 - 15:00 мск
Модуль 7. Мастерство завершения терапии. Знаменование прогресса или камень преткновения
Вы чувствуете, что основная работа завершена, но клиент цепляется за терапию, принося на сессии все новые, но уже неглубокие темы. Или клиент внезапно обрывает контакт после болезненной сессии, не отвечая на письма. Возникает тревога: «А не навредил ли я?» или «Действительно ли он готов, или это бегство?». Вы ловите себя на чувстве вины или, наоборот, раздражения и желании «поскорее закончить». Как не бросить клиента в момент уязвимости и превратить завершение в ценный опыт, а не в повторение старой травмы?
Что будем разбирать:
Каковы объективные и субъективные критерии готовности к завершению? 
Как отличить истинное завершение от бегства от непереносимых чувств (негативная терапевтическая реакция)? 
Как помочь клиенту и себе пережить сепарационную тревогу и отгоревать окончание отношений, не повторяя старую травму брошенности? 
  • Ретроспективный анализ: Совместный просмотр пройденного пути, от первого сеанса до последнего. Акцент на достижениях и ресурсах клиента.
  • Работа с благодарностью и злостью: Создание пространства для выражения всех чувств по поводу окончания терапии.
  • Обсуждение будущего: Проработка стратегий совладания с возможными трудностями после завершения.
Обсудим, что делать, если клиент хочет вернуться спустя месяцы или годы: как оценить запрос и выстроить новую договоренность.

Как будет проходить обучение?

Мы будем изучать теорию и ее практическое применение на онлайн сессиях. Делиться опытом в коллегиальном чате и на интервизорских группах с коллегами и ведущей.
Оставайтесь в потоке
Мы пришлем ссылку на участие и доступ к личному кабинету с видеоматериалами после сессий. Напоминания о сессиях будут приходить по эл.почте.
Актуализация ваших знаний
Задать вопрос и оставить комментарий ведущей, поделиться вашим мнением с коллегами, разобрать сложный случай вы можете в интервизорской группе.
Теория и практика
Проработка материала совместно с коллегами, практикующими в различных психологических подходах, в надежной, продуктивной и безоценочной среде.
Обратная связь и дополнительные материалы
Вам будет предоставлен дополнительный материал по . Свой отзыв и вопросы вы сможете оставить в коллегиальном чате, мы обязательно учтем ваше пожелание и ответим на ваши вопросы.
Сертификат участия
По окончании программы участникам выдается сертификат участия в формате PDF с указанием прослушанных тем и количества часов.

Выберите формат
и зарегистрируйтесь



Есть возможность курс оплатить "долями". Начните регистрацию и вам будет предложена эта опция.






Программа разрабатывалась с учетом современных тенденций теории и практики психоаналитической парадигмы. Для участия в программе иметь подготовку в психоанализе не обязательно.
Один модуль

• Семинар-практикум, 9 ак.часов, онлайн

• Обратная связь в коллегиальном чате

• Доступ к видеозаписи сессии на один месяц с возможностью продления

• Дополнительные материалы

• Интервизия, если предусмотрена в расписании


*возможна оплата долями. Начните регистрацию и вам будет предложена эта опция.

4500 руб.
5500
Зарегистрироваться

У вас остались вопросы?

Здесь вы можете найти ответы на часто задаваемые вопросы.
Если вы не нашли нужной вам информации, обратитесь к нам по электронной почте contact@psy4psy.ru