К моменту обращения за терапией "Дэну" было 16 лет, он посещал десятый класс закрытой школы в США.
Причиной обращения стали "проблемы с межличностными отношениями, которые влияли на мотивацию к школьным занятиям".
Учитель подтвердил, что у Дэна была сильная мотивация в получении высоких отметок, которая в последнее время значительно снизилась из-за частых стычек со сверстниками.
Дэн обвинял сверстников в высмеивании, которое часто учителя считали, как "придуманное". В действительности, учителя говорили о том, что Дэн сам "выставляет себя как посмешище" и "оскорбляет одноклассников" и затем плачет, если они ему отвечают.
Отношения Дэна с его родителями описывались как "хорошие". Оба родителя были выходцами из нижнего социально-экономического сословия. Отец окончил колледж и занял высокую должность в социальной сфере в маленьком городе, где проживала семья. В анкете мать описывалась как "образованная".
В начале терапии Дэн заявил, что пришел в терапию только потому, что согласился с желанием учителя. Он заметно нервничал и держался на расстоянии, оставаясь на интеллектуальном уровне отношений. Мне бросилась в глаза, когда Дэн только вошел, незначительная деформация его руки. Он "огласил" свое имя, сказал в каком классе учится и с какой проблемой обратился: "У меня есть межличностные проблемы и учитель думает, что мне будет полезно сходить к вам за советом". В первый месяц терапии Дэн обнародовал несколько сфер из внутреннего мира, чтобы проверить мою реакцию.
Он много рассказывал о своем отце, идеализируя его и никогда не упоминал свою мать. К примеру, он говорил об отце, который смог подняться по карьерной лестнице на должность "главы департамента по исследованиям", как "супер-аккуратном" и "супер-общительном" и его нетерпении к слабостям: "Для моего отца не существует такой вещи как страх".
Дэн говорил о своих догадках, что разочаровал отца (в особенности потому, что он был единственным мальчиком). Первый факт разочарования был в том, что Дэн родился с деформацией руки. Это была запретная тема дома, и он в действительности не знал, как это произошло. Иногда его отец принимал участие в походах с классом и настаивал на участии Дэна, несмотря на его увечье. Говоря об эмоциональном отношении со стороны отца, Дэн отмечал полное отрицание наличия физического дефекта, страха и нежелание помочь ему справиться с недостатком. Дэн чувствовал себя обязанным проявить себя, принимая участие во всех физических активностях наравне с одноклассниками, хотя боялся упасть и "принизить себя". Однажды он неизбежно не смог действовать наравне с одноклассниками, и сделал вывод, что он - "ноль".
Дэн также говорил о других сферах деятельности, в которых в противоположность идеализированному отцу, он проявлял себя как неаккуратный и необщительный. Даже его успехи в обучении воспринимались как никчемные в свете высказываний отца: "Тот, кто сделал на 90%, сможет на все 100%".
Эти недостатки воспринимались как унизительные и непростительные. Дэн чувствовал, что он должен преуспеть и достичь высокого социального статуса. Он должен быть очень общительным и всеми любимым. Невозможность достичь совершенства воспринималась как выставление напоказ собственной никчемности. Ему было стыдно, что он не достиг этих "минимальных" целей и это в особенности бросалось в глаза, со временем, когда его "испортили" будучи ребенком, т.е. его лишили всех возможностей. Дэн также отмечал, что чувствует, что родители его любят. В особенности, отец, любви которого он не достоин.
Межличностные проблемы Дэна также были связаны с ощущением собственной несостоятельности. Его сверстники воспринимались им как пример для подражания, без дефектов (и без деформации). В его субъективном мире эти люди постоянно "высмеивали его" за его недостатки, и он был вынужден ответно реагировать, когда оскорблял их на словах. С другой стороны, если бы он позволил себе сближение с ними, его дефект стал очевидным.