Click to order
Cart
Регистрация и оплата
Total: 
Ваше имя
Ваш Email
Ваш телефон
Работа с внутренним критиком
Хэл и Сидра Стоун, доктор фил.наук
Метод Voice Dialogue
Диалог голосов. Вводная лекция к курсу "О чем говорит симптом как агент выздоровления"
Ведущий Иоахим Шнаккенберг
Получить ссылку
Работа с внутренним критиком и негативными посланиями
Получите ссылку на запись!
Открытая лекция в рамках курса "О чем говорит симптом, как агент выздоровления"
Ведущий Йоахим Шнаккенберг - тренер EFC, супервизор, возглавляет организацию «Hearing Voices and Recovery», Германия и является соучредителем Института EFC www.efc-institut.de
Это открытая лекция
Этот метод показан к применению в работе с клиентами без клинический проявлений. Для работы с этим методом специалист должен обладать базовыми знаниями клинической диагностики.
В этой статье мы хотим сосредоточиться на селф, которое приобретает огромное значение в жизни большинства людей и представляет особый интерес для психотерапевтов, внутреннем критике.


Внутренний критик - это голос каждого из нас, который беспощадно критикует. Создается впечатление, что у него показатель IQ не менее 500, благодаря чему он находит все ошибки, обладает сверхъестественной способностью угадывать самые тайные чувства и его рентгеновское зрение способно выявить недостатки, невидимые невооруженным глазом, а инфракрасные системы следят за снами ночью и сравнивают, насколько они соответствуют стандартам, которые заставили бы Эйнштейна выглядеть глупым, а Мать Терезу - эгоистичной; задача внутреннего критика - оценивать.
Само собой разумеется, что он всегда считает, что мы не оправдали ожиданий. Под внутренним критиком имеется в виду голос внутри, который постоянно осуждает, и это критикующее селф еще называется «Судьей».

Внутренний критик представляет особый интерес для психотерапевтов, независимо от направления консультирования, из-за его роли в эмоциональном стрессе.
Страдания, вызванные внутренним критиком, всегда являются результатом низкой самооценки и часто серьезно препятствуют росту и изменениям. Многие сложности в терапии, с которыми сталкиваются клиенты, могут быть напрямую связаны с этим селф, которое сомневается в способности учиться и развиваться или, нападет за то, что они обратились за помощью.
Внутренний критик - это частая причина тревоги, депрессии, расстройств сна, зависимостей и саморазрушительных форм поведения. Обычно это ключевой фактор в дисфункциональных отношениях или отношениях, связанных с насилием.
Многие даже не подозревают, что внутри них есть голос или селф, говорящее изнутри, потому что постоянные суждения внутреннего критика были с ними с раннего детства и его критические комментарии кажутся вполне естественными. Он развивается в детском возрасте, поглощая (или интернализируя) суждения окружающих людей и ожидания социума, в котором они живут. Чем труднее или оскорбительнее период детского возраста, тем более жестоким и беспощадным может быть внутренний критик.


Внутренний критик как гражданин вселенной
Мы встречали внутренних критиков, где бы мы ни путешествовали, и они удивительно схожи в своей способности калечить людей и делать их несчастными, испуганными, зажатыми и слабыми. Содержание критики варьируется в зависимости от системы ценностей каждой конкретной культуры. Нас особенно впечатлили эти вариации.

Например, в Америке критики осуждают, если вы недостаточно оригинальны или не обращаете на себя достаточно много внимания. Ваши критики не хотят, чтобы вы исчезли в толпе и были обычными людьми. Критики в Австралии придерживаются противоположной точки зрения. В Австралии есть поговорка: «Не будь высоким, как мак, потому что у высоких маков срезают головы».

Это означает, что вы не должны выделяться, быть особенным или делать то, что привлечет к вам особое внимание. Следовательно, они осуждают тех, кто выделяется или пытается отличаться от других.
Развитие внутреннего критика
Первоначальная функция внутреннего критика - избавить от стыда и боли. В процессе взросления родители воспитывают детей так, чтобы они хорошо выглядели и вели себя должным образом, чтобы добиться успеха в социуме.
Поэтому родители наблюдают за своими детьми и стараются изо всех сил выяснить, что с ними не так, а затем делают все возможное, чтобы это исправить. (То же самое относится и к родственникам, учителям, религиозным лидерам, коллегам по работе и знакомым).

Мать Энн боится, что ее дочь недостаточно привлекательна, и изо всех сил старается исправить «проблемы», которые, по ее мнению, она видит. Она хочет, чтобы Энн была лидером в школе, и в конце концов она надеется, что Энн удачно выйдет замуж. Она пытается быть деликатной и постоянно дает советы как Энн следует улучшить свою внешность, вес и поведение. Иногда она указывает на то, что именно с Энн не так, сравнивая ее с кем-то, кто все делает правильно. Принимая послания своей матери, Энн чувствует, что ее не принимают такой, какая она есть, и она должна измениться, чтобы понравиться другим.

Другие матери не так прямолинейны, а указывают на других людей, которые одеваются или ведут себя не так, чтобы ребенок знал, чего не следует делать. Некоторые мамы ничего не говорят. Они просто смотрят на ребенка с выражением беспокойства на лице, и он должен догадаться что не так!

Папа Тома замечает, что его сын недостаточно внимателен, когда помогает по хозяйству или выполняет домашнее задание. Он упрекает Тома в том, что сделал неправильно или говорит ему, что тот неуклюжий и неосторожный. Он хочет, чтобы Том был дисциплинированным, внимательным и умным. Он хочет, чтобы все его дети добились успеха в жизни. Когда Том слушает своего отца, он чувствует себя глупым.

Мать Энн и отец Тома обычные родители. Им нужно добиться того, чтобы дети выросли достойными людьми - что бы это для них не означало - чтобы чувствовать себя хорошо. В процессе социализации ребенка даже самым ласковым и принимающим родителям приходится неодобрять или изменять определенные формы поведения, устанавливать ограничения, учить терпению и обучать как поддерживать личную гигиену и нормальный внешний вид. Воспитание обычно предполагает определенное противодействие естественным склонностям ребенка. Независимо от того, как это делается, есть послание, что в ребенке что-то недопустимое.
С целью защитить себя от боли и позора, ведь их всегда считают «меньше, чем» они должны быть, у детей развивается голос, как эхо повторяющий послания родителей или других значимых взрослых. Этот внутренний критик - это «селф», отдельная субличность, которая критикует в лице родителей или того, у кого все получается!
Внутренний критик чрезвычайно обеспокоен, практически до отчаяния добивается того, чтобы они преуспели в мире, были приняты и любимы другими.

По мере взросления, внутренний критик продолжает делать нас угодными для других. И часто не знает, когда нужно остановиться. У внутреннего критика нет чувства меры. Он склонен развиваться до тех пор, пока не выйдет из-под контроля и не начнет разрушать и наносить реальный ущерб. В этот момент его первоначальное намерение утрачивается.
Отношения внутреннего критика с другими селф
Внутренний критик, в дополнение к своей общей работе по контролю за каждым движением, поддерживает первичные селф, те селф, которые являются основными в нашей психологической структуре и определяют, кто мы есть в мире.
Например, если наше основное селф - ответственный родитель, то внутренний критик будет критиковать любые мысли и действия, которые не предполагают ответственности, такие как эгоизм, следование своим желаниям, легкомыслие и безответственность. Они становятся непризнанными селф. (Мы обсуждали это в выпуске журнала «Психотерапия» за ноябрь 1994 г.)
Зачастую в терапии клиент пытается изменить первичную систему селф, но еще не интегрировал это изменение, то внутренний критик будет критиковать не только за недопустимые действия, например, эгоистичное поведение, а также за недостатки первичного селф. Тогда клиент слышит противоречивые заявления: «Ты эгоист» или «Ты зависишь от них и берешь на себя слишком большую ответственность за других».
Внутренний критик и отношения
В терапии важно отметить, что внутренний критик - это главный игрок в отношениях. Здесь мы ограничены рамками статьи и не можем обсуждать это подробно, как в книге "Принятие внутреннего критика", но отметим важные моменты, которые влияют на стиль общения конкретного человека.
1
Внутренний критик в основном ориентирован на отношения и развивался в детском возрасте, чтобы сделать наши отношения менее травматичными и помогал избежать унижения. Он несет в себе основополагающий страх, что нас признают как недостойных и, следовательно, отвергнут или бросят.
2
Внутренний критик проводит много времени в заботах о том, что о нас думают, ведь он на самом деле обеспокоен отношениями с другими. Это делает нас уязвимыми, наивными и зависимыми от суждений, потребностей и требований всех окружающих. Мы не имеем права существовать отдельно и иметь собственные потребности. Это ставит нас в положение ребенка в отношениях с другими, делая невозможным поддерживать ощущение селф, принимать решения об удовлетворении собственных потребностей или устанавливать границы. С этой точки зрения внутренний критик устанавливает модель взаимоотношений "родитель-ребенок".
3
Хорошо развитый, сильный внутренний критик не позволяет принимать подарки и любовь, а ставит под сомнение мотивы и ум дарителя, часто шепча что-то вроде: «Если бы она/она знала, кто вы на самом деле!» Он соглашается со всеми мнениями окружающих о нас. Как ни парадоксально, цель внутреннего критика в том, чтобы избавить от оценок, вполне вероятно, что он вызывает «Судью» у окружающих нас людей. Это может происходить энергетически (почти как магнитное притяжение) или напрямую, потому что, как только внутренний критик судит о чем-то в нас, мы становимся открытыми и уязвимыми для такой же критики извне.
4
Наконец, что не менее важно, внутренний критик исключает отношения близости, заставляя стыдится и пренебрегать внутренним ребенком, чтобы тот не мог строить отношения с другими. Именно внутренний ребенок, будучи основным фактором близких отношений, способен глубоко чувствовать и ощущать. Когда он напуган, оскорблен и чувствует себя жертвой, то не может нормально и естественно общаться, и глубокая, удовлетворяющая душу близость, которую он приносит с собой, отсутствует во всех сферах.
5
Внутренний критик ответственен за множество трудностей, с которыми обычно сталкиваются в отношениях. В терапии весьма полезно изучить его роль в отношениях клиентов. Например, его комментарии часто играют важную роль в воссоздании детских отношений, особенно если они были невыносимыми.
Возможно, клиент вышел из ситуации оскорбления со стороны родителей или супруга, но внутренний критик вторит всем старым критическим замечаниям и доводит его до отчаяния. Важно осознавать силу этого внутреннего голоса при работе над исправлением сложных внешних ситуаций.
Работа с внутренним критиком
Учитывая это в терапии, вы можете работать с внутренним критиком любым способом, который соответствует вашей терапевтической парадигме. Первый шаг в нашей работе с внутренним критиком - показать клиенту, что в нем есть голос, который постоянно осуждает.
В книге "Принятие внутреннего критика" мы сравнили этот голос с радиостанцией, которую включили в голове еще в раннем детстве, с этим вещанием настолько свыклись, что уже не замечают. Считаем, что лучший способ помочь клиенту осознать это селф и отделиться от него - это метод «Речевой диалог» (журнал "Психотерапия", февраль 1995 г.), потому что терапевт может говорить непосредственно с внутренним критиком.

Так терапевт может обратиться к внутреннему критику Сьюзен:
Терапевт:
Я понимаю, что тебе не нравится как Сюзан себя ведет. Расскажи мне, что с ней не так?
Критик Сюзан:
В общем, она бесцеремонная. Она не отвечает на сообщения или не перезванивает. Я думаю, что она эгоцентрична, эгоистична, такая как считает ее мать.
Терапевт:
Что еще можно к этому добавить?
Критик Сюзан:
Да, еще она слишком эмоциональна. Если она расстроена, то забывает о своей семье и друзьях. Я бы хотел, чтобы она обращала меньше внимания на то, что о ней думают другие. Мне кажется, ей нужно уделять больше внимания тому, как она выглядит. Мне кажется она неряшливо смотрится, а люди всегда это замечают.
Терапевт:
Что бы ты сказал, если Сюзан будет уделять больше внимания своей внешности?
Критик Сюзан:
Наверное я скажу, что она слишком самовлюбленная.
Таким образом, непосредственное общение с внутренним критиком начинает отделять его от других селф, и клиент может объективно относиться к нему и его критике.

Первые разговоры с внутренним критиком обычно сосредоточены на его суждениях, например, о внешности клиента, эмоциях, интеллектуальной деятельности, навыках взаимоотношений, духовных практиках и т. д. Эти беседы часто иллюстрируют невозможность угодить внутреннему критику.

Например, в случае Сьюзен внутренний критик будет ее критиковать, даже если она будет уделять больше внимания своей внешности, хотя до сих осуждалось то, что она не уделяла достаточно внимания близким. Такие парадоксальные противоречия очень распространены.

Как только клиент осведомлен о существовании внутреннего критика и услышал диапазон его критики, терапевт может перейти ко второму шагу и начать исследовать беспокойство, на котором основаны его нападки. Таким образом, фокус терапии смещается с содержания критики (эгоизм, отсутствие заботы о мнении других) на основные проблемы. В случае с Сьюзен вот что мы можем услышать:
Терапевт:
Что произойдет, если Сьюзен тебя не послушает и останется эгоистичной и бесцеремонной?
Критик Сюзан:
Никто не будет ее любить. Людям не нравятся те, кто ими пренебрегает.
Терапевт:
И что тогда произойдет?
Критик Сюзан:
В этом случае с ней никто не захочет быть и она останется одна. А она этого не вынесет.
Терапевт:
И что тогда произойдет?
Критик Сюзан:
В этом случае с ней никто не захочет быть и она останется одна. А она этого не вынесет.
Теперь терапевт вскрыл причину истинного беспокойства. На самом деле критикуется не эгоизм.
Это сигнал, экстренный вызов помощи от внутреннего критика, страдающего приступом тревоги. Критик обеспокоен, что если Сьюзен не будет вести себя должным образом, то останется одной без любви. Так как Сьюзен экстраверт, ориентирована на отношения с неразвитой способностью переносить одиночество, то ее внутренний критик боится, что она не сможет функционировать без поддержки других.
Теперь мы подошли к третьему шагу в терапии, к выходу за пределы дуальности и охвату противоположностей. Фактически благодаря внутреннему критику были обнаружены основные проблемы, требующие решения. В психике Сьюзен присутствует дисбаланс. Ее первичные селф эмоциональны, ответственны, ориентированы на отношения и очень обеспокоены мнением окружающих. Они делают все возможное, чтобы она общалась с другими людьми. Всякий раз, когда Сьюзен делает то, что противоречит правилам этих селф, внутренний критик нападает на нее.

Теперь терапевт переходит к решению основных проблем, сначала помогая отделиться от первичных селф, а затем установить контакт и развить противоположные или отвергаемые селф. Таким образом, Сьюзен получит доступ к своей интроверсии, независимости и объективности. Это позволит ей сбалансировать заботу о себе, эмоции и отношения с другими. Это выводит ее за пределы дуальности, в баланс противоположностей, которые находятся в осознанном эго.
Трансформация внутреннего критика
Теперь, когда Сьюзен может интегрировать свои противоположные селф, голос ее внутреннего критика ослабевает. Такое восприятие противоположных селф говорит о развитии осознающего эго. Чем больше противоположностей сможет воспринять Сьюзен, тем больше выборов будет доступно для нее в жизни (то есть, чем развитее осознанное эго), тем меньше поводов для беспокойства у внутреннего критика.

По мере снижения тревоги, внутренний критик делается спокойнее, и его критика становится объективной и поддерживающей, а не разрушительной. Он превращается в объективный ум, который позволяет Сьюзен быть сосредоточенной, внимательной к деталям и дисциплинированной. И последнее, но не менее важное: сила критики будет использоваться для ее поддержки, а не для нападков.

Пока внутренний критик доставлял сильные страдания и считался врагом большинства терапевтических интервенций, все попытки его уничтожить, только его усиливали. Мы обнаружили, если его послание понято правильно, то он становится мощным союзником на пути к развитию и целостности.
О чем говорит симптом
как агент выздоровления
Серия семинаров
8 октября, 5 ноября,
3 декабря
Ведущий Иоахим Шнеккенберг
Авторы Хэл и Сидра Стоун, доктор фил.наук
Перевод Галины Савченко
Для обдожки и бейджика взят фрагмент работы
Alice Bailly Swiss 1872-1938 Tea Time 1920

© 2015 - 2019, All Rights Reserved. PSY4PSY.RU
contact@psy4psy.ru