Говоря о трех категориях клиентов, понимаем, что человек не всегда будет подходить под эти определения.
Первый вариант - полное отсутствие чувств, когда клиент говорит: я вообще ничего не чувствую.
Это клиенты с высокой степенью рационализации, повышенной шкалой ригидности с высокой степенью импульсивности поведения: человек не успевает почувствовать, он просто все это проскакивает, начинает действовать. И в этом варианте эмоциональная сфера бедная, по-сути, сводится к раздражению.
Можно сказать, что этот человек постоянно чем-то недоволен, и все его слова сводятся к тому, что мир несовершенен, это все его раздражает, а выражать, как это раздражает, нельзя, поэтому это обнаруживается как фоновое недовольство.
Клиенты этого типа часто испытывают скуку и усталость, воображение недостаточно развито, для мышления характерно клиширование. Что касается творческой деятельности, то она ограничена, нет способностей к эвристическому мышлению, оно шаблонное, как по инструкции. И это оказалось только одной из характеристик.
В опроснике СМИЛ эти характеристики укладываются в характеристики первой шкалы - «шкала невротического сверхконтроля», и повышение по этой шкале дает именно такой профиль. С бедностью эмоциональной сферы, с фоном раздражительности и склонностью к морализаторству.
Это типичный профиль гастроэнторологических пациентов: язвенная болезнь желудка, язвенный колит. И сердечно-сосудистых заболеваний, особенно когда мы говорим о длительно текущих, например, ишемическая болезнь сердца. Это не означает, что алекситимия провоцирует язву желудка. Мы говорим о том, что есть корреляция. Часто они встречается вместе. И здесь нельзя говорить о том, что именно такой тип личности приводит к развитию именно такого заболевания.
Это лишь одна сторона медали. Наверняка вы видели людей с алекситимией, которые обладают очень хорошим интеллектом, и которые могут вам все объяснить. На каждый случай они могут привести множество рационализаторских конструкций. Именно рационализация как способ избегания эмоций при наличии алекситимии. В СМИЛе это шестая шкала, которая называется «ригидность».
При этом часто говорят о том, что эмоции не имеют смысла: «Какой смысл злиться? Это все равно ничего не изменит. Я лучше приму решение, все просчитаю, все варианты, каждый вариант просмотрю и уже исходя из этого, буду как-то действовать».
Я часто говорю клиентам, что в эмоциях нет смысла, не надо его там искать. Это наша реакция на окружающую среду либо на то, что происходит внутри нас, т.к. тело мы тоже считаем окружающей средой для психики. И в этом нет рационального смысла. Но это определенная часть нашей жизни, и здесь нам приходится принять тот факт, что периодически мы бессмысленно что-то чувствуем.
Второй вариант - доминирование одного-двух или максимум трех сильных чувств, то есть человек способен замечать, когда он в ярости, а вот когда разочарован – это слишком тонкое чувство. Он настроен только на интенсивные переживания, причем замечает негативные эмоции, скорее то, что он замечает, характеризует как негативное.
И здесь стоит сказать о дифференциации: в случае с клиентом, который не чувствует ничего, мы будем искать сначала хоть что-то. В случае с клиентом, который хоть что-то чувствует, будем дифференцировать, например, ту же эмоцию злости. Итак, вы чувствуете злость, она яркая, вы ее ощущаете таким образом, какие еще оттенки можете заметить? Можно эту злость развернуть от раздражения до негодования, ярости, гнева. Как они для вас различаются?
Можно, работая с чувством клиента, которое уже есть, рассматривать нюансы этого чувства. И далее смотреть, что еще можно развернуть.
Третий вариант - когда человек неправильно называет чувства. У него ощущения разные, а вербальный аппарат сводится к трем названиям: вот это - злость, и вот это - злость, и вот это - тоже злость. И тогда в работе, через телесные ощущения мы будем попробовать искать другое более подходящее слово к тем чувствам, которые испытывает человек.
Например, клиентка говорит: «Я сейчас чувствую злость». Я спрашиваю ее: «Скажи, пожалуйста, как ты ее в теле ощущаешь?» Она говорит: «У меня горят уши, и мне хочется сжаться и вообще провалиться». Тогда я могу ей сказать о том, что «когда ты описываешь эти ощущения, у меня возникает ощущение, что это про стыд». То есть, она замечает, что с ней что-то происходит, свои эмоции, но она их неправильно называет. По разным причинам - культурным, из-за воспитания и так далее. Например, стыд испытывать плохо, а вот грусть - можно.