Этот эксперимент рассмотрим подробнее. Его часто приводят сторонники интуитивного питания. Клара Дэвис ввела понятие «мудрость тела». Это означает, что ребёнок сам себя прокормит тем, что ему надо. У ребёнка откроется инстинктивный аппетит на то, что ему нужно в данный момент.
Эксперимент проходил в 1939 году, были приглашены дети несостоятельных семей, в которых матерям было сложно прокормить младенцев. Эксперимент был некоторым ответом на трудности прикармливания детей в те годы, когда педиатры вводили особые насыщенные и сбалансированные диеты для детей.
Были выбраны дети в возрасте 6-11 месяцев, потому что дети в этом возрасте ничего другого не пробовали, кроме молока, и на них пока не действуют убеждения и предубеждения взрослых. Еда, предлагаемая детям, была как животного, так и растительного происхождения, тщательно выбранная из сезонных продуктов и содержащая все необходимые питательные вещества и микроэлементы. Не предлагали сахар и молочные продукты искусственного происхождения, то есть сметану или сливки. Продукты были сразу после кулинарной обработки, некоторые овощи были как сырыми, так и приготовленными. Каждый продукт был в соло-варианте. Например, варёное мясо без соли и специй.
Вот список используемых продуктов (всего 34 продукта): вода, картофель, сладкое молоко, листья салата, кислое молоко (lactic), овсяная крупа, морская соль, пшеница, яблоки, кукурузная крупа, бананы, ячмень, апельсиновый сок, хлебцы, ананасы, говядина, персики, ягнятина, помидоры, костный мозг, корнеплоды, холодец, морковь, курица, горох, употребляемый в пищу ливер, репа, рожь, цветная капуста, печень, белокочанная капуста, почки, шпинат, рыба (из тресковых).
Первое, что бросается в глаза – с точки зрения современного потребителя, список базовый, даже, диетический. Не забываем, речь идёт о детях в возрасте до одного года.
Продукты не предлагались сразу, а были разделены на три основных курса в течение дня. Каждый продукт был предложен на отельной тарелке. Например, овсяные хлопья подавались отдельно от молока, на отдельной тарелке лежала соль. Поднос с продуктами перед подачей взвешивался, так же как и после употребления. Есть ребёнку помогала няня, которая держала наготове ложку, и только после того, как ребёнок указывал на тарелку с едой и открывал рот, ему давали ту еду, на которую он указывал. Взрослый ухаживающий персонал ни коим образом не должен был комментировать съедаемое или несъедаемое. Ребёнок мог есть пальцами, его манера есть тоже ни коим образом не комментировалась. Поднос уносили после того, как ребёнок явно переставал есть, что занимало в среднем 20-25 минут.
То есть хаотичное пищевое поведение исключалось, кроме того, было три явных курса еды, так ребёнок привыкал к графику кормления. Здесь речь о том, что ребёнок учился культуре еды – три раза в день, еда есть не всегда, «заедов» не бывает, есть периоды вырабатывания естественного чувства голода.
Результаты эксперимента, который продолжался шесть лет (правда, непонятно, были это одни и те же дети или дети приходили потоками), разделились на три группы, основная изучаемая тема - связь здоровья и питания у 15 детей:
- адекватность самостоятельно выбранного ассортимента;
- его соответствие известным нормам педиатров и диетологов;
- вклад в наше понимание аппетита, как он работает.
Дети не страдали расстройствами ЖКТ. Простуды проходили обычно в трёхдневный срок без осложнений. Единожды всех без исключения посетила инфекция с температурой, но дети продолжали подчищать подносы обычным образом, исключая первые сутки повышенной температуры, что опровергает предположения, что в периоды болезни дети самостоятельно ограничиваются в еде.
В период выздоровления дети употребляли большое количество сырой говядины, моркови и свеклы. Большое повышение в употреблении свеклы отметили в первые шесть месяцев после отнятия ребёнка от груди.
В начале эксперимента часть детей были недоношенными и часть детей с рахитом. Ребенок с клинически диагностированным рахитом получал дополнительно масло тресковой печени, но он переставал его употреблять, когда это совпадало с нормализацией фосфора и кальция в его крови, также как и с нормализацией костей, согласно снимкам костей. Всем детям регулярно делались анализы.
За чем следили ученые:
- за питательностью - потреблением калорией;
- за кислотной-щелочным балансом;
- за сбалансированностью питания;
- за распределением калорий;
- за кальцинированием костей детей.
В результате эксперимента сделали некоторые выводы о селективном аппетите, а также о выборе несъедобной или опасной еды: нет инстинкта, который указывает нам на то, что есть и что не есть, всё определяется в ходе социального научения и личного эксперимента.Часть выводов, сделанных в ходе эксперимента, считаются недоказанными, хотя эксперимент признаётся как амбициозный и важный.
Один из неочевидных и недоказанных выводов, что ребёнок способен выбирать правильное и достаточное питание для себя инстинктивно или интуитивно, что достаточно это умение пробудить, восстановить или развить, развивая интероцептивность или осознанность. Это совершенно неочевидно из эксперимента, потому что детям предлагался ограниченный, во всех смыслах, набор продуктов питания – и по ассортименту, и по количеству, и по времени.
Эксперимент не про то, что взрослые знают, когда им остановиться в еде или сколько есть, или что именно есть: гамбургер или мороженое.
Обратите внимание: в течение шести лет в ассортименте нет ни хлеба, ни печенек, ни мороженого, ни свободного доступа к холодильнику. Дети питаются поочередно, то есть им приносят еду, и есть часы, когда они нагуливают аппетит.
Это говорит о том, что реакция по поводу отсутствия эмоциональных сигналов в ответ на съеденное сложная. С одной стороны, еда и система подкрепления связаны, эта часть образуется в ходе воспитания ребёнка: его хвалят за съеденное или огорчаются о несъеденном.
Это, с точки зрения поведенческого направления, считается ключевым, когда мы волей-неволей вырабатываем у ребёнка эмоциональную реакцию на еду. Как результат, еда впоследствии заменяет эмоциональное, то есть какую-то дефицитарность.