СИЛА ПРИСУТСТВИЯ:
КАК БЫТЬ УСТОЙЧИВЫМ
В НЕУСТОЙЧИВЫЕ ВРЕМЕНА

Николь Шнаккенберг,
доктор психол. наук
Теория привязанности на практике| Видео-курс Николь Шнаккенберг + Интервизорская группа
В этой статье предлагается три инструмента для обретения гибкости, опоры и надежды в условиях высокой неопределенности для себя и клиентов.

Наша жизнь тесно связана с неопределенностью, это стоит признать, поскольку это часть нашего опыта. И мы сталкиваемся с разными уровнями этой неопределенности. В большинстве случаев, у нас уже есть ресурсы для того, чтобы ее преодолевать и с ней обходиться. 

Я предлагаю три инструмента в качестве ресурсов в работе с собой и клиентами. Потому что в нынешних отношениях важна гибкость и присутствие в терапии, это то, чего ждут клиенты – силы присутствия терапевта. Это то, на что можно опереться сейчас. 
Дыхание
Первый инструмент связан с физическим здоровьем. Это первое, на что стоит обратить внимание. Этому способствует практика связанного дыхания (coherent breathing). Несмотря на то, что мы подвергаемся стрессу, нервная и сердечно-сосудистая системы достаточно гибкие, чтобы адаптироваться в условиях стресса. Работу нервной и сердечно-сосудистой систем можно регулировать и это не позволит выходить за предел переносимого стресса.

Обеспечивая поддержку и баланс сердечно-сосудистой системы, а именно, спокойный ритм сердцебиения и заполнение объема легких кислородом при дыхании, мы получаем не только физиологический положительный отклик, но и тело будет подавать сигнал головному мозгу, что "все в порядке".

Итак, через практику связанного дыхания мы научаем клиентов, что при вдохе, происходит отклик симпатической ветви нервной системы и сердцебиение учащается, и при выдохе активируется парасимпатическая ветвь нервной системы и сердцебиение снижается. И мы можем это варьировать и, таким образом, адаптироваться к ситуации.
ВИДЕО-КУРС | ТЕОРИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ НА ПРАКТИКЕ | НИКОЛЬ ШНАККЕНБЕРГ
Close
Уязвимость

Второй инструмент, который я предлагаю вам, был взят из системной семейной терапии. И позволяет почувствовать связь со своей маленькой незащищенной частью. Иногда это может переживаться как неудобство или страх и вызывать разные эмоции.

В периоды нестабильности вы можете наблюдать проявления защитных механизмов поведения, таких как переедание и самоповреждающее поведение, для того, чтобы вернуть контроль над ситуацией, с которой человек не может справиться.

Поэтому важная работа здесь – это признание. Несмотря на то, что эта часть может пугать и вызывать разные эмоции, важно ее признать, признать то, что у нее есть своя история, и предложить для нее пространство. Можно начать с практики дыхания и почувствовать эту незащищенную часть себя.
Пример работы с незащищенной частью
Сядьте поудобнее, можно закрыть глаза или сфокусироваться на внешнем объекте. Найдите в себе часть, которую вы считаете незащищенной или где вы ощущаете страх. Понаблюдайте за своим телом. Где, в каком месте располагается эта часть. Эта часть может иметь определенную форму, может быть окрашена каким-то цветом. Либо существовать в форме мысли, которую мы осознаем как свою незащищенную часть.

Понаблюдайте, как вы относитесь к этой незащищенной части. Можно спросить, сколько ей лет, когда она пришла в вашу жизнь. Постарайтесь отказаться от мыслей, суждений. Постарайтесь почувствовать связь, энергию этой незащищенной части и получить от нее отклик.

Обычно эта часть связана с вашей детской частью. Спросите о ее работе, которую она берет на себя, чтобы напомнить вам о безопасности. Признайте, что каким-то образом она хочет вас защитить. Признайте, что бремя, которое она несет, слишком тяжелое для нее.

Спросите ее, как бы она хотела проводить время, если бы этого бремени не было. И понаблюдайте теперь за вашим отношением к этой части. Посмотрите, что бы вы хотели сделать по отношению к этой части. Что бы для вас было естественным? Может быть, обняться?

Сделайте глубокий вдох, выдох и возвращайтесь к естественному ритму дыханию. Когда будете готовы, можете открыть глаза.
Баланс
Давайте будем удерживать во внимании эту незащищенную часть, которую мы почувствовали, и перейдем к следующему инструменту.

В правом полушарии головного мозга хранятся образы, в том числе образ тела. И левое полушарие связано с логикой, объяснением. И работа одного полушария доминирует над другим. Для того, чтобы работало одно полушарие, другое подавляется.

Часто состояние тревоги и трудно переносимые эмоции связаны с тем, что хочется избежать, и человек прибегает к защитным механизмам поведения. Привычным образом человек объясняет себе: «Я делаю это...» и успокаиваю себя. Говорит себе: «Я чувствую это, и я ем», тогда я тоже успокаиваюсь. Мы понимаем, что здесь избегается переживание эмоций.


Практика связанного дыхания стимулирует работу мозга: вдох связан с левым полушарием, а выдох – с правым. Таким образом, практикуя дыхание, мы приводим в баланс правое и левое полушарие и общее состояние. Состояние, когда вы получаете доступ к мозолистому телу, приводит правое и левое полушарие в баланс. И тогда уже нет необходимости прибегать к защитному поведению.

Пример работы с недоминантным полушарием
Потребуется лист бумаги и ручка. Возьмите ручку в доминантную руку (т.е. ту руку, которой вы обычно пишете). Задайте и запишите вопрос к незащищенной части. Вопрос: «Как я могу помочь тебе чувствовать себя в безопасности? Как я могу успокоить тебя? Что поможет тебе расслабиться?» Почувствуйте эту часть и спросите ее об этом.

Возьмите ручку в другую руку. Сделайте глубокий вдох и длинный выдох. Прочтите вопрос и запишите ответ вашей недоминантной рукой. Дайте себе еще 30 секунд. Ваша противоположная рука связана с незащищенной частью, часто для выражения посланий этой части нет слов. Поэтому вы можете нарисовать что-то. Это полезный материал, мы можем задавать вопросы доминантной части и получать ответ недоминантной частью, делать рисунки, это важный материал для исследования. 
В завершение я хочу сказать, что люди гораздо сильнее, чем мы о них думаем. Они могут адаптироваться к ситуации и проявлять гибкость.

В этой ситуации нестабильности, неопределенности, которую мы все переживаем, лучший совет, который я могу дать – это ощущать присутствие.

Развивайте это ощущение присутствия через связь с глубинным «я».

Это можно выразить через такой образ: когда вы созерцаете небо, оно всегда есть, даже если иногда приходят шторм, гром, молнии и тучи, небо всегда там.


Небо всегда на месте, также и вы – оставайтесь присутствующими!

В рамках курса "Теория привязанности на практике" мы будем исследовать теорию на практике, модель "окна толерантности" в применении к расстройствам пищевого поведения и нейрофизиологические техники достижения баланса.

Николь Шнаккенберг
доктор психологических наук, специализация - расстройства пищевого поведения и образа тела
Рекомендованная литература
  1. Николь Шнаккенберг. Мнимые тела, подлинные сущности, 2015 

2. Lemma Alessandra. Minding the Body and other books.

ВИДЕО-КУРС НИКОЛЬ ШНАККЕНБЕРГ

ТЕОРИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ НА ПРАКТИКЕ
Повышение компетенции психологов в работе с расстройствами пищевого поведения и образа тела
© Статья подготовлена в рамках конференции "Тело.Аффекты.Социум-2020"
Перевод Галины Савченко
© 2018 - 2021 All Rights Reserved. PSY4PSY.RU
contact@psy4psy.ru