Силуэт чувств. Техники работы с образом тела

Наталья Фомичева
к.пс.н., клинический психолог, супервизор
Факторы развития расстройств пищевого поведения. Открытая онлайн лекция. Ведущая к.пс.н. Наталья Фомичева.
Факторы риска развития нарушений пищевого поведения
Получите ссылку на запись

Открытая лекция в рамках курса "Образ тела: от ограничений к свободе"
Ведущая Наталья Фомичева - к.пс.н., клинический психолог, супервизор, специалист в области сексуального поведения
Это открытая лекция
Первоначальная задача в терапии - оценить степень выраженности расстройства: интенсивность чувств, мыслей, какой аспект тела они затрагивают, поведенческая выраженность. В зависимости от этого будет строиться стратегия терапии. Начинать терапию следует с того, что является более доступным и безопасным для клиента, с этой целью предлагается ряд техник.



25, 27 и 29 мая | отношения в паре: от сложностей к гармонии | семинар-практикум Натальи Фомичевой
Close
При работе с образом тела необходимо учитывать следующие психические компоненты:
  1. Интероцептивная осознанность - способность замечать сигналы, которые идут от тела и когнитивно их перерабатывать, вербализировать ощущения и предпринимать действия по устранению дискомфорта. Например, при возникновении чувства голода, он осознается и за этим следует прием пищи.
  2. Эмоциональный компонент - разные чувства, возникающие в связи с переживанием своей телесности. Могут быть приятными или, наоборот, тяжело переносимыми, негативными.
  3. Когнитивный компонент - это мысли по поводу тела. Могут носить навязчивый, негативный характер, или поддерживать.
  4. Поведенческий компонент - забота или самоповреждающее поведение, диеты.
  5. Самовосприятие - насколько тело вписано/не вписано в пространство (положение тела в пространстве).

Техник работы с нарушенным образом тела разработано довольно много.
Категоризация техник проводится по группам, в соответствии с названными компонентами.

Также техники можно разделить на диагностические и коррекционные, при этом каждая техника выполняет как диагностическую, так и терапевтическую функцию. К примеру, если в ходе диагностики выявилось нарушение в том или ином компоненте, имеет смысл сразу начать коррекционную работу.

Выделяют такие группы:
  • техники, направленные на повышение интероцептивной осознанности, улучшение способности дифференцировать телесные сигналы: техники майндфулнес - работа с дыханием, техники телесного сканирования (отмечать вниманием все тело изнутри от макушки и до стоп);
  • техники, направленные на развитие эмоционального компонента, в частности, на работу со стыдом, отвращением: арт-терапевтические техники, гипнотерапия;
  • техники, направленные на работу с мыслями, в основном из спектра когнитивно-биохевиоральной терапии: дневник мыслей;
  • поведенческие техники, помогающие освоить поведение в рамках заботы о своем теле и улучшении качества своей жизни: домашние задания, находить и выполнять в повседневной жизни действия, связанные с заботой о собственном теле;
  • техники, связанные с самовосприятием при различных нарушениях (когда воспринимаемый образ тела отличается от реального).
О диагностике и техниках более подробно мы будем говорить на семинаре "Образ тела: норма и патология", который состоится 22, 24 и 26 октября.

В этой заметке мы остановимся на арт-терапевтической технике "Силуэт чувств", которая позволяет объединить несколько компонентов. Подходит для индивидуального и группового консультирования.

Материалы: рулон бумаги по длине вмещающий рост человека, пальчиковые краски (или цветное тесто для лепки - play doh, коллаж из журналов), губки. Терапевт или участники группы обводят силуэт тела клиента в полный рост и предлагается инструкция:


Внутри вас в теле живут разные чувства и эмоции, переживания, ощущения. Какие-то появляются прямо сейчас, другие - вам давно знакомы. Найдите для каждого чувства место в теле, где оно ощущается больше всего и подберите цвет, который вы считаете ему соответствует.
Наполните силуэт вашими чувствами, эмоциями и переживаниями.
Работа с силуэтом идет от 40 мин. до одного часа.

При этом не позволять клиенту повреждать изображение (в особенности, если работают в технике коллаж). Работа должна вестись с чувствами, что за ними стоит и как они воплощаются в реальной жизни.

В процессе необходимо замечать - как человек обходится к продукту своей телесности, какие комментарии даются.

После завершения лист вешается вертикально на стену и задаются вопросы.
Вопросы:
Расскажите о том, какие чувства и ощущения были замечены, и с чем они связаны.

Нравится ли вам то, что получилось?
?
Варианты ответов:

Да, нравится.
Этот силуэт вызывает положительный отклик. Рисунок оставляется без изменений. Обычно рисунок остается у терапевта, но при желании, отдается клиенту.

Нет, не нравится.
Говорит о том, что есть негативные эмоции и опыт, с которыми будет вестись дальнейшая работа. Что хочется изменить?

Использование пальчиковых красок позволяет быть в контакте с тактильными ощущениями и телесностью.

На что нужно обратить внимание?

1. Насколько заполнен силуэт. У клиентов, имеющих сложности с эмоциональным выражением, силуэт может быть не полностью закрашен и не получается обнаружить ощущения, в связи с этим предлагается пофантазировать - Что могло бы там быть?

Это свидетельствует о наличии блоков, соматической симптоматике или неприятных ощущениях, которые не признаются. Важно выявить весь спектр эмоций, в особенности если был травматический опыт.

2. Вербализация чувств и эмоций. Иногда демонстрируется ограниченность эмоционального словаря - немного чувств удается назвать и заметить их присутствие в теле. В этом случае проводится интервенция: Я заметила, что у вас в силуэте нет такого чувства как злость. Можете вспомнить ситуацию, когда вы злились и найти для нее место и цвет в вашем силуэте?

3. Границы силуэта. Встречаются сложности с границами тела. Чувства могут не помещаться, часто при пограничной структуре личности, как будто приходящей извне. шоковые эмоции часто рисуются за пределами тела, поэтому в дальнейшей терапии будет важна их проработка и интеграция в целостный силуэт.

4. Цветовая гамма. Можно отметить выбранную цветовую гамму. Чистые цвета говорят о поддерживающем опыте, а грязные цвета - свидетельствуют о негативном отношении и непринятых эмоциях и чувствах.

5. Дисбаланс. Это говорит о наличии дисбаланса в эмоциональной сфере. Например, заполнена верхняя часть силуэта, голова. Возможно, присутствует тревога и основной способ справиться с ней - это контроль. При этом чувства путаются с мыслями и возникает попытка контролировать чувства или сильные чувства не находят выражения.

К примеру, злость, может располагаться глубоко внутри силуэта и нет канала выхода наружу. Можно обсудить способы ее выражения и предлагать поведенческие техники. После сессий в повседневной жизни клиент будет приобретать навык выражения злости и, вернувшись, обсуждать результаты.

Вопрос:
Можно ли давать эту технику повторно?
Ответ:
Предлагается сделать два силуэта. Один будет отражать реальную картину, а другой - будущую, куда клиент хочет прийти.
Если бы мы закончили терапию, и вы достигли цели вашего запроса, то как тогда будут выглядеть ваши эмоции? Какие эмоции появятся? Например, спокойствие или каналы для выражения агрессии, снизится печаль, уйдет обида и появится удовольствие.

После терапии клиент не перестает переживать негативные эмоции, скорее это больший баланс. При этом изменения в силуэте также будут видны - будет заполнен и будет нравиться клиенту, чувства при этом будут спокойнее восприниматься и полнее проживаться.

Важно делать акцент в терапии на безоценочном принятии возникающих чувств и эмоций. Все эмоции имеют право на существование и проживание. Необходимо обучать осознанности своей эмоциональности - когда возникающие сильные чувства и эмоции имеют меньше власти, менее затрагивают и быстрее утихают.
Вопрос:
Если не нарисованы негативные эмоции? Стоит рисовать третий силуэт?
Ответ:
Работа идет с двумя силуэтами и говорится об идеальном видении будущего и возврат к реальной ситуации.

Например, дается пояснение в случае появления неконтролируемых событий: горечь, обида и разочарование. Эти эмоции и чувства остаются, они не исчезают.
Как по-другому возможно их проживать?
На примере силуэта демонстрируется заполнение меньшей площади и проводится работа с цветом - менее насыщены (размывать губкой или др.варианты изменений).
Вопрос:
Можно ли использовать меньший формат бумаги?
Ответ:
Можно, А4. Работа будет в таком же контексте, но диагностическая.

По-сути мы получаем эмоциональный срез, а в работе с силуэтом во весь рост - процессуальная, благодаря более полному контакту с телесностью.
СЕКСУАЛЬНОСТЬ:
МЕТАМОРФОЗЫ ВЛЕЧЕНИЯ

25, 27 и 29 мая
Повышение компетенции психологов
при консультировании проблем сексуальной сферы:
дисгармонии пар, аноргазмия, снижение влечения

Ведущая к.пс.н. Наталья Фомичева
Транскрибация лекции подготовлена в рамках проекта
"Образ тела: от ограничений к свободе"
Ведущая Наталья Фомичева
© 2015 - 2021 All Rights Reserved. PSY4PSY.RU
contact@psy4psy.ru