Страх заражения:
антропологические и психологические аспекты

Operation of the Laws of Sympathetic Magic in Disgust and Other Domains
Paul Rozin, Linda Millman, and Carol Nemeroff University of Pennsylvania
Неврозы XXI века
Получите ссылку на запись!
Открытая лекция в рамках курса "Психиатрия для психологов"
Ведущий Антон Ежов - к.м.н., врач-психиатр, психотерапевт
Это открытая лекция
Уважаемые коллеги!
Предлагаем вашему вниманию серию статей, фокусом внимания которых является аффект отвращения и страх заражения. Будучи важными эволюционными приобретениями человечества для выживания особи и вида, в процессе филогенеза они вышли за рамки инстинктивной активности, усложняясь различными морально-этическими, религиозными и социальными элементами.

В текущей тревожной ситуации, связанной с пандемией, закономерно ожидать, как нам кажется, признаков психического регресса на дооперациональные формы мышления, а также обострения симптоматики обсессивно-компульсивных расстройств, в особенности, связанных со страхом грязи и инфекций.

В первой части публикации мы предлагаем вам отрывок работы, посвященной обзору изучения механизмов магического мышления и связи со страхом загрязнения и отвращения.
Во второй представлены результаты исследования наших иранских (!) коллег в попытке научно исследовать опосредованную роль страха заражения в отношении предрасположенности к отвращению и страху загрязнения.

Желаем вам здоровья и душевного спокойствия! Приятного чтения.
С уважением, к.м.н. Антон Ежов

ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОВ СИМПАТИЧЕСКОЙ МАГИИ

ПРИ ОТВРАЩЕНИИ И ДРУГИХ АФФЕКТАХ

Operation of the Laws of Sympathetic Magic in Disgust and Other Domains

Paul Rozin, Linda Millman, and Carol Nemeroff University of Pennsylvania

В этой статье обсуждаются принципы симпатической магии, которые считаются характерными для многих “примитивных” систем верований и ритуалов, и поныне действующих в некоторых сферах жизни современной Западной культуры. Два закона симпатической магии были четко сформулированы Джеймсом Фразером в книге (1890/1922/1959), "The Golden Bough", и Марселем Мауссом (1902/1972) "A General Theory of Magic".
Они описали широко известные магические практики и ритуалы в традиционных культурах.
Первый закон - закон заражения
Согласно первому закону, закону заражения или соприкосновения, вещь или предмет, будучи однажды в контакте с другим, влияет на него переносом тех или иных свойств через “его суть”. Это влияние остается после физического контакта, и сохраняется в дальнейшем (следовательно, «один раз будучи в контакте, всегда остается в контакте»).

“Контакт” может происходить напрямую между непристойным или почитаемым человеком (или животным) и ранее нейтральным объектом, например, также, как и когда человек выращивает еду, готовит и прикасается к пище. В магических практиках, контакт осуществляется через образцы, такие как обрезки ногтей, слюну, так и другие производные от человека, сохраняющие изначальные свойства своего владельца (источника).

“Суть” сохраняется в этих производных в особой форме внепсихического контакта с владельцем. Это означает то, что действие, предпринятое против сути, содержащейся в образце или получателе, может навредить владельцу, что лежит в основе большинства ритуалов. 
Второй закон - закон сходства
Этот закон касается предметов, которые обладают теми или иными схожими фундаментальными свойствами (“образ предмета равен самому предмету”). Также, как и в случае заражения, считается, что образ содержит суть “источника” (“подобное рождает подобное”).

В случае сходства предметов название предмета (письменное или устное), являясь характеристикой предмета, содержит его суть.

Эти два закона проиллюстрированы в обычаях малайцев (Frazer, 1890/1922/1959) при создании глиняной фигурки врага (сходство), которая снабжалась образцами (волосы, обрезки ногтей и т.д.) человека (соприкосновение). Затем фигурка сжигалась, неся вред врагу под действием обоих законов.

Согласно нашему анализу, законы симпатической магии действуют в двух плоскостях.
Ты - то, что ты ешь.
Во-первых, “магия” может быть положительной или отрицательной, также и при заражении: контакт с объектом обожания, или почтения, может увеличить значимость объекта (позитивное заражение), в то время как контакт с ненавистным или презираемым человеком (или вредной субстанцией, такой как фекалии) может обесценивать объект (негативное заражение).

Во-вторых, перемещаемая суть может провоцировать последствия как в источнике, так и в ее накопителе. Согласно прямой причинно-следственной связи, суть влияет на все, с чем она контактировала (получатель).

Это мощная сила в индуистской Индии, где история пищи (включая тех, кто контактировал с едой) определяла, насколько она пригодна для человека и служила основным способом поддержания социальной (кастовой) структуры общества (Appadurai, 1981).

Другой пример заражения, распространенного в традиционных культурах (Frazer, 1890/1922/ 1959; Crawley, 1902) - это вера в то, что человек приобретает свойства того, что он принимает в пищу (“Ты - то, что ты ешь”). В обратной причинно-следственной связи действие производной (сути) возвращается назад к источнику, как в практике сжигания волос или обрезков ногтей врага.
Допустим, существование рационального зерна в прямой причинно-следственной связи (например, при микробиологическом инфицировании), вследствие того, что образец - это последствие физического контакта с зараженным, тогда как обратную причинно-следственную связь нельзя считать истинной, согласно известных физических принципов (влияние человека на микробиологическую среду).

В этой статье мы будем исследовать как положительный и негативный аспект, также - прямую и обратную связь.  
Феномен отвращения сулит нам особые возможности для изучения законов симпатической магии, поскольку отвращение вызывает сильный отклик, находящийся в соответствии с этими законами. Более того, этот отклик легко обнаружить в лаборатории в экологичных и контролируемых условиях.
Этого гораздо сложнее достичь в межличностном общении.
Расширим определение отвращения, предложенное Ангьял (Angyal, 1941): отвращение определяется как внезапное психическое изменение ввиду перспективы (орального) принятия субстанции, вызывающей отвращение (Rozin & Fallon, 1985).

Объекты отвращения варьируется от культуры к культуре, но однозначно - это фекалии и в большинстве культур - другие производные человека. Также мясо почти всех животных и определенные части съедобных животных (например, глаза) (Angyal, 1941; Rozin & Fallon, 1981, 1985). Поразительно то, что вредные субстанции, могут сделать хорошую еду совершенно несъедобной, даже при кратковременном контакте и отсутствии каких-либо следов этого вредного вещества. Последствия контакта очевидны (его история).
Мы назвали это “принципом загрязнения” (Fallon, Rozin, & Pliner, 1984; Rozin & Fallon, 1981, 1985). Как мы знаем, такие реакции типичны для всех взрослых людей.

РОЛЬ СТРАХА ЗАРАЖЕНИЯ МЕЖДУ СКЛОННОСТЬЮ

К ОТВРАЩЕНИЮ И БОЯЗНЬЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

The Mediating Role of Fear of Contagion in Explaining the Relationship Between

Disgust Propensity and Fear of Contamination

Zahra Zanjani, Hamid Yaghubi, Ladan Fata, Mohammadreza Shaiiri, Mohammad Gholami, Iran

Введение
Боязнь загрязнения - это основная характеристика обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР), в особенности ОКР с проблематикой загрязнения (З-ОКР). Это одно из самых распространенных видов ОКР во всем мире, включая Иран.

Последние исследования показали, что пациенты с З-ОКР более склонны испытывать отвращение и, сталкиваясь с ситуацией отвращения, реагируют более сильным проявлением отвращения, чем другие люди. С другой стороны, последние исследования терапии случаев патологического отвращения выявили, что это переживание обладает бОльшей сопротивляемостью к лечению, чем тревога и страх. Некоторые исследователи относят страх заражения к этому виду сопротивления. Говорится, что люди, склонные испытывать отвращение, верят в закон соприкосновения; закон, который Розин и Фаллон представили в форме симпатической магии.

Анализ этих убеждений, приводит к отвращению, основанному на двух законах - “закон заражения или соприкосновения” и “закон сходства”.

Согласно закона заражения, если предметы были один раз в контакте друг с другом, то они обменялись одним из своих свойств и, таким образом, оказали влияние друг на друга. Это влияние продолжается, даже если физический контакт прерван.   
аНТОН ЕЖОВ | ОБЩАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ | ОТКРЫТЫЙ КУРС ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ
Close
Розин и др. выяснили, что большинство людей считают объекты заразными, основываясь на верованиях симпатической магии. Люди с ОКР больше верят в симпатическую магию, поскольку они склонны цепляться за мысли, в особенности за тревожащие их навязчиво-компульсивные мысли, больше, чем другие. 

При этом Рискинд ссылается на своего рода когнитивную уязвимость при тревожных расстройствах, которая проявляется при З-ОКР в том, что человек воспринимает загрязнение как раздражитель, который распространяется близко по отношению к нему и увеличивает угрозу заражения. Такие люди преувеличивают вероятность распространения инфекции от зараженного объекта и инфицирование нейтрального объекта; в каком-то смысле люди с З-ОКР считают, что наиболее подвержены угрозе заражения. 

Хотя страх заражения, связанный с отвращением, и страх заражения представляет большой интерес, и исследователи представили его как причинный и посреднический механизм в этом отношении [18], ни одно исследование еще не изучило его роль.
По этому сценарию, мы выделили две цели исследования: 
1. Исследовать отношения между склонностью к отвращению, страхом заражения и боязнью загрязнения. 
2. Исследовать опосредованную роль страха заражения в отношении предрасположенности к отвращению и страху загрязнения. 
Метод исследования
Выборка исследования включала 391 студента (из них 285 девушек) Университета Шахид, Тегеран, выбранных через простую выборку: шкала оценки подверженности загрязнениям (LCS), опросник Университета Падуи (опросник степени загрязнения) и опросник склонности к отвращению и шкала чувствительности (DPSS-R). Средний возраст респондентов - 21 год (SD=4.02). При обработке данных использовалась программа SPSS 22. Коэффициент корреляции Пирсона, метод Барона и Кенни; критерий Собеля. 
Результаты
Результаты регрессионного теста показали связь между склонностью к отвращению и страхом заражения (β=0.35, P<0.001) Более того, наблюдались значимые связи между страхом заражения и боязнью загрязнения (β=0.41, P<0.001). В этом исследовании использовался метод Барона и Кенни для исследования роли страха как медиатора заражения. Результаты регрессионного анализа демонстрируют соответствие четырем условиям по-Барону-Кенни, где страх играет роль медиатора в отношениях между отвращением и боязнью загрязнения. 
Выводы
1. Наличие явной связи между склонностью к отвращению и боязнью загрязнений.
2. Наличие явной связи между склонностью испытывать отвращение и страхом заражения.
3. При наличии контролирующего влияния склонности к отвращению, выявлена связь между страхом заражения и страхом загрязнения. 
4. При наличии контролирующего влияния страха заражения, связь между склонностью к отвращению и боязнью загрязнения увеличивается от 0.41 до 0.26 (более чем на 0.1). Критерий Собеля также показал существенную возможность изменений (Z=6.36, P<0.001). Таким образом, можно считать, что страх заражения обуславливает связь между склонностью к отвращению и боязнью загрязнения.    
Обсуждение
Первой целью исследования было изучение отношений между страхом заражения и склонностью к отвращению.

Результаты показали существенную связь между склонностью к отвращению, страхом заражения (r=0.35) и боязнью загрязнения (r=0.41). Также были выявлены связи между страхом заражения и боязнью загрязнения (r=0.51). Эти результаты совпадают с исследованиями Olatunji et al. [3], Broadrick [4], Riskind et al. [16], и Tolin et al. [17].

Считается, что отвращение - это адаптивная и защитная мера против болезней. Этот аффект служит защите человека от болезней и приводит к избеганию человеком вредного раздражителя. Благодаря этому избеганию, становится легче понять связь между отвращением и боязнью загрязнения.

Результаты исследования также обнаружили то, что люди со склонностью к отвращению более подвержены и обеспокоены загрязнением.

Более того, согласно МакКэй, те, кто боится заражения, чаще воспринимают объект как заразный, чем другие; в результате они начинают беспокоиться, чтобы не заразиться при контактировании с этим объектом.

Другой целью исследования было изучение связующей роли страха заражения со склонностью к отвращению и боязнью загрязнения. Как и предполагалось, результаты этого исследования подтверждают роль этого конструкта. Этот вывод свидетельствует о важности страха заражения, в объяснении, боязни загрязнений.

Результаты соответствовали предыдущим исследованиям и показали, что люди со склонностью к отвращению больше боятся заразиться.

Согласно Рискид и др., этот факт работает аналогично схеме реагирования на угрозу, которая делает человека чувствительным к признакам и угрозе заражения и вызывает тревогу.
Подводя итоги: страх перед инфекцией является медиатором в связи со склонностью к отвращению и боязнью загрязнений. Наши результаты показали, что, хотя склонность к отвращению является важным компонентом боязни загрязнений, человек без страха заражения, меньше боится загрязнений. Следовательно, этот конструкт важен для объяснения страха загрязнения. Наконец, следует отметить, что при оценке и лечении боязни загрязнения будет более эффективным, если учитывать страх заражения.
Авторы и научные публикации
Оригинал статьи The Mediating Role of Fear of Contagion in Explaining the Relationship Between Disgust Propensity and Fear of Contamination
https://www.researchgate.net/publication/324764671

Исследование проведено:

1- Department of Clinical Psychology, Faculty of Medicine, Kashan University of Medical Sciences, Kashan, Iran
2- Department of Psychology, Faculty of Humanities, Shahed University, Tehran, Iran
3- Department of Clinical Psychology, School of Behavioral Sciences and Mental Health (Tehran Institute of Psychiatry), Iran University of Medical Sciences, Tehran, Iran
4- Faculty of Humanities, Shahed University, Tehran, Iran
5- Department of Biostatistics, School of Medical Sciences, Tarbiat Modares University of Tehran, Iran

[1] Rachman S. Fear of contamination. Behaviour Research and Therapy. 2004


[2] Bobes J, González MP, Bascarán MT, Arango C, Sáiz PA, Bousoño M. Quality of life and disability in patients with obsessive-compulsive disorder. European Psychiatry. 2001


[3] Merikangas KR. Anxiety disorders: Epidemiology. In: Sadock BJ, Sadock VA, editors. Kaplan & Sadock's Comprehensive Textbook of Psychiatry. Philadelphia: Lippincottt William & Wilkins; 2005


[4] Dadfar M, Bolhari J, Dadfar K, Bayanzadeh SA. [Prevalence of the obsessive-compulsive disorder symptoms (Persian)]. Iranian Journal of Psychiatry and Clinical Psychology, 2001



[5] Olatunji BO, Tart CD, Ciesielski BG, McGrath PB, Smits JAJ. Specifcity of disgust vulnerability in the distinction and treatment of OCD. Journal of Psychiatric Research. 2011


[6] Broderick J. Disgust and contamination fear based obsessive-compulsive disorder: an investigation [PhD dissertation]. Kensington: University of New South Wales; 2012.


[7] Goetz AR, Lee HJ, Cougle JR, Turkel JE. Disgust propensity and sensitivity: Differential relationships with obsessive-compulsive symptoms and behavioral approach task performance. Journal of Obsessive-Compulsive and Related Disorders. 2013


[8] Cisler JM, Olatunji BO, Lohr JM, Williams NL. Attentional bias differences between fear and disgust: Implications for the role of disgust in disgust-related anxiety disorders. Cognition & Emotion. 2009


[9] Van Overveld WJM, De Jong PJ, Peters ML, Cavanagh K, Davey GCL. Disgust propensity and disgust sensitivity: Separate constructs that are differentially related to specifc fears. Personality and Individual Differences. 2006


[10] Deacon B, Olatunji BO. Specifcity of disgust sensitivity in the prediction of behavioral avoidance in contamination fear. Behaviour Research and Therapy. 2007


[11] Armfeld JM. Cognitive vulnerability: A model of the etiology of fear. Clinical Psychology Review. 2006


[12] Olatunji BO, Forsyth JP, Cherian A. Evaluative differential conditioning of disgust: A sticky form of relational learning that is resistant to extinction. Journal of Anxiety Disorders. 2007



[13] Olatunji BO, Smits JAJ, Connolly K, Willems J, Lohr JM. Examination of the decline in fear and disgust during exposure to threat-relevant stimuli in blood–injection–injury phobia. Journal of Anxiety Disorders.2007


[14] Smits JAJ, Telch MJ, Randall PK. An examination of the decline in fear and disgust during exposure based treatment. Behaviour Research and Therapy. 2002


[15] McKay D. Treating disgust reactions in contamination-based obsessive–compulsive disorder. Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry. 2006


[16] Olatunji BO, Wolitzky-Taylor KB, Willems J, Lohr JM, Armstrong T. Differential habituation of fear and disgust during repeated exposure to threat-relevant stimuli in contamination based OCD: An analogue study. Journal of Anxiety Disorders. 2009


[17] Riskind JH, Abreu K, Strauss M, Holt R. Looming vulnerability to spreading contamination in subclinical OCD. Behaviour Research and Therapy. 1997


[18] Olatunji BO, Sawchuk CN, Lohr JM, De Jong PJ. Disgust domains in the prediction of contamination fear. Behaviour Research and Therapy. 2004


[19] Rozin P, Fallon AE. A perspective on disgust. Psychological Review.1987


[20] Rozin P, Millman L, Nemeroff C. Operation of the laws of sympathetic magic in disgust and other domains. Journal of Personality and Social Psychology.1986


[21] Olatunji BO, McKay D. Disgust and its disorders: Theory, assessment, and treatment implications. Washington, D.C.: American Psychological Association; 2009.


[22] Riskind JH, Williams NL, Joiner TE. The looming cognitive style: A cognitive vulnerability for anxiety disorders. Journal of Social and Clinical Psychology. 2006


[23] Tolin DF, Worhunsky P, Maltby N. Sympathetic magic in contamination-related OCD. Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry. 2004


[24] Williams NL, Connolly KM, Cisler JM, Elwood LS, Williams JL, Lohr JM. Disgust: A cognitive approach. In: Olatunji BO, McKay D, editor. Disgust and Its Disorders: Theory, Assessment, and Treatment Implications. Washington, D.C.: American Psycho-logical Association; 2009.


[25] Muris P, Mayer B, Huijding J, Konings T. A dirty animal is a scary animal! Effects of disgust-related information on fear beliefs in children. Behaviour Research and Therapy. 2008


[26] Krejcie RV, Morgan DW. Determining sample size for research activities. Educational and Psychological Measurement. 1970


[27] Goodarzi MA, Firoozabadi A. Reliability and validity of the Padua Inventory in an Iranian population. Behaviour Research and Therapy. 2005


[28] Olatunji BO, Ebesutani C, Haidt J, Sawchuk CN. Specifcity of disgust domains in the prediction of contamination anxiety and avoidance: A multimodal examination. Behavior Therapy. 2014


[29] Zanjani Z, Yaghubi H, Fata L, Shairi M, Gholami Fesharaki M. [Psychometric properties of disgust propensity and sensitivity scale in Iranian sample (Persian)]. Clinical Psychology & Personality. 2016; In press.

ВИДЕО-КУРС
ПСИХИАТРИЯ ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ
Актуальные знания о психической сфере в норме и патологии,
навыки диагностики и тактика ведения терапии
Ведущий Антон Ежов
к.м.н., психиатр, психотерапевт
Перевод статьи с английского языка - Галина Савченко, научный редактор и предисловие - Антон Ежов
Для обложки взят фрагмент работы Jack Dale Mengenen "Storm Wandjinas"
© 2018-2021, All Rights Reserved. PSY4PSY.RU
contact@psy4psy.ru