Новости проекта Psy4Psy
Подпишитесь на нашу e-mail рассылку.
psy4psy
образовательные курсы для психологов

Дифференциально диагностические критерии депрессии позднего возраста и деменции

Адаптация Антон Ежов.
Специально для проекта
psy4psy.ru

Поделитесь с коллегами!
В данной таблице представлены клинические характеристики депрессии и деменции.

Первичная депрессия

Первичная деменция

• Семья знает о болезни

• Возраст начала болезни – до или после 60 лет

• Начало часто острое или подострое, иногда с возможностью упоминания точной даты

• Симптомы сохраняются непродолжительно

• Быстрое прогрессирование

• Семейный анамнез аффективного расстройства

• Семья часто не знает о болезни

• Возраст начала болезни – очень редко до 60 лет

• Начало постепенное, время заболевания может быть названо лишь приблизительно

• Симптомы сохраняются продолжительно

• Медленное прогрессирование

• Возможен семейный анамнез деменции

Общие характеристики

• Упоминание о перенесенных эпизодах депрессии

• Обращение за помощью с жалобами на ухудшение памяти

• Глубокая детализация предъявляемых жалоб

• Акцентирование внимания на дефиците познавательных функций

• Изменения настроения до развития расстройств познавательных способностей

• Больной упоминает о неудачах и трудностях

• Критика к своему состоянию сохранена

• Отсутствие упоминания о перенесенной депрессии

• Жалобы на ухудшение памяти немногочисленные

• Жалобы нечеткие, неспецифические

• Дефицит познавательных функций не поминается


• Изменения настроения одновременно или после развития расстройств познавательных способностей

• Больной упоминает об успехах и достижениях

• Критика к своему состоянию отсутствует или минимальна

Анамнез больного

• Отсутствие упоминания о перенесенной депрессии

• Жалобы на ухудшение памяти немногочисленные

• Жалобы нечеткие, неспецифические

• Дефицит познавательных функций не поминается

• Изменения настроения одновременно или после развития расстройств познавательных способностей
• Больной упоминает об успехах и достижениях

• Критика к своему состоянию отсутствует или минимальна

• Упоминание о перенесенных эпизодах депрессии

• Обращение за помощью с жалобами на ухудшение памяти

• Глубокая детализация предъявляемых жалоб

• Акцентирование внимания на дефиците познавательных функций

• Изменения настроения до развития расстройств познавательных способностей


• Больной упоминает о неудачах и трудностях

• Критика к своему состоянию сохранена

• Отсутствие упоминания о перенесенной депрессии

• Жалобы на ухудшение памяти немногочисленные

• Жалобы нечеткие, неспецифические

• Дефицит познавательных функций не поминается

• Изменения настроения одновременно или после развития расстройств познавательных способностей
• Больной упоминает об успехах и достижениях

• Критика к своему состоянию отсутствует или минимальна

• Анамнез последовательный и согласующийся

• Больной не прилагает больших усилий и легко сдается при выполнении задач

• Субъективное страдание обычно имеет место

• Аффективные симптомы — всеобъемлющи

• Жалобы более выражены, чем объективно наблюдаемые расстройства

• Несогласующийся анамнез, с нарушенной последовательностью во времени
• Больной прилагает упорные усилия для решения задач, может прибегать к подсказкам или увиливать

• Обычно равнодушное отношение

• Аффект может быть неглубоким или лабильным

• Объективно наблюдаемые расстройства более выражены, чем жалобы

Психическое состояние

• Несогласующийся анамнез, с нарушенной последовательностью во времени
• Больной прилагает упорные усилия для решения задач, может прибегать к подсказкам или увиливать
• Обычно равнодушное отношение

• Аффект может быть неглубоким или лабильным
• Объективно наблюдаемые расстройства более выражены, чем жалобы

• Несогласующийся анамнез, с нарушенной последовательностью во времени
• Больной прилагает упорные усилия для решения задач, может прибегать к подсказкам или увиливать
• Обычно равнодушное отношение

• Аффект может быть неглубоким или лабильным

• Объективно наблюдаемые расстройства более выражены, чем жалобы

• Несогласующийся анамнез, с нарушенной последовательностью во времени
• Больной прилагает упорные усилия для решения задач, может прибегать к подсказкам или увиливать
• Обычно равнодушное отношение


• Аффект может быть неглубоким или лабильным

• Объективно наблюдаемые расстройства более выражены, чем жалобы

• Частые ответы «не знаю», «не могусказать», «зачем это нужно», и т.п.

• Недавняя и отдаленная память утрачены в равной мере

• Концентрация нарушена в большей мере, чем общие знания или память

• Результаты выполнения тестов могут существенно различаться со временем

• Утрата памяти бывает более выражена в определенные периоды

Исследование познавательных функций

• Отсутствие примитивных лобных рефлексов

• Отсутствие диспраксии или агнозии

• Отсутствие затруднений речи, самостоятельное исправление допущенных оговорок


• Результаты КТ сканирования головы обычно нормальны

• Отсутствие примитивных лобных рефлексов
• Отсутствие диспраксии или агнозии

• Отсутствие затруднений речи, самостоятельное исправление допущенных оговорок

• Результаты КТ сканирования головы обычно нормальны

• Отсутствие примитивных
лобных рефлексов

• Отсутствие диспраксии или агнозии

• Отсутствие затруднений речи, самостоятельное исправление допущенных оговорок

• Результаты КТ сканирования головы
обычно нормальны

• Возможно наличие лобных
рефлексов

• Часто встречаются диспраксия и агнозия

• Затруднения в подборе слов, часто встречается парафазия (неуместное употребление слов или фраз)

• При КТ сканировании головы обычно обнаруживаются аномалии, с атрофией головного мозга

Неврологическое обследование

• Часты «почти правильные» или приближенные ответы, конфабуляции, ошибки при тестировании
• Нарушены результаты тестов ориентации


• Недавняя память утрачена больше чем концентрация

• Результаты выполнения тестов стойко нарушены

• Отсутствие примитивных лобных рефлексов

• Отсутствие диспраксии или агнозии

• Отсутствие затруднений речи, самостоятельное исправление допущенных оговорок


• Результаты КТ сканирования головы обычно нормальны

• Часты «почти правильные» или приближенные ответы, конфабуляции, ошибки при тестировании
• Нарушены результаты тестов ориентации

• Недавняя память утрачена больше чем концентрация


• Результаты выполнения тестов стойко нарушены

• Отсутствие примитивных лобных рефлексов


• Отсутствие диспраксии или агнозии

• Отсутствие затруднений речи, самостоятельное исправление допущенных оговорок


• Результаты КТ сканирования головы обычно нормальны

• Часты «почти правильные» или приближенные ответы, конфабуляции, ошибки при тестировании
• Нарушены результаты тестов ориентации


• Недавняя память утрачена больше чем концентрация


• Результаты выполнения тестов стойко нарушены

• Назначение антидепрессантов улучшает когнитивное функционирование


• Назначение антихолинэстераз ных препаратов (для лечения деменции) не улучшает когнитивные функции

• Назначение антидепрессантов убирает депрессивный «фасад» и на первый план отчетливо выходят когнитивные нарушения

• Назначение антихолинэстераз ных препаратов (для лечения деменции) иногда улучшает когнитивные функции

Реакция на терапию

• Часты «почти правильные» или приближенные ответы, конфабуляции, ошибки при тестировании

• Нарушены результаты тестов ориентации

• Недавняя память утрачена больше чем концентрация


• Результаты выполнения тестов стойко нарушены

© 2016 All Right Reserved.
Курс "ПСИХИАТРИЯ ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ"
Обучающий проект Антона Ежова

Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.psy4psy.ru
Made on
Tilda