семинары с николь шнаккенберг | современный взгляд на нарушения пищевого поведения и образ тела

Николь Шнаккенберг
доктор психологических наук, специализация – расстройства пищевого поведения и образа тела

Работа с семейной системой при расстройствах
пищевого поведения и образа тела

Расстройства пищевого поведения - это проблема использования местоимений.
-- Хильда Брух, педиатр
Создается картина того, что расстройство пищевого поведения или нарушение образа тела "передалось через поколение" - вследствие травмы, которая была передана через поколения и не была проработана, а метаболизирована родителем через своего кормильца, и далее отыгрывается в отношениях с собственным ребенком.
Именно в этом может быть сложность для клиентов - сами они не чувствуют, что пережили сильное потрясение - это сопровождается ощущением небезопасности. В клиент-терапевтических отношениях они могут воспринимать терапевта как представляющего угрозу или "неправильного" человека.


В теоретической части семинара мы разберем:

  • как паттерны и опыт, переданный через поколения, может повлиять на развитие и течение расстройств пищевого поведения и нарушенный образ тела.
  • системный подход в работе с РПП
  • поддержка членов семьи при РПП

Клиенты неосознанно дают определенную информацию, вроде: Мы все думаем, что анорексия вызвана «плохими генами».
Терапевту полезно замечать подобные комментарии и превращать их в более продуктивную информацию, задавая уточняющие вопросы, такие как: Кто так думает, что анорексия вызвана "плохими" генами?

Мы можем многое узнать с помощью уточняющих вопросов, скажем о таких фразах:

Моя семья думает, что я уродлив.
Время обеда было всегда сложным в нашем доме.
В семье никто меня не понимает.

семинары с николь шнаккенберг | современный взгляд на нарушения пищевого поведения и образ тела 
Сепарация - индивидуация - интернализация
Рассмотрим отсутствие индивидуации и слияние как возможные аспекты расстройств пищевого спектра и образа тела. Не стоит использовать навязчивые замечания или осуждение - оставайтесь в сильной позиции любопытства.

Подумайте о том, позволял ли кормилец своему ребенку использовать себя как надежную базу для исследования мира - что могло препятствовать этому исследованию? Чувствовал ли кормилец безопасность / оставались ли они в безопасности, когда исследовали / был ребенок отдельным от кормильца?

Спросите о том, в каком возрасте появилось расстройство - что происходило в это время в жизни кормильца?

Помните о том, что страдающий расстройством и члены его семьи имеют разные представления о том, что происходит - например, вы придерживаетесь психологической точки зрения, и наоборот это проявляется в том, что клиент говорит о физической проблеме - Мне нужно похудеть. Мне нужно сделать пластику носа.

Поинтересуйтесь о роли другого кормильца, если он был. Какие были отношения между кормильцами?

Кто принял на себя роль первичного кормильца и почему? Как другой кормилец воспринимал свою роль - отцы часто чувствуют себя отстраненными, бесполезными и сконфуженными.

Какие есть под-системы в семье? Создал ли клиент и кормилец замкнутую систему? Где оказались остальные члены семьи? Какая роль каждого члена семьи по отношению к расстройству?

Полезно спрашивать о семейных секретах - задавайте гипотетический вопрос - Что и с кем принято делиться в семье? К кому идут, когда нужно рассказать о чем-то секретном? Эту роль может исполнять клиент и чувствовать себя пойманным в ловушку между кормильцами и/или сиблингами - роль миротворца может переживаться особенно сильно.
Аккомодация семьи к расстройству
Термин "аккомодация семьи" используется для описания поведения, чтобы уменьшить влияние стресса, связанного с расстройством.

К примеру, родители могут рассказать о том, каким образом они участвуют в компульсивном поведении и ритуалах, связанных с расстройством, помогая приводить себя в порядок; проверяя, все ли в порядке с внешним видом; снабжая средствами на покупку косметических средств или косметических процедур.

Часто клиенты с расстройствами пищевого поведения или образа тела обращаются за поддержкой к членам своей семьи; просят подтверждения того, заметен ли их дефект или с целью проверить все ли так, как они думают, действительно ли они некрасивы / толстые и т. д.
Это может вызвать колоссальные конфликты и негативно влиять на семейные отношения, в особенности по причине того, что члены семьи видят совсем другое.

Члены семьи пытаются убедить клиента в том, что он хорошо выглядит, в то время как он уверен, что есть проблема. Тогда клиент ощущает, как будто члены семьи не воспринимаю проблему серьезно или отрицают ее, или обманывают его. Это может создать арену баталий в семейной системе.

Семейная аккомодация может подпитывать расстройство, создавая самовозобновляющийся цикл. Частично роль терапевта в том, чтобы помочь семье подумать о том, как они приспосабливаются к расстройству и помочь клиенту увидеть, что это не выгодно в долгосрочной перспективе, даже если это снизит тревогу сейчас. Однако важно признать, что аккомодация является наиболее безопасной формой реагирования.

Роль терапевта в том, чтобы поддержать как клиента, так и членов его семьи, чтобы найти способы поговорить о расстройстве. Видео ресурсы, книги и другие внешние источники могут быть полезны.



Рекомендации к общению
Члены семьи - союзники терапии и агенты процесса выздоровления
  • Фокусировка
    Не фокусироваться на лейбле "расстройство", а скорее на влиянии и стрессе, связанном с фиксацией на убеждениях о внешности (или еде).
  • Сопереживание
    Выразите понимание того, что человек переживает стресс и обеспокоенность и это не место для гордыни.
  • Признание
    Не уменьшайте то, что переживает человек, не стоит давать советы по принятию дефекта и предлагать копинг-стратегии, например: Тебе нужно принять свою кожу такой какая она есть.
    Это будет непродуктивным и еще больше расстраивать.
  • Положительный опыт
    Несмотря на сложности, постарайтесь не обсуждать воспринимаемый дефект, заметен он вам или нет, поскольку это ни к чему хорошему не приведет, кроме почвы для конфликтов.
    Полезно будет признать, что этот дефект - часть опыта и вы понимаете, что он влияет негативно на жизнь вашего члена семьи.
  • Альтернативная информация
    Вы можете сказать, что разговор дается тяжело и вместо разговоров предложить ресурсы и информацию о расстройстве, чтобы помочь преодолеть негативные убеждения и сложности.

РЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИЙ В ПСИХОТЕРАПИИ
ТЕОРИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ НА ПРАКТИКЕ
ЗДОРОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ТЕЛОМ И ЕДОЙ
ХАРАКТЕР И АФФЕКТЫ ПРИ НПП
СТЫД И ИДЕНТИЧНОСТЬ
СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ ПРИ НПП

Подробнее...
Рекомендации в ситуациях безнадежности
  • Слушайте, подтвердите и признайте страдания человека. Используйте активное слушание. Это значит - слушать то, что говорит человек, отражать его вербализацию, перефразировать его и воздерживаться от суждений или предложений множества решений в ответ.
  • Не сосредотачивайтесь исключительно на чувствах безнадежности, а задавайте открытые вопросы о том, почему человек может так себя чувствовать.
  • Будьте непредвзяты и не показывайте шоковую реакцию, если это возможно.
  • Держитесь уверенно и способным контролировать ситуацию (как бы вы ни чувствовали себя внутри). Например, попробуйте сказать что-то вроде: «Давайте вместе проработаем это, чтобы решить куда идти».
  • Говорите в таком же темпе и дайте время высказаться.
  • Не давайте напрасных обещаний. Будьте реалистичны в том, что вы можете и не можете сделать.
  • Не говорите перестать так думать; он не сможет этого сделать.
  • Спросите, что он хочет сделать и как он хотел бы, чтобы вы ему помогли, и спланируйте следующие шаги вместе.
    Как члены семьи могут поддержать процесс выздоровления:
    • Учитывать / снижать аккомодацию расстройства.
    • Заниматься собственным психообразованием - читать книги, посещать группы поддержки, посещать конференции и т. д.
    • Посещение сеансов терапии - участие в системной терапии.
    • Прохождение индивидуальной терапии / терапии пар.
    • Поддержка / усиление защитных факторов - поддержка постоянных контактов со сверстниками, наличие домашнего питомца, регулярное напоминание об увлечениях и талантах (не упускать из виду истинное Я человека).
    • Не тратить слишком много времени на обсуждение проблем / стресса.
    • Поддерживать собственное здоровье и активность - заботиться о себе.
    • Какие средства массовой информации доступны в семье - подумайте о журналах, купленных и оставленных дома и т. д.
    • Подумайте, как сложились в семье отношения к еде и как еда "используется", например, отказ от диет.
    • Оценивайте собственные рассказы о теле, еде, одежде и т. д. с осторожностью исправляйте / оспаривайте рассказы других членов семьи / друзей.
    • Как относятся в семье к социальным сетям, включая их случайное влияние.
    • Быть активным агентом поддержки в точечных воздействиях, например помощь в составлении иерархии потребностей / поддержка человека с ложными убеждениями - и другие аспекты лечения.
    В рамках курса "Сенсорные системы при НПП" мы будем изучать сенсорный профиль в применении к расстройствам пищевого поведения и исследовать нейрофизиологические техники достижения баланса.

    Николь Шнаккенберг
    доктор психологических наук, специализация - расстройства пищевого поведения и образа тела
    СЕМИНАРЫ С НИКОЛЬ ШНАККЕНБЕРГ
    СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА НАРУШЕНИЯ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И ОБРАЗ ТЕЛА

    Тезисы семинара подготовлены в рамках серии лекций
    "Характер и аффекты в расстройствах пищевого поведения и баталиях с внешностью"
    Ведущая Николь Шнаккенберг, Великобритания

    Для оформления взят фрагмент работы
    Joan Miró
    Перевод Галины Савченко
    © 2015 - 2024 All Rights Reserved. PSY4PSY.RU
    contact@psy4psy.ru