Chen-Bo Zhong and Katie Liljenquist
ЭФФЕКТ МАКБЕТ: СМОЙТЕ ВАШИ ГРЕХИ
Уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию оригинальное исследование связей нравственности, морали и чистоты тела. В этой статье исследуется основной копинг-механизм, который используется в религиях в течение столетий: смывание грехов. Часто этот акт очищения служит восстановление или завершением нравственного образа себя и переходит в сферу символического через замещение символами или действиями, которые напрямую не связаны.
Где лежит грань между приведением себя и собственного пространства в порядок как проявлением сознательной заботы о психической гигиене и здоровье с одной стороны и невротическими ритуалами, призванными ослабить переживания неприятных аффектов, в особенности тревоги, вины и стыда с другой.

О способах организации внутреннего хаоса и работе с копинг-стратегиями мы поговорим на семинаре с Антоном Ежовым и Еленой Потапенко. Подробнее о семинаре>>

Приятного чтения!

СМОЙТЕ ВАШИ ГРЕХИ: УГРОЗА НРАВСТВЕННОСТИ И ФИЗИЧЕСКОЕ ОЧИЩЕНИЕ

В течение тысячелетий физическое очищение является отдельным элементом в религиозных церемониях. Распространенность этой практики предполагает психологическую связь между телесной и нравственной чистотой.

В данной работе мы исследуем то, что называем “эффект Макбет” - угроза нравственной чистоте, вызывающая потребность очищать физическое тело. Этот эффект проявляется в частом мыслительном оперировании концептами, связанными с очищением, сильном желании использовать очистительные средства и постоянном применении антисептических средств.

Кроме того, мы показали, что физическое очищение смягчает негативные последствия неэтичного поведения и уменьшает угрозы для моральной самооценки. Ежедневные гигиенические мероприятия, такие как мытье рук, на первый взгляд просты, но кажется, могут служить мощным противоядием для угрозы нравственности, позволяя людям буквально смывать свои грехи. 
Как мы обращаемся с последствиями неэтичного поведения?
Оказавшись в компрометирующих нас ситуациях, как мы обращаемся с последствиями неэтичного поведения, учитывая то, что многие из нас, если не все, хотят соответствовать образцу высокой морали?

В этой статье исследуется основной копинг-механизм, который используется в религиях в течение столетий: смывание грехов. Физическое очищение, такое как принятие ванны или мытье рук, лежит в основе многих религиозных ритуалов.

К примеру, крещение - это ритуал очищения водой у христиан, мандеев и сикхов.

У христиан есть назидание: “Вставай, прими крещение и смой свои грехи”, веря в то, что через символическое очищение тел, они также должны обрести очищение разума.
Физическое очищение занимает центральное место в исламе; вудУ (часто переводится как омовение) - это мусульманский акт омовения частей тела водой для подготовки к молитве. 

Также и индуизм предъявляет требования к телесной чистоте. Таким образом, многие религии воспитывают телесную чистоту, говоря о том, что церемонии физического очищения могут очистить и душу.

Исследование соответствия физической и нравственной чистоты предполагало, что люди используют категории, которые основаны на телесном опыте (такие как «чистый» vs «грязный»), чтобы установить сложные социальные категории (такие как «нравственный» vs «безнравственный»). К примеру, по-английски такие слова как “clean” и "pure" – «чистый», описывают как физическое, так и духовное состояние (например, «он чисто поет»).

Китайское выражение “грязные руки” относится к человеку, который крадет. Связи между телесной и нравственной чистотой основывается не только на качественном сравнении, но и эмоциональном. 
Ведущие
Антон Ежов - к.м.н., врач-психиатр, психотерапевт, супервизор.
Елена Потапенко - психолог, специалист по отношениям
Как пример, “отвращение” представляет собой аффект, который переживается как на физическом, так и эмоциональном уровне. Отвращение в чистом виде - это аффект вкусовых нервов, уходящий корнями в эволюционное прошлое, для избегания поедания потенциально опасной пищи.

С течением времени, он приобрел социальное и культурное значение и распространился на широкие категории аверсий, включая социальное и нравственное насилие. Хотя переживание отвращения в чистом виде лишено нравственных коннотаций, и может субъективно и поведенчески отличаться от переживания отвращения с нравственным оттенком, они во многом совпадают.

В одном исследовании, говорилось о том, что отвращение в чистом виде и нравственное отвращение не только вызывают такое же выражение лица и физиологический отклик, но и активируют одни и те же зоны головного мозга, в основном - фронтальную и височную кору.

Представленные психологические, физиологические и неврологические связи между физическим и нравственным отвращением и физическим актом очищения, который смягчает физическое отвращение, так же снижает социальное и нравственное отвращение, таким образом, облегчая моральное осуждение.
Так, упование леди Макбет на то, что вода очистит ее от предательского убийства короля Дункана, является продуктом не только литературного творчества, но и точного понимания Шекспиром человеческой природы.

Если физическая и нравственная чистота настолько тесно связаны психологически, то одержимость леди Макбет очистить совесть от крови, в восклицании: “Прочь, проклятое пятно! Прочь!”, не лишена смысла. 
Предполагая, что физическое очищение может служить суррогатом нравственного очищения, мы ставим целью исследовать, может ли угроза нравственной чистоты активизировать потребность физического очищения (т.н. эффект Макбет) и может ли физическое очищение в действительности быть эффективной помощью людям, переживающим угрызения совести. 
Эксперимент №1.
В первую очередь мы выясняли, насколько угроза моральной чистоты увеличивает использование лексики, связанной с очищением. 

Мы попросили участников эксперимента подробно вспомнить поступок из прошлого, этичный или неэтичный, и описать чувства и эмоции, которые они переживали. Затем они выполняли задание, в котором нужно заполнить пробелы в словах. Из шести слов, в трех словах можно составить слова, связанные с очищением (wash - умыть, shower - душ, soap - мыло) или несвязанные с ним (wish - желание, shaker – шейкер, step - шаг).

Участники, которые вспомнили неэтичный поступок, создали больше слов, связанных с очищением, чем участники, которые вспомнили этичный поступок, подтверждая гипотезу, что неэтичное поведение обеспечивает доступ к концептам, связанным с очищением. 

Являлось ли оперирование этими концептами результатом сильного желания очистить тело, в то время как нравственная целостность была под угрозой? 
Эксперимент №2.
Гипотеза: скрытая угроза нравственной чистоты вызывает психологическое желание очищения и проявляется в выборе чистящих средств. Участникам предложили исследовать отношения между написанием от руки и качествами личности - переписать от руки небольшой рассказ от первого лица. В рассказах описывался этический поступок (помощь сотруднику) или неэтичный поступок (подстрекательство). Затем участники оценивали предложенные продукты от 1 до 7 (от нежелательных до желаемых).

Чистящие средства включали: Dove-мыло, Crest-зубная паста, порошок Tide и другие продукты: отрывные листы для заметок, сок, CD-диски, батарейки и шоколадный батончик. Как ожидалось, участники, переписывающие неэтичный рассказ, выбирали чистящие средства чаще, по сравнению с участниками, записавшими нравственный рассказ, предпочтения в выборе других продуктов не различалось. 
Может ли физическое очищение фактически смыть нравственный грех?
Эксперимент №3.
Мы надеялись повторить результаты предыдущего эксперимента с использованием поведенческих показателей, поэтому в этом эксперименте мы исследовали использование антисептических средств (салфеток) после рассказа о этичном или неэтичном поступке.

Тем же участникам (из эксперимента №1) предложили выбрать подарок - антисептические салфетки или карандаш (проверенные в контрольной группе как одинаково привлекательные подарки). Те, кто вспомнил неэтичный поступок, выбирали антисептические салфетки (67%) по сравнению с теми, кто вспоминал этичный поступок (33%).

Эти эксперименты доказывают вероятность эффекта Макбет: обнаружение собственных нравственных несовершенств у себя или у других, предполагает угрызения совести и стимулирует потребность физического очищения.

В нашем финальном исследовании выяснялось - может ли физическое очищение фактически смыть нравственный грех? Физическое очищение может смывать нравственный грех через символический акт самосовершенствования; т.е. если люди мотивированы на завершение самоопределения (например, музыканты), когда показателя или символа этого определения недостает (т.е. навыков), то возникает потребность заняться деятельностью, которая завершит этот символ (например, обучение).

Так, когда нравственное самоопределение ставится под сомнение, например, занимаясь морально порицаемой деятельностью, то возникает естественная потребность заниматься деятельностью, которая восстановит нравственную целостность.

К примеру, Тетлок и коллеги доказали (Tetlock P.T., 2000), что если человек видит, как базовые ценности подвергаются насилию, то у них появляется намерение восстановить и защитить эти ценности.

Восстановление или завершение нравственного образа себя можно достичь через восстановление этого состояния, но также и через замещение символами или действиями, которые напрямую не связаны.

Данная демонстрация связи между физическим очищением, нравственной чистотой и очистительными процедурами, способствует физической чистоте и компенсирует нравственную загрязненность. Так, мы полагаем, что угроза нравственному образу себя будет мотивировать восстановление нравственной чистоты через компенсаторное поведение (напр., волонтерство).

Однако, если физическое очищение восстанавливает нравственные образ себя, тогда должна снижаться потребность в компенсаторном поведении после физического очищения. Это то, что мы доказали.
Все, что нужно знать о клинических проявлениях.
Углубленный курс "Психиатрия для психологов"
Ведущий Антон Ежов - к.м.н., врач-психиатр, психотерпевт, супервизор.
Эксперимент №4.
В этом эксперименте мы выясняли, будут ли участники, которые рассказали о своем неэтичном поступке, (эксперимент №1), использовать антисептические салфетки или нет. После они должны заполнить опросник эмоционального состояния. После заполнения опросника, их спросили, хотят ли они без оплаты помочь студентам в другом исследовании.

Предположительно, участники, которые вытерли руки перед тем, как их попросили помочь, будут менее мотивированы на помощь, потому что дезинфицирующие салфетки уже смоют их нравственные несовершенства и нравственное-Я восстановится.

Как и предполагалось, физическое очищение значительно снижает волонтерскую деятельность: 74% из тех, кто не очищал руки, предложили свою помощь, и только 41% участников, из тех, кто очистил руки, согласились помочь.

Так, прямое компенсаторное поведение (такое как волонтерство) снизилось почти на 50%, когда участники смогли очистить руки после воспоминаний о неэтичном поведении.

Физическое очищение также влияет на эмоциональное состояние участников. На основе фактор-анализа, аффекты распределили по двум категориям: нравственные аффекты (такие как отвращение, сожаление, вина, стыд, смятение и злость; альфа-Кронбаха = 0,90) и аффекты, не связанные с нравственностью (такие как сочувствие, спокойствие, восторг и разочарование; альфа-Кронбаха = 0,65).
Чистые руки - чистые помыслы
Участники, которые помыли руки после рассказа о своем неэтичном поступке, заметили снижение нравственных аффектов, по сравнению с теми, кто этого не сделал. Однако, мытье рук, не повлияло на аффекты, не связанные с нравственностью.

Эти четыре эксперимента зафиксировали психологическую связь между физическим и этическим очищением: угроза нравственной чистоты активизирует потребность в физическом очищении, которое облегчает нравственные аффекты и снижает компенсаторное поведение.

Хотя наших выводов недостаточно, чтобы достичь абсолютного эффекта при использовании мыла, или для того, чтобы пролить свет на отчаянные попытки леди Макбет очиститься физически после убийства короля Дункана. Даже если скрытая угроза нравственному образу может вызывать психологическую потребность использовать очистительное поведение, вполне естественно для тех, кто страдает от вины, что он будет упорно пытаться восстановить чистую совесть. Полученные результаты могут быть исчерпывающими. В будущих исследованиях можно сфокусироваться на психологических и поведенческих последствиях физического очищения, что предоставит понимание механизмов регуляции, влияющих на нравственные решения.

Как то, что нравственное-Я подстегивается физическим очищением, может повлиять на последующее поведение? Будет ли соблюдение строгого режима гигиены способствовать соблюдению этических норм поведения? Или, как ни парадоксально, очищение будет давать разрешение неэтичному поведению?

Еще неизвестно, действительно ли чистые руки создают чистые помыслы, но наши исследования показывают, что они, по крайней мере, обеспечивают чистую совесть после посягательств на нравственность.
Авторы и научные публикации

Оригинал статьи Washing Away Your Sins: Threatened Morality and Physical Cleansing

https://www.researchgate.net/publication/6830414

1. The Holy Bible (King James Version), Acts 22:16.

2. C. J. Fuller, The Camphor Flame: Popular Hinduism and Society in India (Princeton Univ. Press, Princeton, NJ, 1992).

3. J. Haidt, S. Algoe, in Handbook of Experimental Existential Psychology J.Greenberg,S.L.Koole, T.Pyszczynski, Eds.(Guilford, New York, 2004), pp. 322–335.

4. G. Lakoff, Women, Fire, and Dangerous Things (Univ. of Chicago Press, Chicago, 1987).

5. J. Haidt, P. Rozin, C. McCauley, S. Imada, Psychol. Dev.Soc. 9, 107 (1997).

6. P. Rozin, L. Lowery, R. Ebert, J. Pers. Soc. Psychol. 66,870 (1994).

7. J. Moll et al., Cogn. Behav. Neurol. 18, 68 (2005).

8. W. Shakespeare, Macbeth, act 5, scene 1, line 38, in Signet Classic Edition, S. Barnet, Ed. (Penguin, London, 1998).

9. Materials and methods are available as supporting material on Science Online.

10. R. A. Wicklund, P. M. Gollwitzer, Basic Appl. Soc. Psychol.2, 89 (1981).

11. P. E. Tetlock, O. V. Kristel, S. B. Elson, M. C. Green, J. S. Lerner, J. Pers. Soc. Psychol. 78, 853 (2000).

12. We included participants’ sex as a covariate. Sex itself had no impact on emotional state or offers of help. We used one-tailed tests for the effect of cleansing on emotional state because we had predicted that hand washing would reduce moral emotions but not affect the other emotions.

13. This research was supported by a grant from Dispute Resolution Research Center at the Kellogg School of Management at Northwestern University and an NSF Graduate Fellowship to K.L. We thank A. Galinsky for his insights and support and G. Ku and K. Murnighan for their thoughtful comments on earlier drafts of the paper.

МАТЕМАТИКА И МАГИЯ ОТНОШЕНИЙ

Ведущие Антон Ежов -
к.м.н., врач-психиатр, психотерапевт
Елена Потапенко -
психолог, специалист по отношениям
Перевод статьи с английского языка - Галина Савченко, научный редактор и предисловие - Антон Ежов
Для обложки взят фрагмент работы Jack Dale Mengenen "Storm Wandjinas"
© 2018-2024, All Rights Reserved. PSY4PSY.RU
contact@psy4psy.ru