20, 22, 24 апреля | техники и методы работы с сексуальностью | семинар-практикум Натальи Фомичевой
Close

Не хочу - не буду.
Здоровое пищевое поведение у детей

канд.психол.наук Наталья Фомичева
по материалам лекции в рамках программы
"Образ тела: от ограничений к свободе"
Развитие ребенка и пищевое поведение | 8, 10 и 12 декабря | Ведущая к.пс.н. Наталья Фомичева
В этой статье речь пойдет о том, что такое здоровое пищевое поведение у ребенка и как оно проявляется, что могут делать родители, чтобы сформировать здоровое пищевое поведение.
20, 22, 24 апреля | техники и методы работы с сексуальностью | семинар-практикум Натальи Фомичевой
Close
При формировании здорового пищевого поведения важно учитывать этап развития ребенка. Потому что по-разному строится питание у ребенка на грудном вскармливании и у ребенка школьного возраста. И постепенный переход от кормления ребенка по требованию к структурированию приемов пищи по времени – это процесс, который нужно выстраивать.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются родители и с которыми они обращаются к специалистам – это ребенок переедает, или, наоборот, – ребенок не ест.

Нет однозначных рекомендаций, которые подходят абсолютно всем. Работа будет строиться на индивидуальной истории ребенка и его семьи. Разные дети имеют разные потребности, разные конституциональные особенности и разные темпы развития, и поэтому попытка втиснуть ребенка в нормативы, например, съедать за прием пищи ровно 50 мл смеси – может приводить к различным сложностям в пищевом поведении.

Говоря о здоровых отношениях с едой, мы учитываем то, что пищевое поведение состоит из нескольких компонентов, и ребенок проходит эти этапы: прежде всего, это развитая телесная осознанность.

Телесная осознанность - когда замечается состояние тела, распознаются телесные сигналы и происходит адекватное реагирование. В этом случае в пищевом поведении выделяют:

1
Чувство голода
При здоровом пищевом поведении отмечаются те ощущения, которые связаны с голодом, верификация голода и происходит како-то действие, и говоря о ребенке, который пока еще не может обеспечить себя пищей, то он просит и заявляет о том, что хочет есть. Если это взрослый или ребенок 5-6 лет, то процесс питания он может самостоятельно для себя организовать.

2
Чувство насыщения
Ощущения, с этим связанные, сложнее, чем голод, сложнее для восприятия. Говоря об осознанности, человек может замечать свое насыщение и интерпретировать его: я сейчас наедаюсь, сейчас идет процесс. И в поведении происходит остановка в те моменты, когда я наелся. 

3
Желания
Это способность замечать, чего именно сейчас я хочу. Каких продуктов, какой консистенции, какой структуры, какой температуры "просит" организм.
Это можно различать, когда я хочу чего-то горячего, жидкого, пряного или холодного, сладкого. И подобрать продукты в соответствии с этими потребностями. Проверять, действительно ли то, чего мне хочется, и, соответственно, есть их.

4
Забота о теле
Помимо этого здоровое пищевое поведение включает в себя компоненты, связанные с образом тела: забота о теле, позитивное восприятие, готовность откликаться на потребности тела.

5
Знания о еде
Пищевое поведение включает в себя поведение в отношениях с едой.
Например, планирование приемов пищи, сколько раз и как часто стоит есть, разделение еды на то, что нравится и то, что хочется съесть, чтобы, например, согреться.

То есть, необходимы знания о свойствах продуктов. Это достаточно сложная деятельность, потому что сейчас информации очень много, и бывает нелегко разобраться в том, какие продукты лучше использовать, а какие не подходят на сегодняшний день.

И это уже когнитивная составляющая, которая развивается в процессе социализации ребенка, он узнает об этом от взрослых, наблюдая за моделью питания семьи, в чем-то с ней соглашается, в чем-то нет, и таким образом, формирует свою модель.

Говоря о необходимости выстраивания пищевого поведения, следует опираться на базовый принцип - разделение ответственности.

Как применить принцип разделения ответственности к питанию ребенка?

При выстраивании пищевого поведения, учитывается принцип разделения ответственности. Ответственность делится между ребенком и тем взрослым, который осуществляет уход.

Ответственность ребенка включает переживание того, стоит ли ему есть сейчас, готов ли он есть сейчас, и то, сколько ему есть. То есть, ответственность за переживание голода и насыщения – принадлежит ребенку.

Родитель не регулирует и не решает за ребенка, когда он голоден или наелся, об этом сигнализирует ребенок и задача родителя – научиться понимать сигналы, которые демонстрирует ребенок.

Ответственность родителя - Что? Где? Когда?
  • выбор продуктов - то есть, те продукты, которые родитель предоставляет на выбор ребенку.
  • организация пространства для еды - место и условия, где осуществляется питание.
  • время питания - по мере развития ребенка и смены питания (от грудного или искусственного вскармливания переход на прикорм и далее - взрослую пищу), родитель структурирует время. Не очень жестко, но помогает ребенку организовывать ограниченные во времени приемы пищи.
  • понимание процессов - Ты голоден? Что ты сейчас хочешь?
Тем самым происходит фокусировка ребенка на ощущениях. Иногда происходит путаница в ощущениях как у взрослых, так и у детей. Например, есть какое-то ощущение и считается, что хочется поесть, но если сфокусироваться на этом ощущении, то станет очевидно, что на самом деле сейчас хочется не есть, а обняться. Или сейчас хочется не печенья перед сном, а внимания. И печенье в данном случае - это реализация заботы и внимания.

Если ограничивать ребенка в еде, то он будет склонен переедать.
Если ребенка заставлять есть, он будет склонен развивать отказ от еды.
И тот, и другой вариант могут приводить к различным нарушениям пищевого поведения и усугублять имеющуюся ситуацию.

Причины возможных сложностей в пищевом поведении

Нарушения пищевого поведения или нездоровые привычки у родителя - склонность к перееданию, обеспокоенность собственным телом и снижением веса, подсчетом калорий - приводит к беспокойству по поводу того, сколько съел ребенок, и это беспокойство проецируется на ребенка.

Если кажется, что ребенок худенький, то ребенка избыточно кормят, то есть нарушается принцип выбора еды ребенком. Либо родитель ограничивает ребенка и не дает ему есть столько, сколько он хочет, то снова нарушается вышеизложенный принцип разделения ответственности.
Баланс между контролем и свободой. Это гибкая ситуация, которая должна меняться в процессе развития ребенка. Конечно, хочется, чтобы дети были здоровы и обеспечить им самое лучшее. И поэтому появляется чрезмерный контроль в еде - только полезная пища, ничего вредного; контроль за сладким и овощами/фруктами и так далее.

В ситуации контроля над пищевым поведением у ребенка могут развиваться различные формы протеста. Например, в случае контроля над сладким, сладкое прятать или наедаться сладким, когда родители не видят. В случае контроля за тем, чтобы ребенок получил полезные вещества, ребенок начинает отказываться от овощей, настаивает на том, что он будет есть макароны. Родители очень часто по этому поводу переживают.

Попустительство. Это другая крайность, потому что здесь родитель утрачивает эту свою зону ответственности, он совершенно не включается в то, какую именно еду предлагать ребенку, где он ее ест, когда организуются перекусы и приемы пищи. И ребенок, предоставленный сам себе, конечно, не справляется, поскольку его психика недостаточно структурирована для того, чтобы решать такие задачи. Поэтому появляются сбои в пищевом поведении.

На ошибках учатся. Также стоит принять во внимание то, что невозможно пройти этот путь без ошибок. Для здорового пищевого поведения это нормально, когда, например, переедают. И тогда на следующий день съедается меньше. И нормально, что иногда мы съедаем те продукты, которые нам сейчас не очень подходят. Это замечаем и стараемся избежать в будущем.
Сверхценные идеи о еде. Как сделать все абсолютно правильно? Невозможно все сделать абсолютно правильно, что приводит к тревоге по поводу еды, и эта тревога начинает фонить во всех сферах жизни. И появляются сверхценные идеи по поводу питания.

Для каждого из этих случаев мы выстраиваем свою стратегию терапии, но первое, что мы делаем: спрашиваем, как питается сам родитель. Какие установки питания есть у него. Что происходит с ним в контакте с едой? Потому что все это, конечно, будет транслироваться на ребенка.

В рамках курса "Образ тела: от ограничений к свободе" мы разберем работу с такими установками родителей в отношении еды - "нужно съесть все, что на тарелке", "сладкое - после супа" и другие. Разберем случаи, когда дети едят только макароны, феномен пищевой ноофобии у детей, и нормально ли это, когда ребенок играет с едой?
Будет теоретическая часть, практические упражнения, обсуждение, случаи из практики и супервизия.

Наталья Фомичева
к.пс.н., клинический психолог, сертифицированный специалист по работе с пищевым и сексуальным поведением
СЕКСУАЛЬНОСТЬ:
МЕТАМОРФОЗЫ ВЛЕЧЕНИЯ

ОЧНО (МОСКВА) | ОНЛАЙН

20, 22 и 24 апреля
25, 27 и 29 мая
Повышение компетенции психологов
при консультировании проблем сексуальной сферы:
дисгармонии пар, аноргазмия, снижение влечения

Ведущая к.пс.н. Наталья Фомичева
Статья в рамках программы
"Образ тела: от ограничений к свободе"
по материалам лекции к.пс.н.Натальи Фомичевой
© 2015 - 2021 All Rights Reserved. PSY4PSY.RU
contact@psy4psy.ru