семинары с николь шнаккенберг | современный взгляд на нарушения пищевого поведения и образ тела

МОДУЛЬ III

Вес, границы и образ тела в контексте соматической терапии развития

Конспект для курса
"Образ тела: норма и патология"
Ведущая Татьяна Назаренко
психолог, психотерапевт, супервизор
Ощущение веса тела и ощущение существования неразрывно связаны. То, каким образом мы строим отношения влияет на чувствительность, ощущения и способность телесно находиться в контакте с другими людьми.
Основные темы семинара
  • Вес, границы и образ тела в контексте соматической терапии развития: как на каждом возрастном этапе формируется и развивается образ тела.
  • Диагностика и терапия довербального опыта.
  • Феноменологический подход Руэллы Франк и шесть базовых движенияй, которые остаются фундаментом взаимоотношений и во взрослой жизни человека.
  • Как укрепить возможности отношенческой поддержки через изменение движений.

При помощи упражнений и практических заданий мы обратимся к телесному довербальному опыту и отметим как он связан с формированием образа тела. Исследуем репертуар движений, опираясь на шесть базовых. И также обсудим эффективные стратегии работы, исходя из приобретенных знаний и навыков.
~
семинары с николь шнаккенберг | современный взгляд на нарушения пищевого поведения и образ тела 
Образ тела формируется в процессе освоения ребенком своей телесности. В соматической терапии развития, опираясь на идеи Руэллы Франк, мы выделим, для исследования и применения терапевтических интервенций, следующие стадии:
2
Опора, отталкивание
От 3 до 8 месяцев | Подробнее
3
Стремление. Движение "по направлению к"
От 8 до 18 месяцев | Подробнее
5
Притягивание к себе
С 18 ти месяцев | Подробнее

1

Период первых базовых движений крайне важен для:

  • переживания телесной целостности
  • формирования схемы тела
  • ощущения веса и переживания собственного существования
Приобретая опыт расслабления и отпускания на несущей поверхности, ребенок получает ощущения безопасности, доверия, силы. Этот опыт влияет впоследствии на ощущение своего веса, границ и телесной чувствительности.

Все это вызывает реакцию ребенка:

• движение к
• избегание
• другое

Если Клиенту неведомо чувство, ощущение несущей поверхности - предполагаем, что от 0 до 3 месяцев дефицит.

РЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИЙ В ПСИХОТЕРАПИИ
ТЕОРИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ НА ПРАКТИКЕ
ЗДОРОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ТЕЛОМ И ЕДОЙ
ХАРАКТЕР И АФФЕКТЫ ПРИ НПП
СТЫД И ИДЕНТИЧНОСТЬ
СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ ПРИ НПП

Подробнее...

2

От 3 до 8 месяцев период базовых движений:

  1. Опоры
  2. Отталкивания

В этом периоде проявляется телесная и общая мобилизация Ребенка.

Нужно постоянно устанавливать связь с эмоциональным и чувственным состоянием матери. Влиение зарождающейся привязанности на образ тела.

Напряженность затрудняет «вписываемость» в окружающую среду.

При чрезмерной мобилизации ребенок перестает ощущать окружающую среду, теряет опору зажимает себя.

3

От 8 до 18 месяцев период движения «по направлению к», схватить, притянуть.

Ребенок движется к окружающей среде всеми возможными способами и по всем чувственным и пространственным направлениям – горизонтальном, вертикальном, саггитальном. Это период обнаружения и исследования своих размеров. Здесь ребенку еще необходима поддержка среды, чтобы движение тела превратилось в ощущение мощности, силы и обогатило функцию личности.

Движение эмпатии со стороны терапевта как базовое движением «навстречу к».
Поддержка в движении притягивания - мобилизация или потеря телесной энергии.

4-5

С 18ти месяцев ребенок развивает особенно хватательные движения, зацепление, притягивание.

Захватывая, пытается манипулировать с этим предметом. Получает удовольствие и отбрасывает. Если с ребенком этого не происходит, родителю важно побеспокоиться. Может быть привязанность не смогла образоваться в безопасности.

Если этот этап: хватать-манипулировать-отбрасывать в порядке, скорее всего пред.стадии прошли более менее благополучно.

Если дети не могут получить какой-то положительный опыт от этих действий, то все и много хватают.

  • Не присваивают, не ассимилируют, не делают «частью себя».
  • Не могут извлечь пользу и удовлетвориться от приобретения и манипуляций с чем-либо.

Следствиями, в том числе, могут быть:
  • не насыщение в еде
  • не присвоение опыта
  • не способность к интеграции образа тела.

Работа с границами тела - работа с остановленным противодействием.

6

Движение «Отпускание»:

Трудности с этим движением могут быть у тех, у кого сложности с переходным объектом. «Мама внутри» как живот.

Когда ребенок крепко сцепляется, проникается безопасностью, ему легче будет сепарироваться. Для этого движения важно насыщение отношениями.

Из невербальной чувственной коммуникации развивается телесная память, которая проявляется в течение всей жизни. Этот эмоционально-телесный опыт является базисом образа собственного тела и восприятия себя в контакте с другими людьми. И предоставляет бесценный материал для терапии негативного или нарушенного образа тела.

СЕМИНАРЫ С НИКОЛЬ ШНАККЕНБЕРГ
СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА НАРУШЕНИЯ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И ОБРАЗ ТЕЛА