семинары с николь шнаккенберг | современный взгляд на нарушения пищевого поведения и образ тела

Пищевое поведение детей:
границы ответственности

Наталья Фомичева
к.пс.н., клинический психолог, супервизор
Факторы развития расстройств пищевого поведения. Открытая онлайн лекция. Ведущая к.пс.н. Наталья Фомичева.
В практике часто встречаются запросы: ребенок ест не так как нужно, что с ним делать?
В последнее время у родителей складывается такой стереотип заботы о ребенке - "если я тревожусь, то значит забочусь". Хотя любовь и тревога - это разные переживания, и чтобы любить ребенка не обязательно тревожиться. В СМИ и других источниках это состояние постоянно актуализируется: хорошая ли вы мать? Хороший ли вы родитель? Это состояние тревоги находит объект, на который оно переносится - пищевое поведение ребенка или то, как ребенок ест. В практике часто встречаются запросы: ребенок ест не так как нужно, что с ним делать?
Границы ответственности
В работе с пищевыми запросами необходимо разграничить: медицинский, физиологический и психический аспекты.
семинары с николь шнаккенберг | современный взгляд на нарушения пищевого поведения и образ тела 
Ответственность за медицинский аспект несет врач. Существуют определенные нормы веса ребенка, это может быть спорный момент, но есть определенный "коридор веса". Если ребенок находится в пределах этого коридора - ближе к нижней границе или верхней, но педиатр не видит нарушения, то ситуация в пределах нормы. И тревога родителя должна быть обоснована мнением врачей. Если появляется вопрос со стороны врачей, в случае, например с недовесом, то мы будем от этого отталкиваться.
Приведу эксперимент с детьми разного возраста:
Детей поместили в специально организованное пищевое пространство, в котором была доступна разнообразная, свежая и питательная еда (раздельно мясо, овощи, соль). По первому требованию ребенку предоставляли выбранную еду и как только он отказывался от еды, ему переставали ее давать. Результаты эксперимента показали, что дети сами могли подбирать себе еду и выявлены важные закономерности.

Во-первых, дети не едят одинаковое количество еды в один прием пищи каждый день. Ребенок мог съесть "много", но завтра - гораздо меньше. Это нормально, когда объем принимаемой пищи варьируется ребенком.

Во-вторых, ребенок употребляет разнообразную еду по составу. Было отмечено, если ребенок простужался, то переходил на вегетарианство, т.е. отказывался от животного белка. Баланс белков-жиров-углеводов отличался от общепринятого - ребенок это делает исходя из потребностей организма. Для ребенка нормально есть два-три дня котлеты, потом - только кашу или молоко.
Вопрос, что делать, в случае если ребенок сам себе выбирает сладкие булочки - связан с идеей контроля родителей - если я не буду контролировать, то ребенок будет есть все самое вредное, что только сможет найти.

Приведу в пример книгу Эллин Сэттер "Кормление и питание ребенка с любовью и здравым смыслом", в которой затрагиваются особенности детей от 0 до 5 лет и основные моменты, связанные с потребностями ребенка в еде.

Существует базовая потребность в еде - это ее доступность. Т.е. как только один из продуктов начинает ограничиваться, нужно есть мало или не нужно использовать (только на десерт или только если хорошо себя вел), то возникает ощущение, что этот продукт недоступен. И парадоксальным образом, естественной потребностью ребенка станет его потребление. Переживание недоступности порождает сильное желание его получить.

Ситуация, связанная с тем, что ребенок ест конфеты как только их видит, говорит о том, что конфеты в этой семье находятся под запретом. Родители находятся под влиянием идеи, что если что-либо ограничить, то это будет ограничиваться. На самом деле эффект противоположный.

По этой же причине взрослые срываются с диет и начинают переедать сладкое, булочки или колбасы - все, что было запрещено. Поэтому для нормального пищевого пространства ребенка необходима доступность еды и ее должно хватать. Нехватка еды остро переживается, это можно проследить на примере людей, переживших голод - происходит фиксация на продукте. Следовательно, ребенок будет его переедать.

РЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИЙ В ПСИХОТЕРАПИИ
ТЕОРИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ НА ПРАКТИКЕ
ЗДОРОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ТЕЛОМ И ЕДОЙ
ХАРАКТЕР И АФФЕКТЫ ПРИ НПП
СТЫД И ИДЕНТИЧНОСТЬ
СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ ПРИ НПП

Подробнее...
Многие дети не готовы есть новый продукт, потому что глубинно не готовы к встрече с новым - это может быть опасно.
Возвращаясь к идее контроля родителя над пищевым поведением ребенка - если я отпущу контроль, то ребенок будет питаться только чипсами.

Если у ребенка не сбиты природные настройки (ситуацией пищевого терроризма), то они способны слышать себя и употреблять необходимую еду. Страх родителей про то, что ребенок будет есть одно и тоже и оно ему навредит - не обоснован. Если ребенку разрешается есть, например, конфеты, то в нормальной ситуации ребенок захочет суп, мясо и другую еду.

Страх родителей про то, что ребенок не пробует новых продуктов, имеются в виду дети от полутора лет до шести-семи лет. В этом возрасте ребенок ест определенный набор продуктов, приготовленных определенным образом, все остальные - даже не пробует. Часто такое избирательное пищевое поведение наблюдается у детей с расстройством аутистического спектра. Отмечу, что с детьми, попадающими в аутистический спектр работа должна строиться по-другому. Особенностью детей без психических отклонений, является пищевая неофобия.

Ребенок способен есть один и тот же набор продуктов (макароны с сосиской и огурец) в течение длительного времени и не пробовать других продуктов. Это является эволюционным преимуществом, потому что ребенок ест что-то и это ему не вредит, то зачем есть что-то новое. У детей это может проявляться в большей или меньшей степени.

Многие дети не готовы есть новый продукт, потому что глубинно не готовы к встрече с новым - это может быть опасно. Еще дети не любят привкуса горького. Это тоже нормально, потому что с эволюционной точки зрения, у продукта с горьким привкусом что-то может быть неправильно, например, он может быть ядовит. Ребенок попробовал продукт и вкус ему не понравился. Этот вкус психикой ребенка маркировался как "опасный". В дальнейшем это может распространяться на другие продукты с этим признаком.

Например, он попробовал огурец, который был горький - ребенок может отказываться есть огурцы или ест продукты зеленого цвета, или есть продукты, которые давали вместе с огурцом. Поэтому он будет отказываться от новых продуктов по своим соображениям.
С другой стороны, есть пищевой интерес к новым продуктам, который проявляется после выстройки всего спектра пищевого поведения: еда доступная, вкусная, удовлетворяются потребности (голод, аппетит), тогда появляется интерес к новому. Поэтому для маленьких детей это нормально не хотеть пробовать новые продукты, не соглашаться пробовать, и выбирать проверенные и безопасные продукты. Это также характерно для детей с высокой тревожностью. По причине того, что все новое повышает уровень тревоги.
Автор обзора Марина Куликова,
клинический психолог, психоаналитик
Читать статью>>
ВОПРОС:
Избирательность в еде для 12-летнего ребёнка (не ест мясо и овощи). Ест каши, молоко и сладкое. В каком направлении «копать»?
Наталья:
Сладкий вкус детям нравится больше всего. Если говорить о вкусе грудного молока, то оно сладкое, ядовитые продукты не бывают сладкими. Сладкие продукты содержат глюкозу, необходимую для работы мозга и развития. Поэтому детей инстинктивно "тянет" к сладкому, они любят сладкое и стараются выбирать продукты послаще.

Избирательность, связанная с отказом от каких-либо продуктов может быть связана с травмой, например, подавился когда-то или испугался. У него возникла связь в форме фобической цепочки: какой-то продукт спровоцировал неблагоприятную реакцию, ребенка это напугало и далее он будет отказываться это есть. В этом случае можно использовать игровую или песочную терапию, чтобы проработать возможную травматизацию.

Иногда родители говорят, что ребенок ест только макароны, то выясняется, что ребенок может есть не одни макароны. Однако родители на этом фиксируются. Мимоходом ребенок может съесть яблоко, сыр, творог и это пропускается в осознавании. Родитель помнит только тот факт, что ребенок снова хочет макароны. В этом случае, прошу внимательно понаблюдать, что на самом деле ест ребенок. Потому что другие продукты он может есть понемногу и вне стола, поэтому это незаметно.
Читайте также статью "Почему не ест ребенок" Влияние травматического опыта
Физиологические причины отказа от некоторых видов пищи.
Часто дети не едят мясо. Обычно это связано с тем, что ребенку тяжело жевать. Котлету ест с удовольствием, а кусок мяса - не ест. Ребенку может быть сложно озвучить то, что ему сложно жевать. То как проходили роды оказывает влияние на пищевое поведение. Естественные роды происходят при давлении на череп и напрягаются мышцы шеи, ребенок выходит, напряжение мышц сохраняется и оберегает в дальнейшем от травмирования - патологического запрокидывания головы.

При рождении через Кесарево, из-за отсутствия тонуса мышц, возможно травмирование 3-4 шейного позвонка или запрокидывание. Далее мышцы шеи пытаются компенсировать эту травму, приходя в состояние гипертонуса или гипотонуса. Мышцы шеи (задняя поверхность) находится в дружественном сопряжении с мышцами челюсти. Поэтому при наличии проблем с мышцами шеи, появляются проблемы с челюстными мышцами. И в дальнейшем дети будут отказываться от жевания. Ребенок может еду отправить за щеку и не жевать из-за гипертонуса мышц.
В этом может помочь массаж, точнее курс массажа. Но такого рода проблема в пищевом поведении снимается. Поскольку это явление не связано с психикой, а носит исключительно физиологический характер.
Существует понятие "инфантильное глотание". Изначально ребенок сосет грудь (паттерн инфантильного глотания) и по мере взросления он переходит на твердую пищу - появляется соматический паттерн глотания, который помогает прожевывать твердую пищу. Дети с нарушением прикуса или которые долго сосали грудь, у которых сохранился паттерн инфантильного глотания с большим трудом едят твердую пищу. В этом случае они предпочитают жидкую или кашеобразную пищу или все время запивают во время еды, чтобы проглотить. Это не является нарушением пищевого поведения, а являются следствием особенностей физиологии.
Поэтому психологу важно определить, является ли это особенностью пищевого поведения или действительно речь идет о психическом расстройстве, к примеру, синдром пика (pica, пикацизм), при котором ребенок поедает несъедобное. При расстройствах аутистического спектра возможно специфическое пищевое поведение - необходима упорядоченная еда.

В общем, детское пищевое поведение весьма разнообразно, как и все поведение, оно не укладывается в схемы и инструкции. Ребенок ест по-разному, потребляет разное количество пищи, старается выбирать одни и те же продукты и важна тема запретов. Если какой-то продукт запрещается, ребенок будет стараться съесть его максимальное количество как только он попадает в его поле зрения.

Рекомендации родителям:
Для родителей важно принять тот факт, что питание ребенка может проходить по-разному. Это должно помочь снизить тревогу в связи с этой темой и нормализовать отношения ребенка к еде.
СЕМИНАРЫ С НИКОЛЬ ШНАККЕНБЕРГ
СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА НАРУШЕНИЯ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И ОБРАЗ ТЕЛА

Транскрибация лекции подготовлена в рамках проекта
"Образ тела: от ограничений к свободе"
На обложках работы художников:
René Magritte
Joan Miró
© 2015 - 2024 All Rights Reserved. PSY4PSY.RU
contact@psy4psy.ru