семинары с николь шнаккенберг | современный взгляд на нарушения пищевого поведения и образ тела

Николь Шнаккенберг
доктор психологических наук, специализация – расстройства пищевого поведения и образа тела

Теория эмоционального развития
и контрперенос при работе с образом тела и
пищевым поведением

Согласно Д.Винникотта, индивидуация начинается с момента рождения - ребенок развивает ощущение идентичности на основе отзеркаленных впечатлений кормильца. Так, качество отзеркаливания фигурой матери (кормильца) - важный фактор в развитии self и идентичности.

То, что происходило в отношениях кормилец-ребенок впоследствие будет происходить интрапсихически.

В теоретической части семинара мы разберем:

  • перенос и контрперенос в терапевтических отношениях
  • цели терапии
  • использование переноса и контрпереноса при поддержке клиентов
Наиболее частые переносы в работе с клиентами с расстройствами пищевого поведения или образа тела:

  • "я недостаточно хороший" - терапевт чувствует себя некомпетентным, чтобы помочь этому клиенту.

  • "я не справлюсь" - терапевт чувствует, что его собственные эмоции "слишком сильные" и хочет отделаться от клиента.

  • "я ненасытный" - терапевт считает, что задает слишком много вопросов или, даже, эгоистичен.

семинары с николь шнаккенберг | современный взгляд на нарушения пищевого поведения и образ тела 
Сепарация - индивидуация - интернализация
Сепарация относится к самостоятельным проявлениям ребенка в отличие от символической стадии слияния с кормильцем.

Индивидуация состоит из индивидуальных достижений и характеристик, которые обуславливают индивидуума. Впоследствие это становится внутренней рабочей моделью, внутренней матрицей.

Интернализация - это необходимый процесс индивидуации.

Интернализация - это процесс восстановления того, что утрачено в отношениях с матерью, таким образом, ребенок переносит внутреннюю картину "self во взгляде матери" как части внутренней структуры. Достижения этого периода развития - индивидуальная идентичность со стабильной репрезентацией себя и других.

Внутренняя репрезентация себя - self как "хороший объект", истинного Селф.

Существуют потребности ощущать себя недостаточно хорошим внутри self, которое противостоит "плохому" - было достаточно опыта "хорошего взгляда" - иначе происходит расщепление аспектов self, или целого self, как "плохого объекта". Для того, чтобы позволить выжить матери и себе.

Эти отщепленные объекты могут проецироваться на другого - это перенос.

Перенос - это ощущение, направленное на терапевта от клиента - то, как клиент заставляет нас чувствовать себя.

Контрперенос - это ощущения, направленные от терапевта к клиенту как результат того, что чувства терапевта влияют на клиента.

Внутренние рабочие модели устанавливает ребенок в первые два месяца жизни и это продолжается в течение всей жизни, пока поддерживается дифференциация.

Эти бессознательные процессы проявляются в перенос-контрперенос отношениях между клиентом и терапевтом на сессиях.

Каждый перенос предполагает последующий контрперенос - это быстродействие, автоматическое и неосознанное. Передается через взгляд, мгновенные смены выражения лица, положение тела, интонацию и др. Нервная система клиента вступает в общение с нервной системой терапевта и наоборот. Правое полушарие головного мозга - к правому полушарию головного мозга, также как происходило в отношениях ранней привязанности.
Перенос - не обязательно переводить бессознательное в осознанное, скорее позволить бессознательному перестроиться.
Важно, чтобы терапевт проявлял:

  • эмпатию
  • способность переносить негативные и позитивные аффекты
  • имплицитно быть открытым к переживаниям
  • клиническую интуицию
  • творчество

Для использования собственных переживаний в терапии, необходимо знать до мозга костей теорию эмоционального развития ребенка и отношений ребенка с факторами окружающей среды.

Затем, появившееся ощущение в правом полушарии сообщается левому и получает способность к выражению в символах. Терапевт "играет роль" мозолистого тела. В результате клиент переживает интеграцию.

Д. Винникотт

Функционирование нервной системы
Более развитая нервная система способна "загружаться" в менее развитую.

Разные эмоции характеризуются крещендо и декрещендо; необходимо замечать это на сессиях интра- и интер-психически.

Клиент может быть нужна как гипер-активная так и гипо-пассивная регуляция: это может происходить в контрпереносе.

Энтеральная нервная система

Характеризуется присутствием "ощущений в желудке" - это связано с проявлением интуиции.

Далее подобные реакции интуиции "ведут" в терапии и на сессиях.

Возможно проявление соматических симптомов, например, "бабочки в животе".

Мы не всегда должны прямо говорить о подобном резонансе. Например, возможны ощущение жжения в желудке, что приравнивается к переживанию злости.


Сердце

В некоторых источниках описывается как "первый мозг".

Вариативность показателей сердцебиения - соответствует "Окну толерантности": может давать о себе знать в переносе.

Это место сосредоточения мужества и сострадания - важная часть для стимулирования контрпереноса.

Как мы можем пребывать в сердце и пригласить клиентов поступать также?
Как можно оставаться в связи с мужеством и состраданием, когда появляются сложные эмоции? - Ответим на семинаре.

Восемь чувств: слух, вкус, обоняние, взгляд, прикосновение, проприоцепция, вестибулярный аппарат, интероцепция

Важно уметь настраивать чувства не только во время терапевтических сессий, но и перед и после - как мы чувствуем себя, когда клиент только вошел в комнату? Когда он ушел? Можно нарисовать эти чувства (чтобы удерживать в правом полушарии - а слова переводят нас в левое).

Эмоции и чувства, которые обычно переживает терапевт при переносе и контрпереносе в работе с расстройствами пищевого поведения и образа тела.

  • беспомощность
  • безнадежность
  • фрустрация
  • отвращение
  • перфекционизм
  • отчаяние
  • ригидность - черно-белое мышление (левое полушарие)
  • страх
  • инстинкт родительства
  • удержание/контроль
  • сила
  • отчуждение/апатия
  • изменения аппетита/изменяются отношения с едой
  • изменения в образе тела
  • сексуальные чувства
  • некомпетентность - отсутствие самоопределения, слабость, сомнение в профессиональной компетентности

Обычные жалобы клиентов при обращении за помощью при РПП:


Сомнение в профессиональной компетентности - потребность спросить о квалификации и осведомленности в медицинских аспектах расстройств пищевого спектра.

Где начинается и заканчивается ответственность?

Какие специалисты будут вести другую работу, например, контроль веса, питание и физическое здоровье.

Иногда возможен хаос в смене специалистов, отражающий хаос внутри клиента и семье.


РЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИЙ В ПСИХОТЕРАПИИ
ТЕОРИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ НА ПРАКТИКЕ
ЗДОРОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ТЕЛОМ И ЕДОЙ
ХАРАКТЕР И АФФЕКТЫ ПРИ НПП
СТЫД И ИДЕНТИЧНОСТЬ
СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ ПРИ НПП

Подробнее...
Эмоциональное регулирование - это одна из наших терапевтических задач в работе с расстройствами пищевого поведения и образа тела.
Таргетинг эмоциональной дисрегуляции
Эмоциональное регулирование направлено на мобилизацию фундаментальных режимов эмоционального развития и завершение прерванного процесса развития. Поскольку индивидуация и саморегуляция были прерваны, цель терапии - поддержка клиента в прохождении и ассимиляции незавершенных стадий развития индивидуации и интернализации способности к саморегуляции - таким образом у клиента отпадает необходимость к самоповреждающим способам саморегуляции или проецировании своего непереносимого опыта на других.
Импульсивное поведение уменьшает интенсивность и создает эмоциональное и телесное онемение.

После этих эпизодов клиент может быть изнеможден - за парасимпатическим последует сильный симпатический отклик.

Происходят такие нейропластические изменения головного мозга:

  1. Угнетение привычных эмоциональных паттернов.

  2. Клиент использует новый паттерн, который он бы хотел изменить - раз за разом теряя связь с телом.
Части self, вовлеченные в реакцию "беги-дерись-замри" склонны поддерживать расстройства пищевого поведения, что приводит к онемению или зависимому поведению, что, в свою очередь, замещает осознанность, позволяя дистанцироваться от непереносимых эмоций и воспоминаний.

Как выдерживать сложный перенос
Прерогатива терапевтов - распознавать изменения и регулировать собственное внутреннее состояние и эмоции. Терапевт предлагает второй шанс развития привязанности и отношений регуляции. Если терапевт оказывается вовлеченным в воспроизведение изначального типа отношений, в терапии будут упрочняться имеющиеся болезненные паттерны.
Поэтому, это имеет непосредственное отношение к терапевту. От этого не уйти. Мы не можем отделить себя от процесса. Если это произойдет, клиент будет чувствовать себя покинутым снова (в частности, истинное Селф будет оставлено).

Способность терапевта переносить и контейнировать сложные эмоциональные состояния клиента и проекции будет той существенной разницей, которая создает разницу от всего прочего. Нам необходимо "жить вместе с чувствами" прежде, чем мы сможем реагировать на них. Необходимо сопротивляться балансировать доминирующее правое полушарие за счет левого.

Это означает "оставаться с неизвестным". Если эту стадию перепрыгнуть, то клиент получит невербальное сообщение, что терапевт не может оставаться и переносить эмоциональное состояние клиента. И цикл сопротивление-диссоциация продолжится. Необходимо предоставить клиенту пространство переживать и оставаться с сильными эмоциональными переживаниями, отстраняться от них, прежде чем они будут переполненным ими. Мы берем на себя функцию "холдинга" достаточно хорошей матери по-Винникотту.

Боулби говорит, что хороший терапевт - "от природы интуитивен".

Клиент общается с терапевтом через проективную идентификацию (удаление частей селф) - сообщение терапевту, как он чувствует свою бессознательную фантазию.

Симпатическая и парасимпатическая / дорсальная активация (быстрый переход в состояние диссоциации) представляет собой механизм проективной идентификации как это происходит в реальном времени.

Это "декрещендо" впечатано в лимбическую систему клиента - и, таким образом, продолжает использовать базовую стратегию эмоциональной регуляции - проективную идентификацию в состоянии межличностного стресса.

Терапевт приглашается к резонансу с внутренним состоянием дисрегуляции нервной системы клиента, модулирует его, просодически возвращает в более переваримой форме и облекает в слова. Не нужно спешить переходить к словам - поскольку ранний опыт основан на довербальном опыте и поэтому не постижим или выражаем словами.

Терапевт должен удерживать проективную идентификацию и не возвращать ее преждевременно. Преждевременные интерпретации отражают терапевтическую невключенность, при которой терапевт смещается к левому полушарию, чтобы оградить себя от глубокого погружения в амплифицированное состояние доминирования правого полушария.

Необходимо сделать шаг к обнаружению, распознаванию, мониторингу и саморегуляции изменений контрпереноса в состоянии тела, вызванных переносом клиента. Быть открытыми к тем чувствам, которые сообщается проективной идентификацией.

Этот процесс подключения правого полушария к правому. Точно также как левое полушарие общается с левым через слова, правое полушарие связывается с правым через чувства. От терапевта требуется восприимчивость - чтобы подхватить эти неясные послания и быть подключенными (Бион называет это состояние "задумчивостью" - открытое состояние восприимчивости, которое может воспринимать проективные идентификации ребенка).

Терапевту невозможно "получить" что-то инстинктивно о взаимодействии клиента со своим периодом детства, о которое он бессознательно хочет, чтобы терапевт понял - смысловое восприятие, основанное в теле (соматический контрперенос). То, что было пережито невербально, будет выражено невербально. Чтобы проделать это, терапевт сверяет постоянно интероцептивные и экстероцептивные (тон голоса и т.д.), динамические изменения в нервной системе. Поэтому необходимо быть сонастроенными с собственной нервной системой.

Оставаться в правом полушарии может быть сложным и стрессовым для терапевта - поскольку эмоциональное сопротивление клиента будет мобилизовываться также и в терапевте. Клиент может это заметить, провоцируя отыгрыванием.

Терапевт, пытаясь оставаться трезвым и рациональным, может подавить резонанс и реакции переноса-контрпереноса, которые могут предложить глубокое понимание себя и клиента.

Необходимо помнить о такого рода сопротивлении - хотя можем откликаться на них, даже не подозревая об этом.

Визуальная система эмоциональной дисрегуляции

Александра Лемма говорит о том, что при здоровом развитии, переживание того, что на ребенка смотрит мать - это благотворный опыт. В этом процессе, когда ребенок находит понимание и принятие в глазах матери, переживание self получает подкрепление.
Лемма описывает это как часть опыта идентификации с тем образом, который транслирует мать (другой), таким образом развивая ощущение себя. Согласно опыта работы Лемма с клиентами с нарушениями образа тела, качество переживаний "мать-как-зеркало" характеризуется:

  • мать переживается как кривое зеркало, смотря на ребенка с неприязнью;
  • мать переживается как пустое зеркало или неотражающее зеркало; непрозрачное и сложное для прочтения;
  • мать ненадлежаще, нарциссически может влиять на внешность ребенка.
Роль терапевта - помочь клиенту понять, что предыдущие состояния разрозненного self могут регулироваться внешними объектами (вместо дальнейшей дисрегуляции). В присутствии регулирующего объекта (терапевта) осуществить переход из состояния защиты в другое состояние, связанное с довербальным опытом/ощущениями и выразить его словами.
На семинаре мы рассмотрим различные категории клиентов, в связи с этими характеристиками и разными типами реакций переноса у терапевта.
Это связано с приятием м идентификацией эмоций, которые ранее не регулировались как в раннем детстве, так и в более поздний период, не были внутренне представлены.

Это происходит в и через нервную систему - мы буквально поддерживаем клиента заново проработать паттерны их нервной системы. Мы предлагаем терапию второго шанса - фигуру ранней привязанности, загружая паттерн нашей нервной системы в и через клиента.

Контрперенос:

  • Важен для терапевта, чтобы не быть пустым и неотражающим зеркалом.
  • Цель терапевта - не прямое отражение клиента в как в зеркале, а настройка.
  • Помнить о желании клиента понравиться терапевту - это может вызвать состояние радости, однако может развить селф "угодника".
  • Контрперенос может влиять на организационную динамику и нарративы, с помощью которых будет происходить работа.
  • Контрперенос будет обусловлен реляционным опытом терапевта, включая опыт отношений ранней привязанности.

Как развить способности к переносу / контрпереносу?


  • через расширение интероцептивной осознанности
  • замечать интероцептивные сигналы с интересом
  • узнавать больше о нервной системе
  • узнавать больше о сенсорных сигналах и эмоциях
  • удерживаться в правом полушарии
  • помнить о правиле "Восьми качеств" - спокойствие, любопытство, сострадание, уверенность, смелость, творчество и связанность
  • погруженность в "момент настоящего"
  • соединение с отвергнутыми частями - уделить им достаточно времени, в особенности, в начале работы.
В рамках курса "Регуляция эмоций в психотерапии" мы будем изучать возможности регулирования эмоций - от ко-регуляции до саморегуляции и исследовать нейрофизиологические техники достижения баланса.

Николь Шнаккенберг
доктор психологических наук, специализация - расстройства пищевого поведения и образа тела
СЕМИНАРЫ С НИКОЛЬ ШНАККЕНБЕРГ
СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА НАРУШЕНИЯ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И ОБРАЗ ТЕЛА

Тезисы семинара подготовлены в рамках серии лекций
"Характер и аффекты в расстройствах пищевого поведения и баталиях с внешностью"
Ведущая Николь Шнаккенберг, Великобритания

Перевод Галины Савченко
© 2015 - 2024 All Rights Reserved. PSY4PSY.RU
contact@psy4psy.ru