ПЛОХИЕ НОВОСТИ II

Антон Ежов
к.м.н. врач-психиатр, психотерапевт
Работа с сопротивлением
в психотерапии
Уважаемые коллеги!
В предыдущей публикации мы рассматривали сопротивление процессу терапии на индивидуальном уровне, у каждого отдельного члена семьи, который сталкивается с «плохими новостями» о своем ребенке. Эта часть работы сфокусирована на сопротивлении всей семьи вцелом.
Для того, чтобы понять, как организовано сопротивление на этом уровне, необходимо обсудить законы и параметры функционирования семейной системы.

Семейная система – это термин, описывающий семью как единое динамическое целое, а не просто сумму отдельных ее членов.

Одним из основоположников общей теории систем является биолог Людвиг фон Берталанфи, который показал, что понятие системы вытекает из, так называемого, "организмического взгляда на мир". В дальнейшем эта идея, в частности такие понятия как "гомеостаз", "энтропия", "открытые" и "закрытые" системы стали применяться и на уровне индивидуума, семьи, группы, организации и получили поддержку и развитие у психотерапевтов, что в итоге вылилось в направление системной семейной терапии и тесно связано с такими именами как Сальвадор Минухин, Грегори Бейтсон, Джей Хейли, Мюррей Боуэн, Вирджиния Сатир и многими другими.

Для этого взгляда, в целом характерны два положения:
А
Целое больше, чем сумма его частей.
Б
Все части и процессы целого влияют и обусловливают друг друга.
Жизнь семейной системы так же подчиняется двум законам: гомеостаза и развития.
Ведущий Антон Ежов - к.м.н., врач-психиатр, психотерпевт, супервизор.
Закон гомеостаза
Закон гомеостаза гласит: всякая система стремится к равновесию и стабильности. Нарушение статуса кво может быть болезненно для всех членов семьи, несмотря на то, что события могут быть вполне себе радостными и сознательно планируемыми, например, рождение ребенка, перспективный переезд, трудоустройство на более оплачиваемую работу и т.п. Закон постоянства порой обладает мощной силой. Достаточно вспомнить ситуации, где, на первый взгляд, вполне вменяемые родители, тестирующие реальность, могут производить впечатление психотичности, отрицая признаки психопатологии у ребенка. Так, например, в одном из случаев родители согласились на госпитализацию сына только после того, как он под влиянием императивных («приказывающих») слуховых галлюцинаций выбросился из окна третьего этажа, к счастью, без серьезных последствий для физического здоровья, но момент для купирования психоза был упущен, и пациент уже длительное время находился в активном психозе без патогенетической терапии.
Закон развития
Одновременно с законом гомеостаза действует второй закон: развития. Любая семейная система стремится пройти полный жизненный цикл. Такие ключевые события как сепарация, формирование нуклеарной семьи, рождение детей, изменение физического функционирования членов семьи и, в конце концов, их смерть, являются неизбежными.
...«плохие новости» часто являются катализаторами естественных процессов, или симптом выступает способом стабилизации, поддерживая таким образом шаткую конструкцию семейной «псевдостабильности».
Как и в первой части статьи здесь мы тоже можем наблюдать системный конфликт, напоминающий таковой на индивидуальном психологическом уровне: между статикой и динамикой, развитием и постоянством, желанием изменений и «оставить все как есть». В этом плане «плохие новости» часто являются катализаторами естественных процессов, или симптом выступает как способ стабилизации, поддерживая таким образом шаткую конструкцию семейной «псевдостабильности». Так, например, одна из клиенток, говоря на сессии о своем так и не женившемся и не реализовавшемся в социальном плане сыне, выразила всю суть этого компромисса так: «Пусть он странный и выглядит неудачником, зато он в безопасности, когда мы с ним рядом и нам так привычнее».

Общие подходы в работе с системным сопротивлением

В работе с семьей и семейным сопротивлением важно учитывать различные параметры, и здесь многое будет зависеть от тех школ и концепций, которые откликаются, прежде всего, у самого психотерапевта. На мой взгляд, параметры могут быть следующие:

1
Семейные правила. Концепция разрабатывалась Доном Джексоном (школа Пало Альто). Джексон выделил три системы правил семейной системы:
а
скрытые
б
признанные и открыто декларируемые
в
метаправила – правила о том, как использовать старые и вводить новые правила. Этот третий пункт является ключевым, так как многие семейные дисфункции связаны с недостатком развития третьего уровня – правил о правилах, что и тормозит способность семьи к изменениям.

2
Семейные мифы - это сложное семейное знание, часто диффузное и невыразимое, которое складывается из совокупности семейных правил, сформировавшихся в течение, как минимум, трех поколений и является, как бы продолжением фразы "Мы – это..." Обычно семейный миф пребывает в латентном состоянии, он актуализируется, когда:
1
В семью входит посторонний человек.
2
В моменты серьёзных социальных перемен.
3
В ситуации с семейной дисфункцией.
Чем более семья становится дисфункциональной, тем больше начинает актуализироваться миф. Наиболее распространенным мифом в контексте представленной темы является миф: «у нас в роду сумасшедших нет», «мы нормальная семья» или «со всеми проблемами мы справляемся без посторонних». Такая стигматизация любых отклонений от семейной нормы существенно тормозит формирование сотрудничающей модели отношений со специалистами. Технически работа с мифами заключается в общих принципах работы с интроективными посланиями в виде расшатывания их концептуальной жесткости, поощрения опоры на собственный опыт, поиске альтернативных, опровергающих установок и т.д.

3
Стабилизаторы семьи.
Это важный параметр функционирования семейной системы, обеспечивающий гомеостаз. В каждой семье, как функциональной, так и дисфункциональной имеются свои стабилизаторы.
Когда я читаю лекцию, посвященную этой теме, прежде чем приступить к обсуждению этого блока, я обычно спрашиваю у аудитории: Кто или что является нормальным, функциональным стабилизатором? В большинстве случаев первое, что отвечают – это дети. На первый взгляд это похоже на правду, но правда так же и в том, что это не является детской проблемой. Сохранение семьи и отношений – это задача которую решают, прежде всего, на уровне взрослых. Кроме того, когда ребёнок своим присутствием заставляет семью не распадаться, он неизбежно становится источником сознательной или бессознательной ненависти, так как вынуждает оставаться в тягостных отношениях. Такая динамика рано или поздно приводит к катастрофическим последствиям прежде всего для самого ребенка, что хорошо отражено в последнем фильме Андрея Звягинцева «Нелюбовь». Взрослые люди на протяжение всего фильма безуспешно ищут во внешней реальности ушедшего из дома сына, предварительно полностью потеряв его в своей внутренней, психической.

Коллеги, какие функциональные стабилизаторы существуют на ваш взгляд?
Антон Ежов
к.м.н., врач-психиатр, психотерапевт

Таким образом, к дисфункциональным стабилизаторам относятся:

1
Дети.
2
Болезни. Как соматические, так и психические расстройства. Если в семье появляется больной ребёнок, то он становится дисфункциональным стабилизатором системы.
3
Нарушения поведения. Это различного рода девиантное поведение: от побегов из дома, мелких краж, плохой успеваемости до асоциального и открытого антисоциального поведения. Обычной реакцией на такого рода проявления является санкции и репрессии, и гораздо реже – попытка понять контекст возникновения этих поступков, а еще реже появляется желание расшифровать это в системном плане.
Так Д. Винникотт отмечал, что ребенок, лишенный чего-то важного для ощущения безопасности и роста, и лишенный этого слишком надолго, может стремиться к получению недостающего компонента символически, путем воровства — если еще надеется на его обретение.

Самое важное в этих различных формах девиантного поведения — чтобы нашелся кто-то, кто мог бы распознать в них бессознательный поиск; это то, что Винникотт называл «моментом надежды».

Это подразумевает, что ребенку требуется найти кого-то, в нашем случае это чаще оказывается именно психотерапевт, кто бы мог распознать бессознательный поиск, выражающийся в его плохом поведении. В этом плане поиск потребности, лежащей в основе, кажущегося на первый взгляд, «ненормального» поведения может удовлетворить бессознательную надежду на то, что это поведение будет понято и найдется кто-то, способный соответствовать выражающейся в нем потребности и, таким образом, разрешить возникшее напряжение.


4
Регрессивные процессы в семье как форма сопротивления.

Эту концепцию предложил Уилфред Бион, описывая процессы, происходящие в малых группах. Бион утверждал, что новая концепция всегда содержит потенциально подрывную силу, которая в большей или меньшей степени нарушает структуру той области, в которой эта идея возникла. В качестве примера он указывал на те ситуации, которые возникают в малых терапевтических группах, где новая идея, выраженная в виде терапевтической интерпретации или представленная личностью нового члена, способствует изменению в структуре группы. Одна структура преобразуется в другую, проходя стадии дезорганизованности, боли и фрустрации; рост должен быть функцией этих обстоятельств.

По его мнению, процесс «группового мышления» формируется единодушным мнением или желанием группы в данный момент. Члены группы вносят свой вклад анонимно и неосознанно. Будучи конфлюентным по своей природе, групповое мышление может находиться в конфликте с желаниями, мнениями и мыслями отдельных индивидов и может вызывать у них чувство отчужденности, отверженности, стыд, гнев или другие реакции.

Чтобы сделать более точным понятие группового мышления, Бион ввел термин базовое допущение.
Базовые допущения
Базовые допущения выражают разделяемую всеми регрессивную фантазию всемогущего или магического типа, относительно того, как достичь групповых целей и удовлетворить групповые желания. Эти импульсы, характеризующиеся иррациональным содержанием, оказывают сильное влияние на поведение группы.

Бион объяснял регресс, как форму сопротивления в группах, действием трех базовых эмоциональных допущений:

О зависимости:
Члены такой группы могут воспринимать терапевта как всемогущего и всезнающего, а самих себя как неполноценных и некомпетентных. То есть, в бессознательных ожиданиях семьи существует внешний объект, функция которого состоит в обеспечении безопасности как для "незрелого организма". Идеализируя терапевта, они пытаются получить от него власть и совершенство, они жадно что-то ищут и при этом хронически испытывают неудовлетворенность. Когда терапевт не может соответствовать их идеалу, они сначала реагируют отрицанием, а затем полностью обесценивают терапевта и ищут ему замену.
Борьба-бегство:
Участники такой группы объединяются против тех, кого они воспринимают как внешних врагов и ожидают, что терапевт будет вести эту борьбу и защитит группу от внутренних конфликтов. В этом базовом допущении прежде всего работает защитный механизм расщепления, вследствие чего «плохой объект» является для членов группы внешним врагом и единственной защитной деятельностью при встрече с этим объектом является его разрушение (борьба) или избегание (бегство). Здесь часто бывает раскол на подгруппы: одна подчиняется терапевту, другая – против него, третья нападает на тех, кто «подчинился» терапевту или спасается бегством и др.
Об образовании пар:
Члены группы склонны сосредотачиваться на паре (терапевт-клиент), которая символизирует позитивное ожидание, что «рожденный в этом союзе ребенок», то есть полученные в ходе работы результаты, сохранят поставленную под угрозу изменений систему, идентичность группы и обеспечат ей выживание. Этот вариант подразумевает пассивную позицию: «Вы работайте, а мы будем ждать».
Описанные выше базовые допущения как бессознательные попытки идеализации, обожествления, уничтожения и т.д., являются защитными реакциями перед лицом катастрофического изменения, предполагающего развитие и часто противопоставлены процессам формирования рабочей группы, т.е. формату который требует от ее членов кооперации и усилий, а также определенной взрослости и готовности к тому, чтобы активно участвовать в ней и предполагает контакт с реальностью, терпимость к фрустрациям, контроль эмоций и другие проявления зрелого ЭГО.

Таблица
Расстановка сил сопротивления
(Цитата по Р.Р. Гринсон «Техника и практика психоанализа», 2003)

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ И хАРАКТЕР
Все, что нужно знать о клинических проявлениях.
Углубленный курс "Психиатрия для психологов"
Ведущий Антон Ежов
к.м.н., врач-психиатр, психотерапевт
Литература

1. Д. Браун, Д. Кристенсен «Теория и практика семейной психотерапии», 2001

2. Д. Винникот «Разговор с родителями», 2012

3. Л. Гринберг, Д. Сор, Э. Табак де Бьянчеди «Введение в работы Биона», 2007

4. О. Кернберг «Конфликт, лидерство, идеология в группах и организациях», 2015

Надеемся, что этот материал поможет вам в практике и работе с сопротивлением. До встречи на наших проектах!

С уважением, Антон Ежов
Автор Антон Ежов
Для обложки и бейджика взят фрагмент работы
Автор Keith Haring, 1989


© 2018-2024, All Rights Reserved. PSY4PSY.RU
contact@psy4psy.ru