Click to order
Cart
Регистрация и оплата
Total: 
Ваше имя
Ваш Email
Ваш телефон
19, 21, 23 ноября | психосоматический и аддиктологический подходы в терапии рпп
Close

Силуэт чувств. Техники работы с образом тела

Наталья Фомичева
к.пс.н., клинический психолог, супервизор
Образ тела: норма и патология. Семинар-практикум. Даты: 19, 21 и 23 ноября. Ведущая к.пс.н. Наталья Фомичева.
Получить ссылку
Техники работы с образом тела
Получите ссылку на запись!

Открытая лекция в рамках курса "Образ тела: от ограничений к свободе"
Ведущая Наталья Фомичева - к.пс.н., клинический психолог, супервизор, специалист в области сексуального поведения
Это открытая лекция
Первоначальная задача в терапии - оценить степень выраженности расстройства: интенсивность чувств, мыслей, какой аспект тела они затрагивают, поведенческая выраженность. В зависимости от этого будет строиться стратегия терапии. Начинать терапию следует с того, что является более доступным и безопасным для клиента, с этой целью предлагается ряд техник.



При работе с образом тела необходимо учитывать следующие психические компоненты:
  1. Интероцептивная осознанность - способность замечать сигналы, которые идут от тела и когнитивно их перерабатывать, вербализировать ощущения и предпринимать действия по устранению дискомфорта. Например, при возникновении чувства голода, он осознается и за этим следует прием пищи.
  2. Эмоциональный компонент - разные чувства, возникающие в связи с переживанием своей телесности. Могут быть приятными или, наоборот, тяжело переносимыми, негативными.
  3. Когнитивный компонент - это мысли по поводу тела. Могут носить навязчивый, негативный характер, или поддерживать.
  4. Поведенческий компонент - забота или самоповреждающее поведение, диеты.
  5. Самовосприятие - насколько тело вписано/не вписано в пространство (положение тела в пространстве).

19, 21, 23 ноября | психосоматический и аддиктологический подходы в терапии рпп
Close
Техник работы с нарушенным образом тела разработано довольно много.
Категоризация техник проводится по группам, в соответствии с названными компонентами.

Также техники можно разделить на диагностические и коррекционные, при этом каждая техника выполняет как диагностическую, так и терапевтическую функцию. К примеру, если в ходе диагностики выявилось нарушение в том или ином компоненте, имеет смысл сразу начать коррекционную работу.

Выделяют такие группы:
  • техники, направленные на повышение интероцептивной осознанности, улучшение способности дифференцировать телесные сигналы: техники майндфулнес - работа с дыханием, техники телесного сканирования (отмечать вниманием все тело изнутри от макушки и до стоп);
  • техники, направленные на развитие эмоционального компонента, в частности, на работу со стыдом, отвращением: арт-терапевтические техники, гипнотерапия;
  • техники, направленные на работу с мыслями, в основном из спектра когнитивно-биохевиоральной терапии: дневник мыслей;
  • поведенческие техники, помогающие освоить поведение в рамках заботы о своем теле и улучшении качества своей жизни: домашние задания, находить и выполнять в повседневной жизни действия, связанные с заботой о собственном теле;
  • техники, связанные с самовосприятием при различных нарушениях (когда воспринимаемый образ тела отличается от реального).
О диагностике и техниках более подробно мы будем говорить на семинаре "Образ тела: норма и патология", который состоится 22, 24 и 26 октября.

В этой заметке мы остановимся на арт-терапевтической технике "Силуэт чувств", которая позволяет объединить несколько компонентов. Подходит для индивидуального и группового консультирования.

Материалы: рулон бумаги по длине вмещающий рост человека, пальчиковые краски (или цветное тесто для лепки - play doh, коллаж из журналов), губки. Терапевт или участники группы обводят силуэт тела клиента в полный рост и предлагается инструкция:


Внутри вас в теле живут разные чувства и эмоции, переживания, ощущения. Какие-то появляются прямо сейчас, другие - вам давно знакомы. Найдите для каждого чувства место в теле, где оно ощущается больше всего и подберите цвет, который вы считаете ему соответствует.
Наполните силуэт вашими чувствами, эмоциями и переживаниями.
Работа с силуэтом идет от 40 мин. до одного часа.

При этом не позволять клиенту повреждать изображение (в особенности, если работают в технике коллаж). Работа должна вестись с чувствами, что за ними стоит и как они воплощаются в реальной жизни.

В процессе необходимо замечать - как человек обходится к продукту своей телесности, какие комментарии даются.

После завершения лист вешается вертикально на стену и задаются вопросы.
Вопросы:
Расскажите о том, какие чувства и ощущения были замечены, и с чем они связаны.

Нравится ли вам то, что получилось?
?
Варианты ответов:

Да, нравится.
Этот силуэт вызывает положительный отклик. Рисунок оставляется без изменений. Обычно рисунок остается у терапевта, но при желании, отдается клиенту.

Нет, не нравится.
Говорит о том, что есть негативные эмоции и опыт, с которыми будет вестись дальнейшая работа. Что хочется изменить?

Использование пальчиковых красок позволяет быть в контакте с тактильными ощущениями и телесностью.

На что нужно обратить внимание?

1. Насколько заполнен силуэт. У клиентов, имеющих сложности с эмоциональным выражением, силуэт может быть не полностью закрашен и не получается обнаружить ощущения, в связи с этим предлагается пофантазировать - Что могло бы там быть?

Это свидетельствует о наличии блоков, соматической симптоматике или неприятных ощущениях, которые не признаются. Важно выявить весь спектр эмоций, в особенности если был травматический опыт.

2. Вербализация чувств и эмоций. Иногда демонстрируется ограниченность эмоционального словаря - немного чувств удается назвать и заметить их присутствие в теле. В этом случае проводится интервенция: Я заметила, что у вас в силуэте нет такого чувства как злость. Можете вспомнить ситуацию, когда вы злились и найти для нее место и цвет в вашем силуэте?

3. Границы силуэта. Встречаются сложности с границами тела. Чувства могут не помещаться, часто при пограничной структуре личности, как будто приходящей извне. шоковые эмоции часто рисуются за пределами тела, поэтому в дальнейшей терапии будет важна их проработка и интеграция в целостный силуэт.

4. Цветовая гамма. Можно отметить выбранную цветовую гамму. Чистые цвета говорят о поддерживающем опыте, а грязные цвета - свидетельствуют о негативном отношении и непринятых эмоциях и чувствах.

5. Дисбаланс. Это говорит о наличии дисбаланса в эмоциональной сфере. Например, заполнена верхняя часть силуэта, голова. Возможно, присутствует тревога и основной способ справиться с ней - это контроль. При этом чувства путаются с мыслями и возникает попытка контролировать чувства или сильные чувства не находят выражения.

К примеру, злость, может располагаться глубоко внутри силуэта и нет канала выхода наружу. Можно обсудить способы ее выражения и предлагать поведенческие техники. После сессий в повседневной жизни клиент будет приобретать навык выражения злости и, вернувшись, обсуждать результаты.

Вопрос:
Можно ли давать эту технику повторно?
Ответ:
Предлагается сделать два силуэта. Один будет отражать реальную картину, а другой - будущую, куда клиент хочет прийти.
Если бы мы закончили терапию, и вы достигли цели вашего запроса, то как тогда будут выглядеть ваши эмоции? Какие эмоции появятся? Например, спокойствие или каналы для выражения агрессии, снизится печаль, уйдет обида и появится удовольствие.

После терапии клиент не перестает переживать негативные эмоции, скорее это больший баланс. При этом изменения в силуэте также будут видны - будет заполнен и будет нравиться клиенту, чувства при этом будут спокойнее восприниматься и полнее проживаться.

Важно делать акцент в терапии на безоценочном принятии возникающих чувств и эмоций. Все эмоции имеют право на существование и проживание. Необходимо обучать осознанности своей эмоциональности - когда возникающие сильные чувства и эмоции имеют меньше власти, менее затрагивают и быстрее утихают.
Вопрос:
Если не нарисованы негативные эмоции? Стоит рисовать третий силуэт?
Ответ:
Работа идет с двумя силуэтами и говорится об идеальном видении будущего и возврат к реальной ситуации.

Например, дается пояснение в случае появления неконтролируемых событий: горечь, обида и разочарование. Эти эмоции и чувства остаются, они не исчезают.
Как по-другому возможно их проживать?
На примере силуэта демонстрируется заполнение меньшей площади и проводится работа с цветом - менее насыщены (размывать губкой или др.варианты изменений).
Вопрос:
Можно ли использовать меньший формат бумаги?
Ответ:
Можно, А4. Работа будет в таком же контексте, но диагностическая.

По-сути мы получаем эмоциональный срез, а в работе с силуэтом во весь рост - процессуальная, благодаря более полному контакту с телесностью.
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ И АДДИКТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ В ТЕРАПИИ РАССТРОЙСТВ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ
19, 21 и 23 ноября
Очно (Москва) и онлайн
Ведущая Наталья Фомичева
Транскрибация лекции подготовлена в рамках проекта
"Образ тела: от ограничений к свободе"
Ведущая Наталья Фомичева
© 2015 - 2019 All Rights Reserved. PSY4PSY.RU
contact@psy4psy.ru