Я ТЕБЯ ЕМ, ЧТОБЫ ЖЕЛАТЬ

Martine Menès (перевод М.Куликовой)
Материалы курса по работе с НПП
"От Эдипа до наших дней" | О курсе >>
Что мы знаем о пищевом поведении ребенка и где происходит поломка | Видеозапись лекции и дискуссии Ведущая Марина Куликова
«Инкорпорация... находится в начальной точке возникновения бессознательной структуры. Это существо Другого, которое здесь, чтобы потреблять, ассимилируется.
Лакан, семинар 12
Пожирая книги, питаясь чтением, словами на кончике языка, проглатыванием слов другого, множеством выражений, связывающих воедино язык, язык и устную речь, - человек конструирует себя, с открытым ртом, проглатывая слова Другого и делая их своими.
Я ем тебя, чтобы быть

Еще до того, как он стал живым, малыш становится тем, о ком говорят другие. Ребенок предстает мишенью дискурсов, несущих желание Другого, выраженное в родительских идеалах и семье, даже в ожиданиях общества.
Другой, написанный с большой буквы, является местом, так называемого, материнского языка, в который погружены младенцы. Как говорит знаменитый пример: Ты будешь мужчиной, сын мой..., функция языка изначально состоит больше в том, чтобы идентифицировать и определять, чем в том, чтобы общаться.

Первоначальный Другой, исторический и интимный дискурс, носимый взрослыми поколениями, предшествующими ребенку, наделяет его конкретным, неанонимным желанием, закрепляет его в точной памяти, которую говорят, рассказывают, иногда убивают, но знают. Ребенку придется сделать выбор, вынужденный, оставаться там тем или иным.

В тексте «Отрицание» Фрейд описал, как субъект появляется в результате логической конструкции: bejahung (подтверждение), изначальное утверждение, состоящее в том, чтобы сказать «да» вступлению в означающую цепь, или в Символическое, что составляет специфику человеческого. Это bejahung происходит в способе инкорпорации: изначально, в изначальном нарциссизме, существо удовлетворяет себя аутоэротически. Внешний мир недифференцирован; конкретно большой палец или грудь без различия являются объектами ребенка. Ребенок парит во всемогуществе и блаженном наслаждении. Но внешний мир необходим, хотя бы, для удовлетворения потребностей. Эта тревожная зависимость — цена человеческого становления. Распознавание объекта требует появления Другого на сцене. Эго под давлением реальности конституируется тем, что сортирует то, что получает, отвергает то, что вызывает неудовольствие, и включает в себя то, что является источником удовольствия. Таким образом, за неясным миром следует мир, упорядоченный разделением на добро/не добро.
«На этой стадии включения/отвержения субъект будет искать свои объекты во чреве Другого», — говорит Лакан (Семинары. Книга XI, Четыре фундаментальные концепции)…. Любовь сохранит склонность к каннибализму, и следы этого сохраняются (я бы тебя съел, ты съешь меня...).
23, 24 МАРТА | ОТ ЭДИПА И ДО НАШИХ ДНЕЙ. НАРУШЕНИЯ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОМ ПОДХОДЕ | ВЕДУЩАЯ МАРИНА КУЛИКОВА
Романистка Амели Нотомб приводит пример этих процессов in vivo в своей книге Métaphysique des tubes. Ребенок в колыбели идет на встречу с Другим через реальную и значимую инкорпорацию, которая в то же время устанавливает его как субъекта: «Вдруг в поле зрения появляется рука, между пальцев - беловатая палочка. «Это белый шоколад из Бельгии, это для еды», — сказал голос. Из этих слов ребенок понимает только белый: он знает, он видел это на молоке и на стенах, и на еде: это то, что он часто делает. В порыве храбрости (он) ловит новизну зубами ... Удовольствие ударяет ему в голову, разрывает его мозг и заставляет его услышать голос, которого он никогда не слышал: это я! Это я живу! Я не он и не он, я это я! Потом я понял, что на конце несуществующего деликатеса была рука, а на конце этой руки было тело, увенчанное лицом.
Ребенок, ставший субъектом (познавший удовольствие), может сказать «я».

Мы питаемся бытием и буквами... Эта связь между проглатыванием и знанием используется в некоторых еврейских школах в виде предложения ребенку, который учится читать печеными буквами (возможно, хлебные буквы), чтобы он съел материальное и символическое одновременно.
Я ем тебя, чтобы желать
Ведущая Марина Куликова - клинический психолог, психоаналитик, специалист по пищевому поведению, член ЕАРПП

Эта оральная ассимиляция, исходящая от Другого, связана с первой идентификацией, загадочной "инкорпорацией отца", как говорит Фрейд, но может быть переведена как конституирование Супер-Эго путем интериоризации запретов и знаков, исходящих от языка Другого. Фрейд иллюстрирует это в своем тексте «Тотем и табу» мифом об убийстве патриарха и последующей каннибальской трапезой.

Убивая и съедая отца первобытной орды, члены племени верят, что таким образом они могут присвоить его имущество и его власть; они только усваивают запреты без их ведома и, начиная чувствовать себя виноватыми, изобретают элементарные правила общественной связи (запрещение инцеста и убийства). Человечество рождается из последствий этой «исторической» инкорпорации.

Именно этот курс каждый человечек повторяет ускоренно. Первый крик ребенка — это зов чистой нужды. Тело страдает, не зная от чего. Этот крик встречается с другим, который его интерпретирует: ребенок голоден. Предложение: я прошу вас принять то, что я предлагаю вам съесть, радикально изменяет потребность, превратив ее в желание. Следующим будет крик маленького субъекта, который просит еды (он слышал, что то, от чего он страдает, называется голодом) и желает сопутствующей любви, таким образом, в зависимости от правил, передаваемых Другими. Жизненная потребность становится субъектом, воплощается, вбирая вместе с молоком означающие Другого. Является ли совпадением то, что к универсальной маме обращаются так же, как к ней как еде (ам-ам)?

Это первое подчинение означающим создает говорящее существо. Организм, безголовая плоть, разрезается словами, которые его называют, и становится телом. Доказательством этого является истерическая конверсия, которая не только не подчиняется законам неврологии, но и законам языка. Например, то, что субъект представляет как свою руку, будет парализовано.

Кусочек шоколада, который проглатывает персонаж Амели Нотомб, является эквивалентом яблока запретного дерева, библейского древа познания. Субъект, принимая или отвергая, совершает первый акт познания: он выбирает тем, что он есть, что будет представлять его (я значит меня...), что он будет желать.

Давайте закончим знаменитым пациентом Крисом, случай которого несколько раз комментировал Лакан. Он определяет себя как плагиатора, то есть того, кто присваивает идеи другого (мозга). И, выходя с сеансов психоанализа, где он жалуется на эту досадную черту, не приличествующую интеллектуалу (как он думает), он идет в ближайший ресторан, чтобы полакомиться... свежими мозгами.

«…В те наивные времена ловить рыбку было так же важно, как заниматься любовью, а дремать на солнышке так же вкусно, как читать Бодлера. Между природой и природой человека существует совершенный обмен веществ, полное пресуществление посредством длины волны, атмосферы, осмоса, сочувствия, эха. Следовательно, пища имеет двойную функцию: она отвечает мечтам нашей души, а также аппетиту наших внутренностей. Оно питает, но также таинственным образом исцеляет. Тогда добыча берет имя Жертвы, и Жертва спасает человечество. «Возьми и ешь, это есть Тело Мое».
ОТ ЭДИПА И ДО НАШИХ ДНЕЙ: НАРУШЕНИЯ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ
КУРС ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ
Конфликты и нарушения пищевого поведения
Психоаналитические инструменты и техники работы

Ведущая Марина Куликова, клинич.психолог, психоаналитик

© 2015 - 2024 All Rights Reserved. PSY4PSY.RU
contact@psy4psy.ru
Источник
https://www.cairn.info/revue-lettre-de-l-enfance-et-de-l-adolescence-2003-2-page-9.htm