Клиентка М., 26 лет. Образование высшее, физико-техническое. Работает по специальности. Обратилась за помощью в связи с нарушениями сна, тревогой, периодами подавленного настроения. Эти состояния, по мнению клиентки возникают спонтанно, без видимых причин. В социальной жизни чувствует нереализованность, считает, что уровень ее профессиональной компетенции выше, чем место ее работы, зарплату считает «унизительной для специалиста такого уровня», чувствует, что «засиделась на этой работе», могла бы «пойти дальше, выйти на другой уровень».
В процессе работы с ее профессиональной стагнацией выяснилось следующее: на протяжении всего периода учебы и вплоть до настоящего времени, в университете базовым состоянием была скука, на лекциях и семинарах «просто сидела».
Когда терапевт стал выяснять, какие еще переживания могли бы стоять за этой скукой, клиентка сказала: «мне всегда хотелось спорить с преподавателями и доказывать, что они неправы».
Терапевт спросил: «что же вам мешало это делать? Возможно именно это могло поддержать ваш интерес к учебе. В спорах иногда появляются интересные идеи и выводы…»
На что клиентка гневно ответила: «я не знаю! Просто не хотела спорить и все! И вообще мне эта тема не интересна».
Уже на этом этапе терапевт определил, что здесь имеет место нарциссическая динамика в терапии – в виде подавления агрессивных и конкурентных мотивов в связи с возможным страхом проигрыша и обесценивания в ходе открытых столкновений и обсуждений, что в итоге формирует базовое состояние скуки у клиентки, что так же отразилось в представленном эпизоде сессии, где терапевт столкнулся с гневом, избеганием обсуждения, отрицанием, обесцениванием и в итоге скукой в ответ на его интерпретацию и конфронтацию.
В последствии в терапии возникла схожая ситуация. Клиентка стала рассказывать, как скучно ей находиться на работе, «тупо просиживая в офисе, смотря youtube и инстаграмм».
Терапевт спросил: «У вас нет дел, обязанностей, которые необходимо выполнять по работе?»
Клиентка: «Нет. Начальство мало меня грузит, поэтому у меня много свободного времени. Но я вот так и деградирую. Мои сокурсники уже работают по всему миру: в Европе, Америке, а я здесь! Вот от этого у меня депрессия».
В процессе проработки этого эпизода было выяснено, что в профессиональной сфере для клиентки субъективно лучше не начинать вообще двигаться в сторону своего развития, так как действия приводят к результату, а результат — это возможность как успеха, так и провала, а провал — это неизбежный стыд для нее. В упрощённом виде это когнитивная схема выглядит так: нет действия, нет стыда.