Подписывайтесь на дайджест PSY4PSY
30 - 31 марта Аффекты в терапии | Ведущий Антон Ежов | Очно и Онлайн
Close
Click to order
Cart
Регистрация и оплата
Total: 
Ваше имя
Ваш Email
Ваш телефон

ЛЮБОВЬ И ВРАЖДЕБНОСТЬ В ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ.
ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ СТРУКТУРУ ЛИЧНОСТИ

Часть 2. Пограничная структура личности.

Антон Ежов
к.м.н. врач-психиатр, психотерапевт
ЛЮБОВЬ И ВРАЖДЕБНОСТЬ
В ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ
ОТНОШЕНИЯХ.

ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ
СТРУКТУРУ ЛИЧНОСТИ

Часть 2. Пограничная структура личности.

Антон Ежов
к.м.н. врач-психиатр,
психотерапевт
Запись лекции «Усталость: симптом или норма?» Ведущий Антон Ежов
На какой адрес вам отправить ссылку на запись?
Заполните пожалуйста поле
Нажимая на кнопку "Зарегистрироваться", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Психопатология дает нам ценнейший материал для понимания того, как функционирует наша психика, в ней, как в кривом зеркале, становятся видны те детали и нюансы, которые могут быть незаметны у здоровых, тем самым у нас появляется возможность узнать себя лучше, заметить то, что казалось таким, вроде бы, естественным и, соответственно, незаметным.
Если вы не знакомы с первой частью статьи, рекомендуем вам с ней ознакомиться. В ней даны определения основных понятий, которыми пользуется автор.
Часть 2
Любовь и враждебность.
Пограничная структура личности
Расщепление между "хорошими" и "плохими" сторонами себя и значимых других защищает любовь и все "хорошее", что есть у пациента от разрушения берущей верх враждебностью и ненавистью, т.е. "плохим".
Основные критерии диагностики пограничной организации личности это: «идентичность», проявляющаяся ее «диффузией» и опора на примитивные психологические защиты, прежде всего на расщепление.

Клинически "диффузная идентичность" представлена плохой интеграцией между концепциями Я и значимых других. Постоянное чувство пустоты, противоречия в восприятии самого себя, непоследовательность поведения, которую невозможно интегрировать эмоционально осмысленным образом, и бледное, плоское, скудное восприятие других – все это проявления диффузной идентичности. Ее диагностическим признаком является то, что пациент не способен донести свои значимые взаимодействия с другими до терапевта, и поэтому последний не может эмоционально сопереживать концепциям его самого и значимых других.

Проявления диффузной идентичности тесно связаны с расщеплением Эго. Термин введённый Мелани Кляйн, описывающий процесс, когда все внешние объекты делятся на "абсолютно хорошие" и "абсолютно плохие", это мышление и видение мира и других людей в черно-белом цвете, причем возможны внезапные переходы от одной крайности к другой, когда неожиданно все чувства и мысли, относящиеся к конкретному человеку, становятся прямо противоположными тем, что были минуту назад.

В отличие от невротических структур, где все Я‑образы (и "хорошие", и "плохие") интегрированы в цельное Я и все "хорошие" и "плохие" образы других могут быть интегрированы в цельные образы, в психической организации пограничной личности такая интеграция не происходит.

Неспособность интегрировать "хорошие" и "плохие" аспекты реальности Я и других связана с мощной ранней агрессией, активизированной у таких пациентов. Расщепление между "хорошими" и "плохими" сторонами себя и значимых других защищает любовь и все "хорошее", что есть у пациента от разрушения берущей верх враждебностью и ненавистью, т.е. "плохим".
Пациенты с пограничной личностной организацией, часто идеализируют терапевта, делая его всемогущим, добрым и замечательным, «волшебником»...
Считается, что этот процесс происходит из раннего, довербального периода развития ребёнка, когда он ещё не может понять, что заботящиеся о нём люди обладают одновременно как хорошими, так и плохими для него качествами. Приписывание всему вокруг определённых полярностей позволяет ребёнку упорядочить, структурировать окружающий мир и легче в нём ориентироваться. Считается, что маленький ребёнок воспринимает свой опыт отношений со взрослым не как опыт взаимодействия с единым и постоянным объектом, обладающим постоянным набором качеств, а как с разными взрослыми: плохим и хорошим.

Младенец использует расщепление как защиту, чтобы уберечь себя от того, что Кляйн называла параноидным миром. Этот мир наполнен проекциями агрессии и враждебности, чтобы ядро Я младенца оставалось полностью хорошим, необходимо сделать плохим и опасным окружающий мир.

Пациенты с пограничной личностной организацией, часто идеализируют терапевта, делая его всемогущим, добрым и замечательным, «волшебником», грандиозной фигурой, но такая страстная любовь может внезапно обратиться в такую же страстную враждебность и ненависть в виде попыток очернить, нейтрализовать терапевта и его техники, атаковать его самоуважение и личную безопасность.
Необходимо всегда быть наготове идентифицироваться с переживаниями клиентов, с их прошлым и настоящим, чтобы таким способом помочь клиентам справиться со своими проблемами.
Отсутствие интеграции "абсолютно хороших" и "абсолютно плохих" объектных отношений усиливает внезапные и драматичные изменения в отношениях пары пациент-психотерапевт, причем такая инверсия может возникать не только в процессе развития клиент-терапевтических отношений, а и в рамках одной сессии.

В плане терапевтических задач очень важно суметь сохранять интерес, заботу и любовь к пациенту в контрпереносе и заботиться о нём несмотря на все провокации с его стороны. Но мы должны помнить, что если есть любовь, значит есть и враждебность, а это, значит мы должны допускать в себе агрессивный контрперенос, но это является вызовом для терапевта поскольку зачастую противоречит представлениям о роли и задачах психотерапии. Здесь важно не поддерживать динамику расщепления, отрицая это в себе, пытаясь оставаться «идеальным» обьектом.
По словам Александра Моховикова «мы должны научиться испытывать наслаждение от разрушительных действий, удовольствие от метания бомбы, наслаждение от проявления садистической агрессии, так как готовность к подобного рода действиям у всех у нас существует в сфере бессознательного». В качестве психотерапевтов таких пациентов нам часто бывает трудно самим не приходить в контакт с этими аффектами. Необходимо всегда быть наготове идентифицироваться с переживаниями клиентов, с их прошлым и настоящим, чтобы таким способом помочь клиентам справиться со своими проблемами. То есть я говорю о необходимости сохранять техническую нейтральность, не сливаться с внутренними патологическими силами пациента и не вовлекаться в динамику расщепления и бессознательное отыгрывание.

Позвольте в завершении процитировать Отто Кернберга «вера терапевта в свои способности, в то, что он может противостоять враждебности с помощью терпения, понимания и творческой интерпретации, – не отрицая при этом всей серьезности агрессии, заключенной в переносе пограничного пациента, – позволяет ему продолжать работу с пациентом и таким образом оставаться хорошим объектом для него», несмотря на направленную на него враждебность, давая возможность на этом опыте интегрировать «плохие» и «хорошие» стороны себя и другого.
Список использованной литературы
1. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психотерапии. М.: Класс, 2000.
2. Кернберг, О. Отношения любви. Норма и патология. — М.: Класс, 2004.
3. Джонсон С. Психотерапия характера. Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». М.: Центр психологической культуры, 2001.
4. МакВильямс Н. Психоаналитическая диагностика. М., 1998. 480 с.
5. Моховиков А. Н., Дыхне Е. А. Кризисы и травмы. Методические материалы к учебному курсу. Теория и практика гештальт-Терапии. Выпуск первый. Москва, 2007.
6. Телегин Я.Ю. Защитные механизмы личности и их связь с патологическими типами характеров.
Made on
Tilda