Эмоциональный профиль

По материалам дискуссии, посвященной регуляции эмоций в психотерапии
Николь Шнаккенберг - доктор психол. наук

О чем говорят эмоции

В этой статье по материалам дискуссии, обсуждаются вопросы - что такое эмоции и эмоциональная регуляция? почему это важно? На эти же вопросы мы будем отвечать на протяжении всего курса. 


Траектория развития человека и его эмоций
Первое о чем стоит сказать - это траектория развития человека: от внутриутробного развития до первого крика при рождении. Крик - это первые слова ребенка, и с каким нетерпением мы ждем этого крика, чтобы потом, возможно, в течение всей жизни, не давать ему волю. И в контексте эмоций это тоже очень важно.
И стоит подумать, почему и каким образом одни эмоции становятся желательными для человека, для семьи, в сообществе и социуме.
И другие эмоции воспринимаются как негативные и как это интернализирует человек в терапевтическом пространстве.

Влияние среды

Также стоит подумать о влиянии среды на эмоции: еда, питание, сон, периоды жизненного цикла, такие как беременность, менопауза, старение - как эти факторы, а также отношения со значимыми людьми, влияют на эмоциональный опыт и способность интернализировать эмоции для саморегуляции. 
Кто регулирует эмоции?
И главный вопрос - если эмоции по-настоящему делают нас людьми, и они - это наша способность связываться с другими людьми, эта способность развивается через эмоциональную жизнь - зачем тогда эмоциям нужна регуляция? И почему тогда неспособность регулировать эмоции и их дисрегуляция приводит к психическим расстройствам и психическим диагнозам, эмоциональным расстройствам и эмоциональным сложностям? Об этом мы также поговорим на курсе.

И это приводит нас к вопросу - Кто регулирует эмоции? Сам человек? Его семья? Общество?
Об этом стоит подумать в контексте траектории развития:
  • отношения с Другим: контейнирование, подстройка,
  • необходимость ко-регуляции.
Ребенок сам не может ничего регулировать - ему нужен заботливый взрослый, чтобы укрыть и согреть, накормить, принять эмоциональное состояние, переварить и вернуть, чтобы утешить, прежде, чем ребенок научится интернализировать этот опыт и регулировать себя.

Что происходит, когда от ребенка ожидают не проявлять эмоции или считается, что он может сам себя регулировать и успокаиваться. Это можно встретить в послании - оставьте ребенка, чтобы он сам успокоился. Откуда возникла эта идея и разве она соответствует тому периоду, когда развитие только начинается?

Вспомним некоторые виды практик, которые стали популярными и акцентируются в тот или иной период - они говорят о более широкой системе - семья, сообщество, мир, в котором мы живем. Например, позволять ребенку плакать и не утешать, пока сам не уснет, или своеобразные тайм-ауты - время тишины, когда ребенок дошкольного возраста должен сидеть на стуле какое-то время. Эти практики рассказывают нам о том, что наша система считает эмоциями, и то влияние, которое она оказывает на траекторию развития.


РЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИЙ В ПСИХОТЕРАПИИ
+ Запись
+ Интервизорские группы

Подробнее...
Сонастройка

Мы будем говорить о контингенциальной сонастройке в отношениях ранней привязанности - способности кормильца чувствовать и быть эмоционально связанным со своим эмоциональным состоянием и состоянием ребенка. Как происходит эта взаимная подключка, как своеобразный танец кормильца и ребенка? Эмоции ребенка находятся за пределами осознанности, формируясь в довербальный период, прежде чем он сможет об этом сказать.
И в этот же период происходит научение “прерыванию” и “починке” эмоциональной подключки. Когда происходит нестыковка эмоций - где-то происходит несовпадение и в этом закладывается начало саморегуляции. В этом смысле прерывание также важно, как и “починка” в эмоциональной жизни ребенка и кормильца.

Как мы можем обеспечить все это в терапии? Если это довербальный опыт, за пределами осознанности, и если эмоциональная подстройка и ко-регуляция не происходила, то вряд ли клиент будет способен говорить об этом в терапии. Как нам приблизиться к этому опыту в терапии? И как нам стать фигурой, дающей второй шанс, шанс ко-регулировать с другим, в чем заключается наша главная роль как терапевтов.

В Великобритании много пишут о ментализации, как подходе, дающем возможность и представить себя в роли другого с точки зрения мыслей - думать так, как другой человек. И есть также ментализация сердца, - способность к эмпатии, представлять, что человек может чувствовать, и даже почувствовать чувства другого.


Что происходит, когда эта способность очень развита и человек может глубоко чувствовать, включая переживания окружающих, или ощущается как отсутствующий, и человек не создает эмоциональных связей с другими. Как мы можем исследовать это в ощущениях и поддержать в терапии.

Прерывание и починка эмоций
Эта идея “прерывания и починки” отсылает нас к опыту ранних отношений, если происходит несовпадение - например, ребенок чувствует радость и радостно подходит к родителю, и встречается с отвращением, игнорированием, чем-то, что не соответствует радости, тогда происходит прерывание - ребенок чувствует стыд, покинутость, непонятность, и он остается с этим чувством, что для него очень сложно, поскольку у него еще нет способности к саморегуляции. И если родитель заметил это несоответствие, обнял его и утешил, то произошла "починка", отношения восстановились и эмоциональная подстройка снова заработала - вот это и есть починка. Это происходит множество раз, как часть “достаточно хорошего родительства” - замечать прерывания и выполнять их починку.

Важное понятие - контингенциальня сонастройка - это способность родителя замечать свои эмоции, признавать их, и выражать так, чтобы утешить ребенка в данный момент. В ситуации Это может быть объятия, добрые слова, пение и покачивание ребенка - это ситуативный отклик на эмоциональное взаимодействие - главный ключ отношений.

Системные влияния

Также очень важно отметить системные влияния - эмоции не принадлежат одному только ребенку или родителю, на эмоциональную жизнь оказывается множество влияний: психические расстройства, насилие, сложные жизненные ситуации.

И, как мы знаем, главная предпосылка стиля привязанности ребенка - это стиль привязанности, который сформирован у родителя со своим родителем, т.е. это трансгенерационный опыт, и исследование трансгенерационных аспектов, аффектов, благодаря доступным способам в терапии.

Например, генограмма, и тому насколько чутко мы будем работать с этим материалом в психотерапии.

Нарративы
Важно учитывать нарративы, которые человек формулирует о своем “расстройстве” - расстройство пищевого поведения или биполярное расстройство, и подумать об этом с токи зрения эмоциональной регуляции. Как попытке привести в порядок чувства человека, которые он переживает как затапливающие, или несвязанные, как травматичные, и всилу этого они отчаянно ищут способы “приведения их в порядок” - регулировать с помощью тех ресурсов, которыми они располагают.
Можно использовать любое из этих способов, как попытку осуществлять эмоциональную регуляцию. В длительный перспективе это не работает, но в краткосрочной это служило им помощью. И нужно признать это в терапии - поздравить с тем, что клиент пытался найти свой путь, и попытаться его искать вместе.

Также стоит заметить, как найденное решение становится проблемой. Например, человек отчаянно ищет способы успокоить себя и снизить эмоции, и он нашел способ - их не чувствовать - с помощью наркотиков, еды, и чего угодно, это помогло на короткий период, и снова и снова прибегает к этому способу успокоиться, тогда решение становится сложностью. И тогда полезно подумать вместе, что будет поддержкой в длительной перспективе для эмоциональной регуляции.

Нейробиологические аспекты регуляции эмоций
Мы рассмотрим эту идею с точки зрения нервной системы и поливагальной теории. Что происходит, когда первая линии защиты недоступна - связь с другим и ко-регуляция? Или ко-регуляция переживается как опасная, пугающая, когда человек должен защитить себя от того, кто с кем он должен быть в отношениях. Тогда активируется вторая и третья линии защиты - возбуждается симпатическая ветвь НС, и происходит сильный эмоциональный отклик - возникает состояние тревоги, и при переходе к третьей линии защиты при активации дорсально-вагусной системы - происходит онемение, отрезание от эмоций, снижение интероцептивной осознанности, - в этом состоянии с клиентом можно только оставаться какое-то время, с теми интероцептивными сигналами (если они есть), переживанием эмоций и аффектов, и мы подробно поговорим о третьей линии защиты на семинаре.

И в завершение - поговорим о функции правого и левого полушарий головного мозга и в особенности - практиках, которые соединяют левое и правое полушарие - активизируют мозолистое тело. В правом полушарии содержится довербальный эмоциональный опыт, и в левом полушарии формируется нарратив и через истории, в словах, об этом можно рассказать - мы обсудим как поддерживать их связь в терапии.

В рамках курса "Регуляция эмоций в психотерапии" мы будем изучать возможности регулирования эмоций - от ко-регуляции до саморегуляции и исследовать нейрофизиологические техники достижения баланса.

сессия 1 - траектория развития эмоций и ко-регуляции
сессия 2 - переход от ко-регуляции к саморегуляции
сессия 3 -про танец - потому что человек способен на ко-регуляцию и саморегуляцию, когда это необходимо, и в особенности - стратегиях - ко-регуляции и саморегуляции, как мы можем поддержать клиентов в этом танце между этими двумя возможностями.

Николь Шнаккенберг
доктор психологических наук, специализация - расстройства пищевого поведения и образа тела
Рекомендованная литература
  1. Николь Шнаккенберг. Мнимые тела, подлинные сущности, 2015
  2. Lemma Alessandra. Minding the Body and other books11-2122.
  3. Антонио Дамасио. Я, мозг и возникновение сознания.
  4. Jaak Panksepp. Molecules of Emotion.
  5. Daniel Stern. The Interpersonal World of the Infant
  6. John Bowlby, books and articles.
  7. Allan Schore. Right Brain Psychotherapy.
© Статья подготовлена по материалам дискуссионного клуба PSY4PSY
Перевод Галины Савченко
© 2018 - 2024 All Rights Reserved. PSY4PSY.RU
contact@psy4psy.ru