7 ноября | эмоции в психотерапии: от ко-регуляции к саморегуляции | курс николь шнаккенберг

Эмоциональный профиль

По материалам дискуссии, посвященной регуляции эмоций в психотерапии
Николь Шнаккенберг - доктор психол. наук

О чем говорят эмоции

В этой статье по материалам дискуссии, обсуждаются вопросы - что такое эмоции и эмоциональная регуляция? почему это важно? На эти же вопросы мы будем отвечать на протяжении всего курса. 


Траектория развития человека и его эмоций
Первое о чем стоит сказать - это траектория развития человека: от внутриутробного развития до первого крика при рождении. Крик - это первые слова ребенка, и с каким нетерпением мы ждем этого крика, чтобы потом, возможно, в течение всей жизни, не давать ему волю. И в контексте эмоций это тоже очень важно.
И стоит подумать, почему и каким образом одни эмоции становятся желательными для человека, для семьи, в сообществе и социуме.
И другие эмоции воспринимаются как негативные и как это интернализирует человек в терапевтическом пространстве.

30 ЯНВАРЯ | эмоции в психотерапии: от ко-регуляции к саморегуляции | курс николь шнаккенберг
Влияние среды

Также стоит подумать о влиянии среды на эмоции: еда, питание, сон, периоды жизненного цикла, такие как беременность, менопауза, старение - как эти факторы, а также отношения со значимыми людьми, влияют на эмоциональный опыт и способность интернализировать эмоции для саморегуляции. 
Кто регулирует эмоции?
И главный вопрос - если эмоции по-настоящему делают нас людьми, и они - это наша способность связываться с другими людьми, эта способность развивается через эмоциональную жизнь - зачем тогда эмоциям нужна регуляция? И почему тогда неспособность регулировать эмоции и их дисрегуляция приводит к психическим расстройствам и психическим диагнозам, эмоциональным расстройствам и эмоциональным сложностям? Об этом мы также поговорим на курсе.

И это приводит нас к вопросу - Кто регулирует эмоции? Сам человек? Его семья? Общество?
Об этом стоит подумать в контексте траектории развития:
  • отношения с Другим: контейнирование, подстройка,
  • необходимость ко-регуляции.
Ребенок сам не может ничего регулировать - ему нужен заботливый взрослый, чтобы укрыть и согреть, накормить, принять эмоциональное состояние, переварить и вернуть, чтобы утешить, прежде, чем ребенок научится интернализировать этот опыт и регулировать себя.

Что происходит, когда от ребенка ожидают не проявлять эмоции или считается, что он может сам себя регулировать и успокаиваться. Это можно встретить в послании - оставьте ребенка, чтобы он сам успокоился. Откуда возникла эта идея и разве она соответствует тому периоду, когда развитие только начинается?

Вспомним некоторые виды практик, которые стали популярными и акцентируются в тот или иной период - они говорят о более широкой системе - семья, сообщество, мир, в котором мы живем. Например, позволять ребенку плакать и не утешать, пока сам не уснет, или своеобразные тайм-ауты - время тишины, когда ребенок дошкольного возраста должен сидеть на стуле какое-то время. Эти практики рассказывают нам о том, что наша система считает эмоциями, и то влияние, которое она оказывает на траекторию развития.


РЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИЙ В ПСИХОТЕРАПИИ
+ Запись
+ Интервизорские группы

Подробнее...
Сонастройка

Мы будем говорить о контингенциальной сонастройке в отношениях ранней привязанности - способности кормильца чувствовать и быть эмоционально связанным со своим эмоциональным состоянием и состоянием ребенка. Как происходит эта взаимная подключка, как своеобразный танец кормильца и ребенка? Эмоции ребенка находятся за пределами осознанности, формируясь в довербальный период, прежде чем он сможет об этом сказать.
И в этот же период происходит научение “прерыванию” и “починке” эмоциональной подключки. Когда происходит нестыковка эмоций - где-то происходит несовпадение и в этом закладывается начало саморегуляции. В этом смысле прерывание также важно, как и “починка” в эмоциональной жизни ребенка и кормильца.

Как мы можем обеспечить все это в терапии? Если это довербальный опыт, за пределами осознанности, и если эмоциональная подстройка и ко-регуляция не происходила, то вряд ли клиент будет способен говорить об этом в терапии. Как нам приблизиться к этому опыту в терапии? И как нам стать фигурой, дающей второй шанс, шанс ко-регулировать с другим, в чем заключается наша главная роль как терапевтов.

В Великобритании много пишут о ментализации, как подходе, дающем возможность и представить себя в роли другого с точки зрения мыслей - думать так, как другой человек. И есть также ментализация сердца, - способность к эмпатии, представлять, что человек может чувствовать, и даже почувствовать чувства другого.


Что происходит, когда эта способность очень развита и человек может глубоко чувствовать, включая переживания окружающих, или ощущается как отсутствующий, и человек не создает эмоциональных связей с другими. Как мы можем исследовать это в ощущениях и поддержать в терапии.

Прерывание и починка эмоций
Эта идея “прерывания и починки” отсылает нас к опыту ранних отношений, если происходит несовпадение - например, ребенок чувствует радость и радостно подходит к родителю, и встречается с отвращением, игнорированием, чем-то, что не соответствует радости, тогда происходит прерывание - ребенок чувствует стыд, покинутость, непонятность, и он остается с этим чувством, что для него очень сложно, поскольку у него еще нет способности к саморегуляции. И если родитель заметил это несоответствие, обнял его и утешил, то произошла "починка", отношения восстановились и эмоциональная подстройка снова заработала - вот это и есть починка. Это происходит множество раз, как часть “достаточно хорошего родительства” - замечать прерывания и выполнять их починку.

Важное понятие - контингенциальня сонастройка - это способность родителя замечать свои эмоции, признавать их, и выражать так, чтобы утешить ребенка в данный момент. В ситуации Это может быть объятия, добрые слова, пение и покачивание ребенка - это ситуативный отклик на эмоциональное взаимодействие - главный ключ отношений.

Системные влияния

Также очень важно отметить системные влияния - эмоции не принадлежат одному только ребенку или родителю, на эмоциональную жизнь оказывается множество влияний: психические расстройства, насилие, сложные жизненные ситуации.

И, как мы знаем, главная предпосылка стиля привязанности ребенка - это стиль привязанности, который сформирован у родителя со своим родителем, т.е. это трансгенерационный опыт, и исследование трансгенерационных аспектов, аффектов, благодаря доступным способам в терапии.

Например, генограмма, и тому насколько чутко мы будем работать с этим материалом в психотерапии.

Нарративы
Важно учитывать нарративы, которые человек формулирует о своем “расстройстве” - расстройство пищевого поведения или биполярное расстройство, и подумать об этом с токи зрения эмоциональной регуляции. Как попытке привести в порядок чувства человека, которые он переживает как затапливающие, или несвязанные, как травматичные, и всилу этого они отчаянно ищут способы “приведения их в порядок” - регулировать с помощью тех ресурсов, которыми они располагают.
Можно использовать любое из этих способов, как попытку осуществлять эмоциональную регуляцию. В длительный перспективе это не работает, но в краткосрочной это служило им помощью. И нужно признать это в терапии - поздравить с тем, что клиент пытался найти свой путь, и попытаться его искать вместе.

Также стоит заметить, как найденное решение становится проблемой. Например, человек отчаянно ищет способы успокоить себя и снизить эмоции, и он нашел способ - их не чувствовать - с помощью наркотиков, еды, и чего угодно, это помогло на короткий период, и снова и снова прибегает к этому способу успокоиться, тогда решение становится сложностью. И тогда полезно подумать вместе, что будет поддержкой в длительной перспективе для эмоциональной регуляции.

Нейробиологические аспекты регуляции эмоций
Мы рассмотрим эту идею с точки зрения нервной системы и поливагальной теории. Что происходит, когда первая линии защиты недоступна - связь с другим и ко-регуляция? Или ко-регуляция переживается как опасная, пугающая, когда человек должен защитить себя от того, кто с кем он должен быть в отношениях. Тогда активируется вторая и третья линии защиты - возбуждается симпатическая ветвь НС, и происходит сильный эмоциональный отклик - возникает состояние тревоги, и при переходе к третьей линии защиты при активации дорсально-вагусной системы - происходит онемение, отрезание от эмоций, снижение интероцептивной осознанности, - в этом состоянии с клиентом можно только оставаться какое-то время, с теми интероцептивными сигналами (если они есть), переживанием эмоций и аффектов, и мы подробно поговорим о третьей линии защиты на семинаре.

И в завершение - поговорим о функции правого и левого полушарий головного мозга и в особенности - практиках, которые соединяют левое и правое полушарие - активизируют мозолистое тело. В правом полушарии содержится довербальный эмоциональный опыт, и в левом полушарии формируется нарратив и через истории, в словах, об этом можно рассказать - мы обсудим как поддерживать их связь в терапии.

В рамках курса "Регуляция эмоций в психотерапии" мы будем изучать возможности регулирования эмоций - от ко-регуляции до саморегуляции и исследовать нейрофизиологические техники достижения баланса.

сессия 1 - траектория развития эмоций и ко-регуляции
сессия 2 - переход от ко-регуляции к саморегуляции
сессия 3 -про танец - потому что человек способен на ко-регуляцию и саморегуляцию, когда это необходимо, и в особенности - стратегиях - ко-регуляции и саморегуляции, как мы можем поддержать клиентов в этом танце между этими двумя возможностями.

Николь Шнаккенберг
доктор психологических наук, специализация - расстройства пищевого поведения и образа тела
Рекомендованная литература
  1. Николь Шнаккенберг. Мнимые тела, подлинные сущности, 2015
  2. Lemma Alessandra. Minding the Body and other books11-2122.
  3. Антонио Дамасио. Я, мозг и возникновение сознания.
  4. Jaak Panksepp. Molecules of Emotion.
  5. Daniel Stern. The Interpersonal World of the Infant
  6. John Bowlby, books and articles.
  7. Allan Schore. Right Brain Psychotherapy.
КУРС НИКОЛЬ ШНАККЕНБЕРГ
ЭМОЦИИ В ПСИХОТЕРВПИИ: ОТ КО-РЕГУЛЯЦИИ К САМОРЕГУЛЯЦИИ
Запись
+ Интервизии
© Статья подготовлена по материалам дискуссионного клуба PSY4PSY
Перевод Галины Савченко
© 2018 - 2024 All Rights Reserved. PSY4PSY.RU
contact@psy4psy.ru