ВИДЕО-КУРС | ТЕОРИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ НА ПРАКТИКЕ | НИКОЛЬ ШНАККЕНБЕРГ
Close

ПОЭЗИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ В РАБОТЕ С РАССТРОЙСТВАМИ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Николь Шнаккенберг,
доктор психол. наук
Открытая лекция Николь Шнаккенберг.
Признанные и отвергнутые "Я" в расстройствах пищевого поведения и баталиях с внешностью
Получить ссылку
Признанные и отвергнутые "Я" в расстройствах пищевого поведения и баталиях с внешностью
Получите ссылку!
Открытая лекция в рамках курса "Характер и аффекты в терапии РПП и ДР"
Ведущая Николь Шнаккенберг - д.пс.н., психотерапевт, специализация – расстройства образа тела и сексуальность.
Это открытая лекция

Поэзия - это форма откровения для поэта и для читателя.

Роберт Фрост, Robert Frost

ВИДЕО-КУРС | ТЕОРИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ НА ПРАКТИКЕ | НИКОЛЬ ШНАККЕНБЕРГ
Close

Компульсивное поведение, с помощью которого хотят изменить свое тело, является метафорой для отношений ранней привязанности, принимая во внимание то, что ощущение своего тела возникает в контексте этих ранних отношений. Действительно, именно через кормильца младенец организует свои ранние телесные ощущения и переживания; приходя к ощущению собственного тела и себя.


Алессандра Лемма предполагает, что при возникновении трудностей в ранних отношениях с кормильцем через прикосновение и взгляд, для ребенка может оказаться невозможным почувствовать себя как дома в своем теле или даже чувствовать, что у него есть тело; что тело принадлежит ему.


Согласно Алессандра Лемма, трудности могут проявиться в подростковом возрасте, когда тело сильно изменяется и эти изменения не синхронизированы с изменениями в головном мозге. Из этого может последовать то, что тело «обвиняют» во внутренней боли и смятении чувств, переживаемых человеком в мыслях и ощущениях. Это еще больше усложняет ассимиляцию тела и понимание кто я есть. Тогда считается, если тело «виновно» в ощущении фрагментированного «я», оно нуждается в коррекции или «исправлении» для уменьшения или устранения эмоциональной боли.


Во многих случаях виной всему чувство нелюбви, часто приводящее к убеждению, что если тело изменить или «починить», человек станет хорошим и «целым».


Поскольку есть стремление преобразовать свою внешность во что-то «красивое» и «привлекательное», мы делаем то же самое и с отношениями.

Происходит бессознательное стремление превратить ранние отношения и все, что они значили, во что-то красивое и хорошее. Мы пытаемся разобраться с ранними и значимыми отношениями через тело. Как и где еще можно в них разобраться, если они появились через тело?

Поэзия занимает прочное место в истории врачевания с библейских времен и Древней Греции. Поэзия может помочь исследовать психологические сложности нашей жизни и сформулировать то, что до этого момента ощущалось как намек - она ​​укрепляет мысли и чувства, которые прятались в тени и едва показывались.

Ритм и мелодичность поэзии влияют на глубинном уровне. Ритм стихотворения может передавать то, что находится за пределами мыслей, поэтому в терапевтическом пространстве стоит предлагать прочтение поэзии.
Пробелы на странице и паузы приглашают нас погрузиться в метафоры - это намеренная остановка, чтобы созерцать, дышать и жить в этих паузах.

Для начала нужно выбрать интересные и подходящие стихи и организовать их, например, по темам. Если стихи попадают в несколько категорий, то лучше сделать дубликаты и иметь копию в каждой категории.
Критерии выбора поэзии 

Выбор поэзии в терапевтических целях должен отражать такие аспекты:

  • переживание схожих чувств, эмоций, вызывающих беспокойство
  • ориентация на эмоционально-чувственную сферу
  • не слишком сложные для понимания и запоминания отрывки и стихотворения



В музыкальной терапии при выборе музыки руководствуются изопринципом - это определенное соответствие настроению или состоянию человека. Этот же принцип имеет смысл применять при выборе поэзии. И стоит избегать стихов, которые отражают полную безнадежность, отчаяние, цинизм, вину или стыд.


Старайтесь, чтобы стихи соответствовали терапевтическим целям - например, эмоциональное прохождение через потерю, травму, привязанность и обретение уверенности, понимания и достижение нормализации переживаний и чувств.

Стихи также могут служить трамплином в творческом письме для клиентов. Можно использовать структуру, тему, центральный объект и эмоцию как стимул для самостоятельных сочинений клиента.



Возможно, кому-то захочется написать свой поэтический ответ автору!

Последовательные шаги в процессе написания терапевтических стихов

1

Распознавание или идентификация. Клиенты могут узнавать объект, героя, ситуацию или чувство в стихотворении, напоминающее им о чем-то из собственной жизни. Или произойдет эмоциональная реакция, которая предполагает, что их психика установила эту связь (она может не осознаваться). И это не всегда очевидно, что это за связь. Таким образом, стихотворение может всколыхнуть бессознательный материал.


2

Исследование или проработка. Клиенту предлагается конкретизировать свою реакцию на стихотворение, например, размышляя о том, почему стихотворение заставило их почувствовать грусть, злость, надежду и т.д. И на этом этапе сравнить эту реакцию на разные стихотворения. Например сравнить стихотворение, которое заставило клиента чувствовать безнадежность с другим, которое вселило в них надежду.


3

Сознательное решение применить сделанные открытия в собственной жизни. Применить то, что узнал клиент о себе, своих реакциях в текущей жизненной ситуации. Предложить клиенту послушать стихотворение и ответить на него всем телом, уделяя пристальное внимание возникающим ощущениям в теле. Оставайтесь с ощущениями - поддерживайте их, чтобы не прибегали слишком быстро к ярлыкам, например, ярлыкам для эмоций.

Признайте, что некоторые реакции невозможно описать словами - признайте это, и уважительно отнеситесь к молчанию.

В рамках курса "Нарративный подход в работе с расстройствами поведения и образа тела: Креативность как ресурс" мы погрузимся в техники и методы работы с метафорами, поэзией и дневниками в решении терапевтических задач. На семинаре будет теоретическая часть и практические упражнения в мини-группах.

Николь Шнаккенберг
доктор психологических наук, специализация - расстройства пищевого поведения и образа тела
Рекомендованная литература
  1. Lucille Clifton. ‘To My Friend Jerina’
  2. Николь Шнаккенберг. Мнимые тела, подлинные сущности. Эпиграф | Nicole Schnackenberg. Introductory poem to ‘False Bodies, true Selves’
  3. Derek Walcott. ‘Love after Love’ | Любовь после любви
  4. Lemma Alessandra. Minding the Body and other books.
ВИДЕО-КУРС НИКОЛЬ ШНАККЕНБЕРГ

ТЕОРИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ НА ПРАКТИКЕ
Повышение компетенции психологов в работе с расстройствами пищевого поведения и образа тела
© Материал в рамках семинаров "Нарративный подход в работе с расстройствами пищевого поведения и образа тела"
Перевод Галины Савченко
© 2018 - 2021 All Rights Reserved. PSY4PSY.RU
contact@psy4psy.ru