Поэзия - это форма откровения для поэта и для читателя.
Компульсивное поведение, с помощью которого хотят изменить свое тело, является метафорой для отношений ранней привязанности, принимая во внимание то, что ощущение своего тела возникает в контексте этих ранних отношений. Действительно, именно через кормильца младенец организует свои ранние телесные ощущения и переживания; приходя к ощущению собственного тела и себя.
Алессандра Лемма предполагает, что при возникновении трудностей в ранних отношениях с кормильцем через прикосновение и взгляд, для ребенка может оказаться невозможным почувствовать себя как дома в своем теле или даже чувствовать, что у него есть тело; что тело принадлежит ему.
Согласно Алессандра Лемма, трудности могут проявиться в подростковом возрасте, когда тело сильно изменяется и эти изменения не синхронизированы с изменениями в головном мозге. Из этого может последовать то, что тело «обвиняют» во внутренней боли и смятении чувств, переживаемых человеком в мыслях и ощущениях. Это еще больше усложняет ассимиляцию тела и понимание кто я есть. Тогда считается, если тело «виновно» в ощущении фрагментированного «я», оно нуждается в коррекции или «исправлении» для уменьшения или устранения эмоциональной боли.
Во многих случаях виной всему чувство нелюбви, часто приводящее к убеждению, что если тело изменить или «починить», человек станет хорошим и «целым».
Поскольку есть стремление преобразовать свою внешность во что-то «красивое» и «привлекательное», мы делаем то же самое и с отношениями.
Происходит бессознательное стремление превратить ранние отношения и все, что они значили, во что-то красивое и хорошее. Мы пытаемся разобраться с ранними и значимыми отношениями через тело. Как и где еще можно в них разобраться, если они появились через тело?
Выбор поэзии в терапевтических целях должен отражать такие аспекты:
В музыкальной терапии при выборе музыки руководствуются изопринципом - это определенное соответствие настроению или состоянию человека. Этот же принцип имеет смысл применять при выборе поэзии. И стоит избегать стихов, которые отражают полную безнадежность, отчаяние, цинизм, вину или стыд.
Стихи также могут служить трамплином в творческом письме для клиентов. Можно использовать структуру, тему, центральный объект и эмоцию как стимул для самостоятельных сочинений клиента.
Возможно, кому-то захочется написать свой поэтический ответ автору!
Распознавание или идентификация. Клиенты могут узнавать объект, героя, ситуацию или чувство в стихотворении, напоминающее им о чем-то из собственной жизни. Или произойдет эмоциональная реакция, которая предполагает, что их психика установила эту связь (она может не осознаваться). И это не всегда очевидно, что это за связь. Таким образом, стихотворение может всколыхнуть бессознательный материал.
Исследование или проработка. Клиенту предлагается конкретизировать свою реакцию на стихотворение, например, размышляя о том, почему стихотворение заставило их почувствовать грусть, злость, надежду и т.д. И на этом этапе сравнить эту реакцию на разные стихотворения. Например сравнить стихотворение, которое заставило клиента чувствовать безнадежность с другим, которое вселило в них надежду.
Сознательное решение применить сделанные открытия в собственной жизни. Применить то, что узнал клиент о себе, своих реакциях в текущей жизненной ситуации. Предложить клиенту послушать стихотворение и ответить на него всем телом, уделяя пристальное внимание возникающим ощущениям в теле. Оставайтесь с ощущениями - поддерживайте их, чтобы не прибегали слишком быстро к ярлыкам, например, ярлыкам для эмоций.
Признайте, что некоторые реакции невозможно описать словами - признайте это, и уважительно отнеситесь к молчанию.
Видео-курс Николь Шнаккенберг
доктор психол. наук
Подробнее...