По мере знакомства с предыдущими главами этой книги, мы, вероятно, могли ещё больше себе уяснить, что трудности и модели саморазрушающего поведения, связанные с конфликтами с внешностью, нельзя просто объяснить как патологические процессы или отмести как частные случаи. Расстройства, связанные с воспринимаемым физическим внешним видом тела, твёрдо обосновались в культурном и общественном контексте, и, как таковые, отнюдь не могут быть отнесены на счёт индивидуальных патологий или «отклонений».
Повсеместный медицинский взгляд на конфликты с внешностью как на «психические заболевания» своими постулатами уходит глубоко корнями в утверждение, что психологическое расстройство во многом обусловлено нашей биологией. Такое отнесение часто уверенно указывает пальцем на наши ничего не подозревающие гены, которые выставляются «плохишами» в наших конфликтах идентичности, связанных с внешностью. Однако гены не могут точно определить развитие специфических нейронных связей; в человеческом геноме насчитывается около 30000 генов, однако в мозге насчитывается свыше 100 триллионов синапсов. Если точнее, то сигнал из генного окружения, нежели независимое свойство самого гена, активирует выражение этого гена. Согласно дисциплине под названием эпигенетика, что буквально означает «контроль над генетикой», наши ощущения формируют действия наших генов. По этой причине ответственность за наши физические или психологические конфликты нельзя возлагать исключительно на простую биологию.
В 2009 году в одном поворотном исследовании, которое рассматривало модели материнской заботы у грызунов, учёные продемонстрировали, как частота вылизывания и обыскивания шерсти на ранней стадии жизни грызунов управляла развитием мозга и поведения у их потомства, при сохранении этих эффектов во взрослой жизни (Champagne & Curley, 2009). Было обнаружено, что отсутствующая и недостаточная материнская забота формирует и непосредственно влияет на деятельность гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой (ГГН) оси (главная стрессовая система мозга), в дополнение к регуляционным системам переднего мозга. У детёнышей, которые испытывали недостаточную материнскую заботу, развивались изменённая, часто повышенная, реактивность ГГН-оси и нарушение нормальной понижающей регуляции этой системы, в дополнение к повышенным тревожности, страху, инертности и старт-реакциям. Было выявлено, что материнская забота у грызунов воздействует на считывание кода генов, которые поддерживают глюкокортикоидные рецепторы, которые необходимы для регуляции ГГН-оси. Важно также отметить, что трудности в детской привязанности, к которой мы вернёмся позднее в этой главе, как было обнаружено, вносят изменения в структуры, нейрохимикаты и межнейронные связи человеческого мозга, причём отсутствие заботы в детстве, как правило, воздействует на способность ГГН-оси регулировать реакцию мозга и тела на стресс (Corbin, 2007). Одним из многих трагических последствий чрезмерно упрощённого биогенетического подхода является неспособность психиатрического сообщества выработать программы первичной профилактики, нацеленные на сохранение надёжной и безопасной привязанности у детей в течение первых пяти лет их жизни. Подобные программы, тем не менее, постепенно возникают, в т.ч. служба «Партнёрство родителей и детей» (Parent and Infant Partnership services, PIPs), всё более развивающаяся в Великобритании.
В связи с этим я думаю, что, когда мы пытаемся исследовать этиологию наших конфликтов с внешностью, было бы полезнее фокусироваться на жизненном опыте и социокультурных факторах, при этом осознавая, что, хотя биологические элементы почти наверняка играют свою роль в этой пьесе, они не несут никакой ответственности per se, если рассматриваются в отрыве от жизни и даже от переживаний плода, которые наполняют их своим содержанием. Это понимание делает шаг за пределы нынешнего понимания в рамках модели стресс-уязвимости в отношении психических заболеваний, которая утверждает, что «слабые» гены делают нас восприимчивыми к определённым патологиям, а стресс впоследствии приводит в действие эту уязвимость. Основная идея истинной эпигенетики, напротив, заключается в том, что наши тела включают в себя обширную сеть компонентов, непрерывно взаимодействующих друг с другом различными способами; мы далеки от объяснения этих механизмов в рамках имеющегося у нас в настоящее время научного знания.