6 - 9 июня | Мужчина и женщина: техники работы с сексуальностью | Наталья Фомичева
Close
Динамика сексуальных отношений
в паре
Наталья Фомичева
Запись открытой лекции "Взаимосвязь пищевого поведения и сексуальных дисфункций" и подписка на рубрику "Сексуальность: метаморфозы влечения"
В статье пойдет речь о стадии развития сексуальных отношений в паре, а именно модели Маргарет Малер (врач-психиатр, психоаналитик). Эта модель, описывающая стадии развития ребенка, с успехом применяется в семейной и сексуальной терапии. Стадии могут проходиться партнерами совместно или по-отдельности, в связи с этим возникают определенные запросы к психологу.
Стадии развития пары и типичные запросы
1
Симбиоз, или формирование пары
На этой стадии присутствует влюбленность, сильное сексуальное влечение и обнаруживается много сходства во взглядах и отношениях, нет четких границ, особая роль уделяется невербальной составляющей. Период длительности этой стадии от 9 мес. до одного года, иногда полутора лет. На этой стадии редко возникают сложности в сексуальном взаимодействии. Сложности возникают, если пара "застревает" на этой стадии и дальше не развивается. Со временем сексуальное влечение партнеров начинает угасать по причине того, что не развивается чувство отдельности от партнера.
4, 6 и 9 ИЮНЯ | МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА: ТЕХНИКИ РАБОТЫ С СЕКСУАЛЬНОСТЬЮ | НАТАЛЬЯ ФОМИЧЕВА
Close
~
2
Стадия дифференциации. Обнаружение отличий партнеров
На этой стадии важно подчеркнуть отличия от партнера. Изменения могут приниматься сложно.
Занимает период от 2,5 - 3-х лет. На этой стадии могут начинаться конфликты не обязательно связанные с сексуальным взаимодействием, а в основном, с личностными проявлениями, связанными с фокусировкой на развитии эго.

На этой стадии важно подчеркнуть отличия от партнера, сложно принимаются изменения. Если пара вместе выходит на эту стадию, то мы видим снижение частоты сексуальных контактов, появление симпатий за пределами пары, нетерпимость к ограничению свободы и понимание необходимости в самореализации.
Основные сложности возникают, если один партнер находится на симбиотической стадии, а другой уже вышел на стадию дифференциации. При такой картине возможны обиды на чувство оставленности партнером, ненужность, ревность к другим новым интересам партнера, любые изменения воспринимаются как угроза отношениям.
Основные сложности возникают, если один партнер находится на симбиотической стадии, а другой уже вышел на стадию дифференциации. При такой картине возможны обиды на чувство оставленности партнером, ненужность, ревность к другим новым интересам партнера, любые изменения воспринимаются как угроза отношениям.
Единственный выход из этой ситуации видится как возврат к симбиотической стадии, по-сути, невозможной.
В связи с этим, другой партнер чувствует ограничение свободы и нарушение границ. С одной стороны в паре повышается конфликтность, взаимообвинения и травматичность отношений, что, в целом, влияет на сексуальное заимодействие.

Например, можно услышать: партнер не понимает, чего я хочу, не готов меня слышать, а раньше - все нравилось.

Терапевтическая работа на этой стадии будет вестись над обнаружением различий партнеров и их принятием.

Если партнеры одновременно вышли на стадию дифференциации, то появляется ощущение того, что отдалились друг от друга. Характерно появление новых интересов, меньше времени проводится вместе и кажется не таким насыщенным, увеличивается дистанция в отношениях.

Терапевтические запросы партнеров могут прорабатываться через узнавание другого, точек соприкосновения, создание и принятие личного пространства.

В сексуальной сфере также выражается желание попробовать новое - практики и формы. Это может удивлять партнера и быть причиной разногласий. Акцент нужно делать на том, что это не ставит под угрозу отношения, а наоборот, предлагает исследование пространства для совместного развития.

Если пара проходит эту стадию благополучно, то переходит к следующей стадии.
~
3
Стадия обучения
Занимает длительный период жизни 5-10 лет или гораздо дольше. Эта стадия благополучного развития, когда партнеры учатся сохранять свою идентичность, но оставаться в партнерстве. Проводится самоисследование - какой я в отношениях с другим, как мои интересы соотносятся с интересами и потребностями партнера, открываются новые грани партнерства, сохраняя собственную уникальность и не травмируя партнера. В основном на этой стадии нет запросов о психологической помощи, поскольку появляющиеся конфликты решаются спокойно продуктивно. Они могут опираться на партнера, испытывать чувство доверия друг к другу.
~
4
Зрелая стадия, или идентификационная, или идентичностная.
Партнеры достигли стадии осознанности в отношениях, знают себя и понимают желания партнера, сформированы приоритеты для пары, уважение к границам другого, понимание совместных целей, прогнозирование сценариев развития. Проблемы решаются быстро и нетравматично друг для друга. В основном, это зрелые личности и в терапию могут обращаться редко.

Принято считать разрыв между партнерами более, чем на одну стадию - критичен. К примеру, один партнер находится на симбиотической стадии, а другой вышел на стадию обучения - скорее всего пара распадется. Это будет для партнера болезнено находится вне слияния, и он будет ощущать небезопасность, актуализируются детские травмы оставленности и брошенности. Для более реализовавшегося партнера, запрос на терапию звучит как тупик в отношениях, не видит для себя путей развития. Есть много внешних факторов, удерживающих пару: дети, ипотека, болезнь и т.д. Но в психологическом плане пара разбалансирована и можно наблюдать удобное совместное проживание, а не диадическое развитие.

В практике консультирования наиболее частые вопросы возникают в ситуации партнеров, когда один остается на стадии симбиоза, а второй - перешел на стадию дифференциации.
~
Как тип ранней привязанности влияет на развитие в паре
Важную роль будет играть тип ранней привязанности: безопасный, тревожно-цепляющийся, избегающий, дезорганизованный.

Отношения с главной фигурой привязанности будет реализовываться и в отношениях с партнером.
При тревожно-цепляющемся типе привязанности, партнер будет застревать на симбиотической стадии. И стремления партнера в отдельности воспринимаются как угроза отношениям и собственной целостности. Например, когда партнер уходит, мне хочется стать фотографией, чтобы он мог взять меня с ним. Есть острое нежелание разлучаться, даже на время рабочего дня. Если и партнер демонстрирует тревожно-цепляющийся тип привязанности, тогда пара надолго застревает на симбиотической стадии. В дальнейшем динамика сексуальных отношений будет снижаться. Из-за ощущения близости, как собственной части, пропадает сексуальное влечение. В практике встречаются пары, которых этот факт не беспокоит.

Если партнер демонстрирует тревожно-цепляющийся тип привязанности, а другой партнер - тревожно-избегающий, то партнеры могут разойтись. На этом фоне сексуальные контакты после ссоры воспринимаются партнером с тревожно-цепляющимся типом привязанности очень ярко, ведь ему нужно воссоединение, угроза утраты симбиоза миновала, мы снова вместе и секс является тому подтверждением. Партнер с тревожно-избегающим типом привязанности будет склонен отыгрывать сексуальные привязанности, возможно, в других отношениях, чтобы не находится в тесном контакте. Это сближение он воспринимает как утрату идентичности, потерю себя.

При различных типах привязанности будет развиваться динамика неравномерного прохождения стадий.



Литература по теме:

1. Дэвид Шарф "Секс и объектные отношения"

2. Бэйдер Эллин , Пирсон Питер "В поисках мифической пары"
СЕКСУАЛЬНОСТЬ:
МЕТАМОРФОЗЫ ВЛЕЧЕНИЯ
4, 6 и 9 ИЮНЯ
Мужчина и женщина: сходства и различия
Очно и онлайн, Москва
Ведущая Наталья Фомичева
Автор Наталья Фомичев

© 2015-2019, All Rights Reserved. PSY4PSY.RU
contact@psy4psy.ru
Made on
Tilda