Образ тела изнутри и
снаружи

Наталья Фомичева
к.пс.н., клинический психолог, супервизор

Подписывайтесь на дайджест PSY4PSY
23 января в 9:00 мск | Открытая лекция "Взаимосвязь пищевого поведения и сексуальных дисфункций" Ведущая Наталья Фомичева
Формирование схемы и образа тела
Младенцы способны регистрировать сигналы и импульсы, идущие от тела. Первый год жизни связан с принятием. Если мать и ухаживающий принимает телесность ребенка (через поглаживание, прикосновение), то развивается С-тактильная система. Это рецепторы на поверхности кожи (за исключением поверхности ладоней и подошвы ног).

Эти рецепторы медленнее передают сигналы в мозг, чем болевые и температурные рецепторы (когда отдергиваем руку и не успеваем понять, что предмет горячий). С-тактильные сигналы более медленные, речь идет о долях секунды, но в сравнении с болевыми сигналами, немного медленнее. Они откликаются на стимуляцию при поглаживании, почесывании, контактах с кожей, они формируют приятное ощущение от тела.
2 - 3 февраля Процесс развития ребенка и пищевое поведение | Ведущая Наталья Фомичева
Close
Образ тела состоит из нескольких компонентов.
Есть понятие "схема тела" - это представленность в мозге различных частей тела в зависимости от интенсивности сигналов от тела, они по-разному представляются. Изображение человека с большими руками, ногами, головой и маленьким телом - говорит о том, что больше сигналов идет от рук, ног и лица, чем от, скажем, средней части спины. Схема тела - это неврологический аспект, не имеющий эмоциональной окраски, связан с ощущением себя.

В образ тела входит эмоциональная составляющая. Здесь речь идет о переживаниях по поводу своего тела - нравится, доставляет удовольствие, позитивных переживаний или возникает чувство стыда, отвращение к себе, которые закладываются в ранний период жизни. Ребенок фактически контейнирует эмоции матери или опекуна. Если к телу ребенка относились с любовью и нежностью, то у ребенка постепенно формируется положительное эмоциональное переживание своей телесности.

Если присутствует отстраненность, дистанция, если недостаточно тактильного контакта и большую часть времени ребенок предоставлен себе или много времени находится в одежде, мать испытывает отвращение при смене подгузников или при других взаимодействиях с ребенком, то он присваивает эти чувства. И в дальнейшем те чувства, которые он будет переживает по отношению к телу, будут те чувства, которые переживали взрослые при взаимодействии с ним.
Интероцептивная осознанность больше развита у женщин в силу того, что в культуре принято по-разному обращаться с младенцами. Приведу эксперимент, в котором принимали участие взрослые и младенцы, и фиксировались паттерны поведения с мальчиками и девочками.

Если взрослому говорили, что это девочка (ребенок был одет, чтобы скрыть пол и ориентировались на слова экспериментатора), то присутствовало больше объятий, поглаживаний, мягких движений. Если взрослый считал, что перед ним мальчик, то наблюдалось много активных движений - подбрасывание, размахивание рук, складывание и разведение ног и т.д. Наблюдалось качественно другое взаимодействие. Видимо с этим также связано развитие С-тактильной системы и ко взрослому возрасту мужчины меньше ощущают свою телесность.
Читайте также предыдущую статью в этой серии: "Развитие привязанности и формирование интероцептивной осознанности"

Периоды развития образа тела
Период развития до трех лет
Переживание эмоций по отношению к собственному телу растягивается на длительный период жизни, не заканчивается с окончанием младенческого возраста в один год, а продолжается до трех лет. Ребенок начинает фиксироваться на переживаниях физиологических потребностей и как они отражаются в теле: ощущения, возникающие когда ходит на горшок, когда ест разные продукты и пробует их на вкус, когда активно двигается и какие эмоции испытывают взрослые. Если физиологические потребности не принимаются, то эти чувства будут присваиваться ребенком.
Период развития от трех до шести лет
В возрасте от трех до шести лет появляются мастурбационные игры. Родители могут принимать эти телесные проявления ребенка, а могут стыдить, наказывать и дисциплинировать. В этом случае удовольствие будет сцеплено с переживанием стыда или запретом и тогда во взрослом возрасте образ тела будет содержать и этот компонент.

Образ тела содержит мысли по поводу своей телесности: нужно похудеть или прибавить в весе, могут беспокоить происходящие изменения в теле. У ребенка это относится к периоду появления речи. Дети прислушиваются что об их теле говорят родители. Если присутствует оценочность, которой вообще много в нашей культуре, то ребенок усваивает систему того, что тело должно оцениваться. И в дальнейшем этот компонент образа тела приобретает полюса. Оценивание себя "достаточно хорошим, красивым" или "недостаточно худым, плотным, высоким и т.д." По этому поводу есть мысли, которые оценочно окрашены - "я такой, и это плохо" или "я такой, и это хорошо".

Похожесть - еще один компонент. Тело оценивается с точки зрения насколько я похож или не похож на окружающих. К примеру, ребенок из неполной семьи похож на отца и у матери это вызывает негативные чувства и она может транслировать то, что это плохо быть похожим на отца. В этом случае будет формироваться негативный когнитивный компонент по поводу своей телесности - "я такой, и это плохо", "я так выгляжу, и это плохо".

В этот возрастной период дети выстраивают когнитивный компонент болевых ощущений. Все дети бегают, падают, ударяются и сталкиваются с тем, что окружающие его взрослые эту боль принимают - понимаю, что тебе больно. Или могут говорить - не придумывай, тебе не больно. Это также влияет на образ тела, поскольку это ставит запрет на переживание этих ощущений. Ребенок приучается доверять не тому, что происходит в теле, а тому, что говорят извне.
Препубертат (от 6 до 10 лет)
Период от шести до десяти лет называется "претубертат", вносит большой вклад в развитие образа тела, потому что ребенок получает гораздо больше обратной связи по поводу своей телесности и расширяется круг его взаимодействия. Многие травмы, связанные с образом тела, в частности, дисморфобия, "запускаются" именно в этот период, в особенности, если ребенок телесно отличается от сверстников. К примеру, самый маленький или самый высокий в классе, носит очки или другая внешность по национальности. Получая постоянную информацию о своей внешности, ребенок встраивает ее в когнитивный компонент образа тела. Это влияет на самооценку: я плохой или неправильный, так как мое тело не принимается окружающими. Здесь нарушение образа тела уже можно диагностировать, предложив нарисовать человека и обнаруживаем, что рисунок ребенку не нравится, есть агрессия или тревога при создании этого рисунка. Важно понимать в каком окружении находится ребенок. Влияние семьи в этом возрасте снижается, гораздо сильнее влияние сверстников и окружения. Попадая в ситуацию буллинга, травли в школе по поводу внешности, то желательно вмешаться и попробовать остановить, поскольку это повлияет на развитие образа тела в дальнейшем
Подростковый период
Самым чувствительным является подростковый возраст.

В этот период жизни образ тела меняется кардинально, поскольку само тело тоже меняется. До десяти-одиннадцати лет психика ребенка успевала приспособиться к изменениям в теле. То в подростковом возрасте возможно наблюдать драматические скачки - резкая прибавка в росте или весе, появляются волосы, появляется другой запах тела, прыщи, ломка голоса - этих изменений слишком много, чтобы психика успевала с ними справляться. При этом снижается активность лобных долей. У ребенка снижается способность к логическому усвоению и переработке информации, в том числе из-за гормональных изменений ребенок оказывается в ситуации эмоциональной лабильности.

В этот период особенно важно выявить ранние признаки расстройства образа тела. Это может проявляться и в расстройствах пищевого поведения. Анорексия и булимия дебютируют именно в этот период жизни. Это может проявляться в самоповреждающем поведении. Переживая отвращение и аутоагрессию подросток наносит себе повреждения - порезы, прижигания сигаретами.

Это может выражаться в экстремальном и рискованном поведении: агрессия к своей внешности толкает подростка на экстремальные виды деятельности, появление синдрома навязчивых тренировок.

Спортивные тренировки могут переходить временные границы, от двух часов в день ежедневные тренировки могут свидетельствовать о компульсивном поведении. Кроме внешних изменений, тело меняется внутренне: появление менструаций и полюций - это рождает гамму чувств, которая наполняет эмоциональный компонент образа тела и в дальнейшем будет проявляться в сексуальности, в переживании тела как субъекта сексуальности.

К примеру, у девочки в семье есть запрет на телесность, появление менструации должно скрываться. В движении за права женщин - free bleeding, если женщина в случае "аварии" сталкивается со стыдом, навязанным извне, то ему нужно противостоять, демонстрируя нормальность процесса менструации и свойства тела.
Терапевтическая работа с образом тела
К концу подросткового возраста образ тела обычно сформирован. Все компоненты - схема тела, эмоции, мысли и поведение по поводу собственной внешности, формируют определенный конструкт, который довольно устойчивый.

К примеру, во взрослом возрасте при дисморфобических проявлениях, есть навязчивые мысли по поводу внешности (нужна пластическая хирургия, похудение, тренировки и другое), в первую очередь следует искать подростковые переживания, которые были травмирующими. Что происходило в этот период? Что вы об этом помните?

Несмотря на устойчивость этого конструкта, он не перманентный. По мере взросления, образ тела продолжает изменяться, но не так резко. Важными точками являются беременность у женщин и появление возрастных изменений (морщины, седина и др.). При наличии базисной установки на безоценочное принятие себя, то и изменения принимаются. Могут тяжело переживаться возрастные изменения и прибегание к косметическим процедурам, но ужаса, паники и отвращения не наблюдается, в отличие от людей, у которых нет установки на принятие. Изменение образа тела будут сопровождать человека на протяжение всей жизни и по-разному восприниматься на разных возрастных этапах. Они зависят от общей стрессовой нагрузки.

Находясь в состоянии стресса, образ тела становится более уязвимым, поскольку увеличивается количество токсических эмоций. Находясь в хорошем контакте с телом, человек способен спокойнее проходить через подобные состояния. В терапии в работе с такими запросами - сложности в принятии и нарушения образа тела, то необходим комплексный подход.

В связи с тем, что образ тела - это комплексный сплав - интероцептивная осознанность, эмоции, мысли и рациональные убеждения, случаи работы с онкологическими пациентам показали низкую интероцептивную осознанность. Позднее диагностирование заболевание в том числе может быть связано и с этим - человек не отслеживал поступающие сигналы. В терапии следует сфокусироваться на распознавании слабых сигналов, небольших нюансов состояний. Работа с эмоциями может включать экспрессивную терапию, арт-терапию. Работа с мыслями "если я буду худая, я буду успешной" ведется в русле когнитивной терапии, терапии принятия ответственности. Также терапевтическая работа ведется с поведением, в особенности, если оно носит самоповреждающий характер, отсутствуют навыки заботы о себе, забота сопровождается мыслями "надо" или "должен".
Случаи дисморфобии многообразны от тяжелых мыслей по поводу собственной внешности, перенесение хирургических вмешательств, стыд при раздевании на пляже или в спортзале и т.д. Первоначальная задача в терапии - оценить степень выраженности расстройства, проявленности негативных симптомов в каждой сфере: интенсивность чувств, мыслей, какой аспект тела затрагивают, поведенческая выраженность. В зависимости от этого строится стратегия терапии. Начинать терапию следует с того, что является более доступным и безопасным для клиента. Однако в рамках терапии необходимо учитывать все компоненты образа тела. К примеру, клиент может говорить о стыде и отвращении или поведенческих аспектов, то с этого легче начать. В терапии, сфокусированной на сострадании, разработаны протоколы для работы со стыдом и самокритикой.
ВОПРОС:
Порекомендуйте литературу по работе с образом тела у подростков.
Наталья:
Прежде всего - это книга Николь Шнаккенберг "Мнимые тела, подлинные сущности".

Отдельные главы Крайг Г., Бокум Д. - «Психология развития»

Ф. Райс "Психология подростка"
ВОПРОС:
Какие подходы вы используете в работе?
Наталья:
В основном в своей работе я опираюсь на арт-терапию. Мне этот подход ближе по ценностям и предлагаемым формам работы. Также техники терапии, сфокусированной на сострадании.

Вопрос. С какого времени стоит собирать анамнез в работе с клиентом?

Стараюсь собирать анамнез с момента беременности, если есть сведения до настоящего момента. В случае дисморфобии - с какого момента клиент помнит негативные мысли, ощущения и переживания. Важно уделить внимание подростковому периоду и изменениям в этот период.
ОБРАЗ ТЕЛА: ОТ ОГРАНИЧЕНИЙ К СВОБОДЕ
Курс по работе с образом тела и пищевым поведением Натальи Фомичевой
Транскрибация лекции подготовлена в рамках проекта
"Образ тела: от ограничений к свободе"
Ведущая Наталья Фомичева
© 2015 - 2018 All Rights Reserved. PSY4PSY.RU
contact@psy4psy.ru
Made on
Tilda