Click to order
Cart
Регистрация и оплата
Total: 
Ваше имя
Ваш Email
Ваш телефон
2, 4, 6 июня | Сексуальные отношения в паре: от сложностей к гармонии
Close

Образ тела изнутри и
снаружи

Наталья Фомичева
к.пс.н., клинический психолог, супервизор
Факторы развития расстройств пищевого поведения. Открытая онлайн лекция. Ведущая к.пс.н. Наталья Фомичева.
Факторы риска развития нарушений пищевого поведения
Получите ссылку на эфир

Открытая лекция в рамках курса "Образ тела: от ограничений к свободе"
Ведущая Наталья Фомичева - к.пс.н., клинический психолог, супервизор, специалист в области сексуального поведения
Это открытая лекция
Факторы риска развития нарушений пищевого поведения
Получите ссылку на запись

Открытая лекция в рамках курса "Образ тела: от ограничений к свободе"
Ведущая Наталья Фомичева - к.пс.н., клинический психолог, супервизор, специалист в области сексуального поведения
Это открытая лекция
Формирование схемы и образа тела
Младенцы способны регистрировать сигналы и импульсы, идущие от тела. Первый год жизни связан с принятием. Если мать и ухаживающий принимает телесность ребенка (через поглаживание, прикосновение), то развивается С-тактильная система. Это рецепторы на поверхности кожи (за исключением поверхности ладоней и подошвы ног).

Эти рецепторы медленнее передают сигналы в мозг, чем болевые и температурные рецепторы (когда отдергиваем руку и не успеваем понять, что предмет горячий). С-тактильные сигналы более медленные, речь идет о долях секунды, но в сравнении с болевыми сигналами, немного медленнее. Они откликаются на стимуляцию при поглаживании, почесывании, контактах с кожей, они формируют приятное ощущение от тела.
Образ тела состоит из нескольких компонентов.
Есть понятие "схема тела" - это представленность в мозге различных частей тела в зависимости от интенсивности сигналов от тела, они по-разному представляются. Изображение человека с большими руками, ногами, головой и маленьким телом - говорит о том, что больше сигналов идет от рук, ног и лица, чем от, скажем, средней части спины. Схема тела - это неврологический аспект, не имеющий эмоциональной окраски, связан с ощущением себя.

В образ тела входит эмоциональная составляющая. Здесь речь идет о переживаниях по поводу своего тела - нравится, доставляет удовольствие, позитивных переживаний или возникает чувство стыда, отвращение к себе, которые закладываются в ранний период жизни. Ребенок фактически контейнирует эмоции матери или опекуна. Если к телу ребенка относились с любовью и нежностью, то у ребенка постепенно формируется положительное эмоциональное переживание своей телесности.

Если присутствует отстраненность, дистанция, если недостаточно тактильного контакта и большую часть времени ребенок предоставлен себе или много времени находится в одежде, мать испытывает отвращение при смене подгузников или при других взаимодействиях с ребенком, то он присваивает эти чувства. И в дальнейшем те чувства, которые он будет переживает по отношению к телу, будут те чувства, которые переживали взрослые при взаимодействии с ним.
Интероцептивная осознанность больше развита у женщин в силу того, что в культуре принято по-разному обращаться с младенцами. Приведу эксперимент, в котором принимали участие взрослые и младенцы, и фиксировались паттерны поведения с мальчиками и девочками.

Если взрослому говорили, что это девочка (ребенок был одет, чтобы скрыть пол и ориентировались на слова экспериментатора), то присутствовало больше объятий, поглаживаний, мягких движений. Если взрослый считал, что перед ним мальчик, то наблюдалось много активных движений - подбрасывание, размахивание рук, складывание и разведение ног и т.д. Наблюдалось качественно другое взаимодействие. Видимо с этим также связано развитие С-тактильной системы и ко взрослому возрасту мужчины меньше ощущают свою телесность.
Читайте также предыдущую статью в этой серии: "Развитие привязанности и формирование интероцептивной осознанности"

Периоды развития образа тела
Период развития до трех лет
Переживание эмоций по отношению к собственному телу растягивается на длительный период жизни, не заканчивается с окончанием младенческого возраста в один год, а продолжается до трех лет. Ребенок начинает фиксироваться на переживаниях физиологических потребностей и как они отражаются в теле: ощущения, возникающие когда ходит на горшок, когда ест разные продукты и пробует их на вкус, когда активно двигается и какие эмоции испытывают взрослые. Если физиологические потребности не принимаются, то эти чувства будут присваиваться ребенком.
Период развития от трех до шести лет
В возрасте от трех до шести лет появляются мастурбационные игры. Родители могут принимать эти телесные проявления ребенка, а могут стыдить, наказывать и дисциплинировать. В этом случае удовольствие будет сцеплено с переживанием стыда или запретом и тогда во взрослом возрасте образ тела будет содержать и этот компонент.

Образ тела содержит мысли по поводу своей телесности: нужно похудеть или прибавить в весе, могут беспокоить происходящие изменения в теле. У ребенка это относится к периоду появления речи. Дети прислушиваются что об их теле говорят родители. Если присутствует оценочность, которой вообще много в нашей культуре, то ребенок усваивает систему того, что тело должно оцениваться. И в дальнейшем этот компонент образа тела приобретает полюса. Оценивание себя "достаточно хорошим, красивым" или "недостаточно худым, плотным, высоким и т.д." По этому поводу есть мысли, которые оценочно окрашены - "я такой, и это плохо" или "я такой, и это хорошо".

Похожесть - еще один компонент. Тело оценивается с точки зрения насколько я похож или не похож на окружающих. К примеру, ребенок из неполной семьи похож на отца и у матери это вызывает негативные чувства и она может транслировать то, что это плохо быть похожим на отца. В этом случае будет формироваться негативный когнитивный компонент по поводу своей телесности - "я такой, и это плохо", "я так выгляжу, и это плохо".

В этот возрастной период дети выстраивают когнитивный компонент болевых ощущений. Все дети бегают, падают, ударяются и сталкиваются с тем, что окружающие его взрослые эту боль принимают - понимаю, что тебе больно. Или могут говорить - не придумывай, тебе не больно. Это также влияет на образ тела, поскольку это ставит запрет на переживание этих ощущений. Ребенок приучается доверять не тому, что происходит в теле, а тому, что говорят извне.
ВИДЕО-КУРС | Образ тела: от ограничений к свободе | к.пс.н. Наталья Фомичева
Close
Препубертат (от 6 до 10 лет)
Период от шести до десяти лет называется "претубертат", вносит большой вклад в развитие образа тела, потому что ребенок получает гораздо больше обратной связи по поводу своей телесности и расширяется круг его взаимодействия. Многие травмы, связанные с образом тела, в частности, дисморфобия, "запускаются" именно в этот период, в особенности, если ребенок телесно отличается от сверстников. К примеру, самый маленький или самый высокий в классе, носит очки или другая внешность по национальности. Получая постоянную информацию о своей внешности, ребенок встраивает ее в когнитивный компонент образа тела. Это влияет на самооценку: я плохой или неправильный, так как мое тело не принимается окружающими. Здесь нарушение образа тела уже можно диагностировать, предложив нарисовать человека и обнаруживаем, что рисунок ребенку не нравится, есть агрессия или тревога при создании этого рисунка. Важно понимать в каком окружении находится ребенок. Влияние семьи в этом возрасте снижается, гораздо сильнее влияние сверстников и окружения. Попадая в ситуацию буллинга, травли в школе по поводу внешности, то желательно вмешаться и попробовать остановить, поскольку это повлияет на развитие образа тела в дальнейшем
Подростковый период
Самым чувствительным является подростковый возраст.

В этот период жизни образ тела меняется кардинально, поскольку само тело тоже меняется. До десяти-одиннадцати лет психика ребенка успевала приспособиться к изменениям в теле. То в подростковом возрасте возможно наблюдать драматические скачки - резкая прибавка в росте или весе, появляются волосы, появляется другой запах тела, прыщи, ломка голоса - этих изменений слишком много, чтобы психика успевала с ними справляться. При этом снижается активность лобных долей. У ребенка снижается способность к логическому усвоению и переработке информации, в том числе из-за гормональных изменений ребенок оказывается в ситуации эмоциональной лабильности.

В этот период особенно важно выявить ранние признаки расстройства образа тела. Это может проявляться и в расстройствах пищевого поведения. Анорексия и булимия дебютируют именно в этот период жизни. Это может проявляться в самоповреждающем поведении. Переживая отвращение и аутоагрессию подросток наносит себе повреждения - порезы, прижигания сигаретами.

Это может выражаться в экстремальном и рискованном поведении: агрессия к своей внешности толкает подростка на экстремальные виды деятельности, появление синдрома навязчивых тренировок.

Спортивные тренировки могут переходить временные границы, от двух часов в день ежедневные тренировки могут свидетельствовать о компульсивном поведении. Кроме внешних изменений, тело меняется внутренне: появление менструаций и полюций - это рождает гамму чувств, которая наполняет эмоциональный компонент образа тела и в дальнейшем будет проявляться в сексуальности, в переживании тела как субъекта сексуальности.

К примеру, у девочки в семье есть запрет на телесность, появление менструации должно скрываться. В движении за права женщин - free bleeding, если женщина в случае "аварии" сталкивается со стыдом, навязанным извне, то ему нужно противостоять, демонстрируя нормальность процесса менструации и свойства тела.
Терапевтическая работа с образом тела
К концу подросткового возраста образ тела обычно сформирован. Все компоненты - схема тела, эмоции, мысли и поведение по поводу собственной внешности, формируют определенный конструкт, который довольно устойчивый.

К примеру, во взрослом возрасте при дисморфобических проявлениях, есть навязчивые мысли по поводу внешности (нужна пластическая хирургия, похудение, тренировки и другое), в первую очередь следует искать подростковые переживания, которые были травмирующими. Что происходило в этот период? Что вы об этом помните?

Несмотря на устойчивость этого конструкта, он не перманентный. По мере взросления, образ тела продолжает изменяться, но не так резко. Важными точками являются беременность у женщин и появление возрастных изменений (морщины, седина и др.). При наличии базисной установки на безоценочное принятие себя, то и изменения принимаются. Могут тяжело переживаться возрастные изменения и прибегание к косметическим процедурам, но ужаса, паники и отвращения не наблюдается, в отличие от людей, у которых нет установки на принятие. Изменение образа тела будут сопровождать человека на протяжение всей жизни и по-разному восприниматься на разных возрастных этапах. Они зависят от общей стрессовой нагрузки.

Находясь в состоянии стресса, образ тела становится более уязвимым, поскольку увеличивается количество токсических эмоций. Находясь в хорошем контакте с телом, человек способен спокойнее проходить через подобные состояния. В терапии в работе с такими запросами - сложности в принятии и нарушения образа тела, то необходим комплексный подход.

В связи с тем, что образ тела - это комплексный сплав - интероцептивная осознанность, эмоции, мысли и рациональные убеждения, случаи работы с онкологическими пациентам показали низкую интероцептивную осознанность. Позднее диагностирование заболевание в том числе может быть связано и с этим - человек не отслеживал поступающие сигналы. В терапии следует сфокусироваться на распознавании слабых сигналов, небольших нюансов состояний. Работа с эмоциями может включать экспрессивную терапию, арт-терапию. Работа с мыслями "если я буду худая, я буду успешной" ведется в русле когнитивной терапии, терапии принятия ответственности. Также терапевтическая работа ведется с поведением, в особенности, если оно носит самоповреждающий характер, отсутствуют навыки заботы о себе, забота сопровождается мыслями "надо" или "должен".
Случаи дисморфобии многообразны от тяжелых мыслей по поводу собственной внешности, перенесение хирургических вмешательств, стыд при раздевании на пляже или в спортзале и т.д. Первоначальная задача в терапии - оценить степень выраженности расстройства, проявленности негативных симптомов в каждой сфере: интенсивность чувств, мыслей, какой аспект тела затрагивают, поведенческая выраженность. В зависимости от этого строится стратегия терапии. Начинать терапию следует с того, что является более доступным и безопасным для клиента. Однако в рамках терапии необходимо учитывать все компоненты образа тела. К примеру, клиент может говорить о стыде и отвращении или поведенческих аспектов, то с этого легче начать. В терапии, сфокусированной на сострадании, разработаны протоколы для работы со стыдом и самокритикой.
ВОПРОС:
Порекомендуйте литературу по работе с образом тела у подростков.
Наталья:
Прежде всего - это книга Николь Шнаккенберг "Мнимые тела, подлинные сущности".

Отдельные главы Крайг Г., Бокум Д. - «Психология развития»

Ф. Райс "Психология подростка"
ВОПРОС:
Какие подходы вы используете в работе?
Наталья:
В основном в своей работе я опираюсь на арт-терапию. Мне этот подход ближе по ценностям и предлагаемым формам работы. Также техники терапии, сфокусированной на сострадании.

Вопрос. С какого времени стоит собирать анамнез в работе с клиентом?

Стараюсь собирать анамнез с момента беременности, если есть сведения до настоящего момента. В случае дисморфобии - с какого момента клиент помнит негативные мысли, ощущения и переживания. Важно уделить внимание подростковому периоду и изменениям в этот период.
ОБРАЗ ТЕЛА: ОТ ОГРАНИЧЕНИЙ К СВОБОДЕ
ВИДЕО-КУРС 4 модуля
Ведущая Наталья Фомичева
Транскрибация лекции подготовлена в рамках проекта
"Образ тела: от ограничений к свободе"
Ведущая Наталья Фомичева
© 2015 - 2018 All Rights Reserved. PSY4PSY.RU
contact@psy4psy.ru